Национальная инновационная система и государственная инновационная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:31, доклад

Описание работы

Россия стоит на пороге нового этапа в развитии общества. В целом, закончен период подготовки концепции национальной инновационной системы.
Под «Национальной Инновационной Системой» (НИС) понимается комплекс стратегий, институтов, инфраструктуры и правовых механизмов, которые обеспечивают стимулирование, поддержку и развитие инновационной активности во всех сферах жизни общества и государства, в том числе социальной и научно-технической.
Стратегия инновационного развития России получила развитие программных документах страны. Параметры как временные, так и качественные и количественные заданы.

Работа содержит 1 файл

ИМ ДОКЛАД нац ин пол.doc

— 82.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Нижнекамский химико – технологический институт (филиал)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный технологический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

на тему: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Работу выполнила:

                                             студентка 3 курса, группы 4707

                                                       Факультета Э и У, специальности УП

                                                              Галимова Л.Ф.

                                Научный руководитель:

                                                              Джано Джомаа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижнекамск 2010

Россия стоит на пороге нового этапа в развитии общества. В целом, закончен период подготовки концепции национальной инновационной системы.

Под «Национальной Инновационной Системой» (НИС)  понимается комплекс стратегий, институтов, инфраструктуры и правовых механизмов, которые обеспечивают стимулирование, поддержку и развитие инновационной активности во всех сферах жизни общества и государства, в том числе социальной и научно-технической.

Стратегия инновационного развития России получила развитие программных документах страны. Параметры как временные, так и качественные и количественные заданы. В частности, предполагается увеличение доли инновационного сектора экономики в структуре добавленной стоимости к 2020 г. Одновременно планируется снижение доли нефтегазового сектора и сырьевого, что уменьшит зависимость экономики от сырьевого сектора. На настоящий момент определены и заданы приоритеты национального развития по пяти стратегическим векторам экономической модернизации:

1.Мировое лидерство по эффективности производства, транспортировки и использования энергии;

2.Поднятие на новый качественный уровень ядерных технологий;

3.Совершенствование и развитие информационных технологий, увеличение доли и влияния российских разработок в глобальных общедоступных информационных сетях;

4.Создание и расширение наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации;

5.Вывод на передовые позиции отечественного производства медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики и медикаментов. 

Для решения поставленных задач наряду с использованием потенциала организационно-экономических инноваций, необходимо кардинально повысить роль инновационно-технологической компоненты экономического развития страны. Особую важность будут иметь биотехнологии, технологии производства и использования новых материалов с заданной структурой, создание элементов искусственного разума и совершенствование робототехники, социальные гуманитарные технологии локального и глобального масштабов. Во всех программных документах уделяется особое внимание развитию и укреплению обороноспособности страны, традиционных отраслей, агропромышленного комплекса и транспортных систем нового поколения.

Предыдущее развитие инновационной системы России можно разделить на три этапа: первый - деструктивный (разрушительный) период - характеризуется значительным нарушением в начале 90-х годов прошлого века системной работы, проводившейся в СССР в данном направлении; второй – депрессивный (подавление) период - продолжились негативные тенденции предыдущего периода, усугублявшиеся процессами смены собственников предприятий, старения кадров, ветшания и морального износа оборудования; третий – экстенсивный (расширительный)  период – длится с конца 90-х годов и по наши дни - государство существенно укрепилось, обрело необходимые ресурсы. Был предложен ряд достаточно полных моделей построения НИС.

Четвертый этап, сложившийся к настоящему времени объективные (кризис, имеющиеся заделы) и субъективные (осознание ситуации руководством и сообществом) предпосылки позволяют России перейти к завершающему этапу формирования целостной НИС - интенсивному (усиление). Самым важным на данном этапе является формулирование государственной инновационной политики и ее директив, поскольку только политические решения определяют выбор вариантов и подходов, которые будут реализовываться.

Особое внимание и, прежде всего на политическом уровне, необходимо уделить трем основным блокам работы.

Первый: в основе каждой национальной инновационной системы лежат локальные инновационные системы, сформировавшиеся на региональных, отраслевых или корпоративных уровнях. Каждая из таких систем, являясь экономико-технологической сетью, обеспечивает частично или полностью периодические или непрерывные процессы проведения исследований, внедрения в производство и реализацию нового для рынка (компании) продукта (услуги). Поэтому достройка элементов и связей внутри и между указанными системами, а также связей между системами и внешней средой является одной из важнейших целей в процессе формирования целостной НИС.

Второй: формирование оболочки НИС - законодательной и нормативной среды генерации и обращения знаний. Определение инноваций и связанных понятий, совершенствование организационных форм, учетных, финансовых, фискальных и таможенных инструментов, технического регулирования позволит целенаправленно стимулировать инновационную деятельность, повысит конкуренцию и поддержит развитие необходимой инфраструктуры.

Третий: формирование ядра НИС – создание отдельной государственной программы или комплекса специализированных программ.

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

· признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

· обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

· концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

· создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

· создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

· активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

· укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

· совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

· участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

· организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

· создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.

В нашей стране, благодаря удачной конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах. И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие должности, существенно снизился уровень «страха пред нововведениями».

Преимущество в технологической сфере является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности страны. Можно отметить как целые отрасли, по которым российские разработчики  завоевали мировое лидерство, так и отдельные передовые технологии. Имеются  три уровня технологического превосходства:

1) Целая отрасль, в которой Россия имеет значительные достижения (космическая, ядерная  техника). 2) Технологическое направление, в котором Россия имеет разработки мирового уровня, например новые металлические  и неметаллические материалы,  сварка, неразрушающий контроль, упрочняющие технологии, химические технологии, композиционная керамика и другие. 3) Отдельные технологии, имеющие мировой уровень, но относящиеся к отрасли, по которой Россия отстает от мирового уровня (например, биотехнологии или технология производства подложек из карбида кремния для микроэлектронной техники).

В соответствии с рядом правительственных документов были разработаны приоритетные направления развития науки и техники,  а также перечень критических технологий федерального уровня. В качестве приоритетных были утверждены восемь ведущих научных направлений развития науки и техники,  заслуживающих особую поддержку и имеющих первостепенную важность для России: · информационные технологии и электроника; · производственные технологии; · новые материалы и химические продукты; · технологии живых систем; · транспорт; · топливо и энергетика; · экология и рациональное природопользование; · фундаментальные исследования.

Инструменты государственной инновационной политики:

Банк Развития. Главные задачи Банка развития - финансирование инфраструктурных проектов, поддержка малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта.

Российская венчурная компания. Важный аспект - венчурные компании являются спутниками крупных, мощных компаний, которые и потребляют научный продукт вместе с компанией носителем этого продукта.

Технопарки - это организация, управляемая профессионалами, чьей целью является повышение благосостояния общества через продвижение инноваций и конкурентоспособности связанных с ней бизнесов и образовательных и исследовательских учреждений.

Наукограды.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Государству целесообразно реализовывать инновационную политику по трем направлениям: 1) Обеспечение инноваторов необходимыми финансовыми ресурсами. 2) Создание систем маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых фирм, инвестиционных коммерческих банков, бирж технологий, обеспечивающих продвижение инноваций, формирование благоприятной инфраструктуры рынка, включая государственные программы создания наукоградов, технопарков, свободных экономических зон и т.д. 3) Выработка единых правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе кооперирования по интересам на разных стадиях инновационного цикла. Следствием этого должно стать расширение воспроизводства инноваций и расширение действия данного механизма на другие сферы жизнедеятельности.

 

2

 



Информация о работе Национальная инновационная система и государственная инновационная политика России