Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РФ и в РТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:45, реферат

Описание работы

Особенно актуальна эта проблема для нашей страны. В результате политических и экономических изменений в стране, произошедших после периода перестройки, распада СССР и обретения независимости России, внешняя среда деятельности производственных организаций радикально изменилась. В стране идет широкомасштабная экономическая реформа, переход экономики на рельсы рыночных отношений, развивается процесс разгосударствления и приватизации производственных предприятий.

Работа содержит 1 файл

Арсентьева 1.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

Субсидии предоставляются организациям на невозвратной и бесплатной основе. Однако приобретаемое за счёт льготных кредитов оборудование сразу монтируется и включается в производственно - технологический цикл, что, как правило, приводит к увеличению физических объёмов выпуска продукции, росту массы прибыли и стоимости имущества. Увеличивается налогооблагаемая база, а, следовательно, растут налоговые платежи в бюджет. Таким образом, возврат бюджетных средств обеспечивается косвенно - через прирост налоговых платежей предприятий, получивших государственную поддержку.

Практика подтверждает высокий уровень бюджетной эффективности используемого механизма субсидирования части процентных ставок по банковским кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов.

Регионы активно используют финансовые инструменты инвестиционной политики. Несмотря на то, что все хозяйствующие субъекты наделены одинаковыми полномочиями в сфере предоставления налоговых льгот, предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность, наблюдается дифференциация инструментов и степени их использования при реализации инвестиционной политики регионов.

На инвестиционную активность в условиях структурной перестройки экономики оказывает влияние сохранение естественных монополий в экспортно-ориентированных отраслях. Извлекая прибыли, благодаря высоким экспортным ценам, естественные монополии стремятся подтянуть к мировому уровню и внутренние цены на свою продукцию. Подобная политика делает неконкурентоспособными и неспособными к инвестициям производителей тех отраслей российской экономики, которые не ориентированы на экспорт.

Сдерживают инвестиционную активность предприятий, недостаточный объем государственных гарантий предприятиям-инвесторам под заемные средства для реализации инвестиционных проектов, а также сравнительно высокая доходность государственных долговых обязательств, которая отвлекает капитал от реального сектора экономики.

Эффект от государственного стимулирования инвестиционной активности зависит как от набора инструментов так и от экономического положения, а также инвестиционной привлекательности региона. Таким образом, для стабильного притока инвестиций в хозяйствующие субъекты необходима консолидация усилий федерального и регионального уровней власти, а также создание развитой функциональной инвестиционной инфраструктуры.

 

Стимулирование инновационной деятельности в РT.

 

Как отметили в пресс-службе Министерства экономики РТ (разработчик законопроекта), несмотря на отсутствие законодательного закрепления принципов инновационной деятельности на федеральном уровне, принятие подобных документов инициируется регионами на местах на основе изучения лучшего зарубежного и отечественного опыта.
Действительно, при внимательном изучении этого закона видно, что большое влияние на его разработчиков оказал аналогичный закон, принятый в Казахстане еще в 2002 году. Так, основные виды инновационной деятельности, перечисленные в статье 4 татарстанского закона, почти слово в слово повторяют статью 6 казахского закона, за одним исключением — Минэкономики РТ решило исключить из этого списка пропаганду результатов инновационной деятельности и распространение инноваций. При этом татарстанские разработчики существенно расширили своей вариант закона, насытив конкретикой.
         В соответствии с законом «Об инновационной деятельности в РТ» в Татарстане наконец-то определен единый уполномоченный орган, наделенный необходимыми функциональными правами и обязанностями по реализации в республике инновационной политики, разработке предложений по регулированию инновационной инфраструктуры и повышению инновационной активности. В соответствии с ним важнейшие направления разработки и проведения региональной инновационной политики определяет президент РТ. Он также утверждает стратегию инновационного развития республики — систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи инновационной политики республики. Госсовет РТ осуществляет законодательное регулирование инновационной сферы. Утверждение республиканской целевой программы и инвестиционного меморандума, обеспечение развития инновационной инфраструктуры, экспертиза инновационных проектов — задачи Кабинета министров РТ. Примечательно, что в ранних версиях законопроекта предусматривалось, как в казахском законе, наделить одну из существующих властных структур специальными полномочиями ведомства по разработке инновационных меморандумов, подготовку государственных докладов и реализацию республиканской целевой инновационной программы. Однако, по всей видимости, от этой идеи позднее решили отказаться, поручив эти функции непосредственно правительству Татарстана.
Согласно закону, основными принципами инновационной политики в Татарстане являются: развитие и эффективное использование инновационного потенциала, признание значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы социально-экономического развития РТ; создание условий для формирования современного технологического уровня в производственных отраслях; обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере и др.
                  К конкретным методам и формам государственного поощрения исследований и разработок, фигурирующим в тексте закона, прежде всего, относится республиканская целевая инновационная программа, которая будет представлять собой замкнутый перечень отбираемых на конкурсной основе широким кругом авторитетных представителей экспертного сообщества республики приоритетных инновационных замыслов, сосредоточенных на «прорывных» направлениях технологического развития. По мысли авторов законопроекта, такая «объектно-ориентированная» концепция предотвратит то самое «размазывание тонким слоем преференций по всему периметру».
«Подобная концепция позволит практически полностью устранить известные недостатки действующей как на федеральном, так и на субнациональном уровнях системы государственной поддержки инновационной деятельности — «перекрестное» финансирование смежных НИОКР и многократное дублирование ранее проведенных изысканий, неизбежно влекущее совершенно неприемлемое «распыление» бюджетных средств, предназначенных для материального обеспечения государственного заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
          Кроме прямых методов стимулирования проведения инновационной политики, предусмотрены также косвенные методы, в том числе налоговые льготы инновационно - генерирующим и инновационно - восприимчивым хозяйствующим субъектам.



Информация о работе Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РФ и в РТ