Методы и приемы естественно-научных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

В современном понимании методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В частности, методология естествознания – это учение о принципах построения, формах и способах естественно-научного познания.
Метод – это совокупность приемов, или операций, практической или теоретической деятельности.

Работа содержит 1 файл

методы науч исс..docx

— 22.34 Кб (Скачать)

социально-экономический факультет

специальность

«социально- культурный сервис и туризм»

 

Контрольная работа

 

по  дисциплине

«Методы научных исследований»

 

тема: «Методы и приемы естественно-научных исследований»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2012

 

 

 

 

Методы и приемы естественно-научных исследований

Понятие методологии и метода

В современном понимании  методология – учение о структуре, логической организации, методах и  средствах деятельности. В частности, методология естествознания – это  учение о принципах построения, формах и способах естественно-научного познания.

Метод – это совокупность приемов, или операций, практической или теоретической деятельности.

Метод неразрывно связан с  теорией: любая система объективного знания может стать методом. Неразрывная  связь метода и теории выражается в методологической роли естественно-научных  законов. Например, законы сохранения в естествознании составляют методологический принцип, требующий неукоснительного соблюдения при соответствующих  теоретических операциях; рефлекторная теория высшей нервной деятельности служит одним из методов исследования поведения животных и человека.

Характеризуя роль правильного  метода в научном познании, Ф. Бэкон  сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем.

Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха в естественно-научном  исследовании действительности: важен  не только хороший метод, но и мастерство его применения.

Различные методы отраслей естествознания: физики, химии, биологии и т. п. являются частными по отношению  к общему диалектическому методу познания. Каждая отрасль естествознания, имея свой предмет изучения и свои теоретические принципы, применяет  свои специальные методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Применяемые специальные  методы, например, в археологии или  географии, обычно не выходят за пределы  данных наук, В то же время физические и химические методы применяются  не только в физике и химии, но и  в астрономии, биологии, археологии. Применение метода какой-либо отрасли  науки в других ее отраслях осуществляется в силу того, что их объекты подчиняются  законам этой науки. Например, физические и химические методы применяются  в биологии на том основании, что  объекты биологического исследования включают в себя в том или ином виде физические и химические формы движения материи.

Сравнение, анализ и синтез

Еще древние мыслители  утверждали: сравнение – мать познания. Народ метко выразил это в  пословице: «Не узнав горя, не узнаешь  и радости». Нельзя узнать, что такое  хорошо, не зная плохого, нельзя понять малого без большого и т. п. Все  познается в сравнении.

Чтобы узнать, что представляет собой тот или иной предмет, необходимо прежде всего выяснить, в чем он сходен с другими предметами и  чем отличается от них. Например, для  определения массы какого-либо тела необходимо сравнить ее с массой другого  тела, принятого за эталон, т. е. за образец  меры. Такой процесс сравнения  осуществляется путем взвешивания  на весах.

Сравнение есть установление сходства и различия объектов. Сравнение  лежит в основе многих естественно-научных  измерений, составляющих неотъемлемую часть любых экспериментов.

Сравнивая объекты между  собой, человек получает возможность  правильно познавать их и тем  самым правильно ориентироваться  в окружающем мире, целенаправленно  воздействовать на него. Будучи необходимым  приемом познания, сравнение играет важную роль в практической деятельности человека и в естественно-научном  исследовании, когда сравниваются действительно  однородные и близкие по своей  сущности объекты. Нет смысла сравнивать, как говорят, фунты с аршинами.

Сравнение как весьма общий  прием познания часто выступает  в различных отраслях естествознания как сравнительный метод.

Процесс естественно-научного познания совершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину  изучаемого объекта, при которой  частности остаются в тени. При  таком наблюдении нельзя познать  внутреннюю структуру объекта. Для  ее изучения мы должны расчленить изучаемые  объекты. Анализ представляет собой  мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части. Будучи необходимым приемом познания, анализ – также и один из элементов  процесса познания.

Невозможно познать сущность объекта, только разлагая его на элементы, из которых он состоит: химик, по словам Гегеля, помещает мясо в свою реторту, подвергает его разнообразным операциям  и затем говорит: я нашел, что он состоит из кислорода, углерода, водорода и т. д. Но эти вещи уже не есть мясо. В каждой отрасли естествознания есть как бы свой предел членения объекта, за которым наблюдается иной мир свойств и закономерностей.

Когда путем анализа частности  достаточно изучены, наступает следующая  стадия познания – синтез – объединение  в единое целое расчлененных анализом элементов.

Анализ фиксирует в  основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез вскрывает  то общее, что связывает части  в единое целое.

Человек разлагает объект на составные части для того, чтобы  сначала обнаружить сами части, узнать, из чего состоит целое, а затем  рассмотреть его как состоящее  из частей, каждая из которых уже  обследована в отдельности. Анализ и синтез находятся в диалектическом единстве между собой: в каждом своем  движении наше мышление столь же аналитично, сколь и синтетично.

Анализ и синтез берут  свое начало в практической деятельности человека, в его труде. Человек  научился мысленно анализировать и  синтезировать лишь на основе практического  расчленения, разрубания, размалывания, соединения, составления предметов  при изготовлении орудий труда, одежды, жилища и т. п. Лишь постепенно осмысливая то, что происходит с объектом при  выполнении практических действий с  ним, человек учился мысленно анализировать  и синтезировать. Анализ и синтез – основные приемы мышления: процессы разъединения и соединения, разрушения и созидания, разложения и соединения: тела отталкиваются и притягиваются; химические элементы вступают в связь  и разъединяются; в живом организме  непрерывно осуществляются процессы ассимиляции  и диссимиляции; в производстве происходит расчленение чего-либо для созидания  продукта труда, нужного обществу.

Абстрагирование, идеализация и обобщение

Каждый изучаемый объект характеризуется множеством свойств  и связан множеством нитей с другими  объектами. В процессе естественно-научного познания возникает необходимость  сконцентрировать внимание на одной  какой-либо стороне или свойстве изучаемого объекта и отвлечься  от ряда других его качеств или  свойств.

Абстрагирование – мысленное выделение какого-либо предмета, в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. Первоначально абстрагирование выражалось в выделении руками, взором, орудиями труда одних предметов и отвлечении от других. Об этом свидетельствует и происхождение самого слова «абстрактный» – от латинского глагола «tagere» (тащить) и приставки «ab» (в сторону). Да и русское слово «отвлеченный» происходит от глагола «волочь» (тащить).

Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения  и развития любой науки и человеческого  познания вообще. Вопрос о том, что  в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой  мышления и от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в прямой зависимости от природы  изучаемого объекта и тех задач, которые ставятся перед исследователем. Например, в математике многие задачи решаются с помощью уравнений  без рассмотрения конкретных вещей, стоящих за ними. Числам нет дела до того, что стоит за ними: люди или  животные, растения или минералы. В  этом и состоит великая сила математики, а вместе с тем и ее ограниченность.

Для механики, изучающей  перемещение тел в пространстве, безразличны физико-кинетические свойства тел, кроме массы. И. Кеплеру были неважны красноватый цвет Марса  или температура Солнца для установления законов обращения планет. Когда  Луи де Бройль искал связь между  свойствами электрона как частицы  и как волны, он имел право не интересоваться никакими другими характеристиками этой частицы.

Абстрагирование – это  движение мысли вглубь предмета, выделение  его существенных элементов. Например, чтобы данное свойство объекта рассматривалось  как химическое, необходимо отвлечение, абстракция. В самом деле, к химическим свойствам вещества не относится  изменение его формы, поэтому  химик исследует медь, отвлекаясь от того, что именно из нее изготовлено.

В живой ткани логического  мышления абстракции позволяют воспроизвести  более глубокую и точную картину  мира, чем это можно сделать  с помощью восприятий.

Важным приемом естественно-научного познания мира является идеализация  как специфический вид абстрагирования. Идеализация – это мыслительное образование абстрактных объектов, не существующих и неосуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Идеализация – это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примеры идеализированных понятий: «точка», т. е. объект, который не имеет ни длины, ни высоты, ни ширины; «прямая линия», «окружность», «точечный электрический заряд», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и др.

Введение в естественно-научный  процесс исследования идеализированных объектов позволяет осуществить  построение абстрактных схем реальных процессов, необходимых для более  глубокого проникновения в закономерности их протекания.

Важной задачей естественно-научного познания является обобщение – процесс  мысленного перехода от единичного к  общему, от менее общего к более  общему.

Например, мысленный переход  от понятия «треугольник» к понятию  «многоугольник», от понятия «механическая  форма движения материи» к понятию  «форма движения материи», от суждения «этот металл электропроводен» к  суждению «все металлы электропроводны», от суждения «механическая форма  энергии превращается в тепловую»  к суждению «всякая форма энергии  превращается в иную форму энергии» и т. п.

Мысленный переход от более  общего к менее общему есть процесс  ограничения. Процессы обобщения и  ограничения неразрывно связаны  между собой. Без обобщения нет  теории. Теория создается для применения ее на практике к решению конкретных задач. Например, для измерения объектов, создания технических сооружений всегда необходим переход от более общего к менее общему и единичному, т. е. всегда необходим процесс ограничения.

Абстрактное и конкретное

Процесс естественно-научного познания осуществляется двумя взаимосвязанными путями: путем восхождения от конкретного, данного в восприятии и представлении, к абстракциям и путем восхождения  от абстрактного к конкретному. На первом пути наглядное представление «испаряется» до степени абстракции, на втором пути мысль движется снова к конкретному  знанию, но уже к богатой совокупности многочисленных определений.            Под абстрактным понимается одностороннее, неполное отражение объекта в сознании. Конкретное же знание есть отражение реальной взаимосвязи элементов объекта в системе целого, рассмотрение его со всех сторон, в развитии, со всеми свойственными ему противоречиями.

 Конкретное – результат  научного исследования, отражение  объективной действительности в  системе понятий и категорий,  теоретически осмысленное единство  многообразного в объекте исследования. Методом теоретического познания  объекта как целого является  восхождение от абстрактного  к конкретному.

Аналогия

В природе самого понимания  фактов лежит аналогия, связывающая  нити неизвестного с известным. Новое  легче осмысливается и понимается через образы и понятия старого, известного. Аналогией называется вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Заключение оказывается  тем более правдоподобным, чем  больше сходных признаков у сравниваемых предметов и чем эти признаки существеннее. Несмотря на то, что аналогии дают лишь вероятные заключения, они  играют огромную роль в познании, так  как ведут к образованию гипотез  – научных догадок и предположений, которые в ходе последующего этапа  исследований и доказательств могут  превратиться в научные теории. Аналогия с тем, что нам известно, помогает понять то, что неизвестно. Аналогия с простым помогает понять более  сложное. Так, по аналогии с искусственным  отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного  отбора в животном и растительном мире. Аналогия с течением жидкости в трубке сыграла важную роль в  появлении теории электрического тока. Аналогии с механизмом действия мышц, мозга, органов чувств животных и  человека подтолкнули к изобретению  многих технических сооружений: экскаваторов, роботов, логических машин и т. п.

Аналогия как метод  чаще всего применяется в теории подобия, на которой основано моделирование.

Моделирование

В современной науке и  технике все большее распространение  получает метод моделирования, сущность которого заключается в воспроизведении  свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге – модели. Если модель имеет с оригиналом одинаковую физическую природу, то мы имеем дело с физическим моделированием. Модель может строиться по принципу математического моделирования, если она имеет иную природу, но ее функционирование описывается системой уравнений, тождественной той, которая описывает изучаемый оригинал.

Информация о работе Методы и приемы естественно-научных исследований