Метод контрольных вопросов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:45, доклад

Описание работы

Метод контрольных вопросов, сущьность метода и области его применения

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 17.92 Кб (Скачать)

Метод контрольных вопросов

 

Наводящие вопросы могут подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами с 1920-х гг. Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель — посредством ответов на вопросы направить ход мысли к наиболее сильным решениям.

Метод контрольных  вопросов по сути является усовершенствованием метода проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос является пробой (или серией проб).

Специально  подобранные вопросы требуют  таких ответов, которые позволяют  лучше уяснить проблему и условия  ее решения, «подсказывают» возможные  пути решения, помогают преодолевать психологическую  инерцию. Вот пример списка контрольных  вопросов:

    • какова основная выгода товара (услуги)?
    • что представляет собой идеальный продукт (в соответствующей товарной категории)?
    • какие функции выполняет данная ТМ, нельзя ли часть из них сократить (изменить)?
    • как иначе можно выполнить основную функцию марки?
    • в какой другой области (товарной категории) наилучшим образом реализуется соответствующая выгода и нельзя ли позаимствовать такое решение?
    • можно ли разделить товар (услугу) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?
    • возможно ли неподвижные элементы (упаковки, рекламы) сделать подвижными, и наоборот?
    • как сократить путь доставки товара к конечному производителю?
    • каким образом представить имеющиеся недостатки как достоинства марки?
    • какие дополнительные функции может выполнять данный товар?

Результатом использования списков может  быть целый спектр маркетинговых  решений, оригинальных рекламных идей или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью  дальнейшего поиска решений.

Метод контрольных  вопросов (МКВ) - один из методов психологической  активизации творческого процесса. Цель метода - с помощью наводящих  вопросов подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами с 20-х годов.

 

    Суть метода

 

    Изобретатель отвечает на вопросы,  содержащиеся в списке, рассматривая  свою задачу в связи с этими  вопросами. В США наибольшее  распространение получил список  вопросов А.Осборна. В этом списке 9 групп вопросов: Что можно в техническом объекте уменьшить? и т.д. Каждая группа вопросов содержит подвопросы.

    Например, вопрос "Что можно уменьшить?" включает подвопросы: можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ минитюаризации? укоротить? сузить? отделить? раздробить?

    В США используется также список  вопросов СУС (Система Усовершенствованных  Методов), рекомендованная министерством  внутренних дел США всем компаниям,  фирмам и т.д. В списке вопросов  типа: "Можем ли мы упростить операцию, совмещая ее с подобными действием? Можем ли мы улучшить работу переменной последовательности?"

    В 1965 году в американском журнале "Продакт эндженеринг" (N'27) был опубликован еще один список вопросов (Как эта проблема была бы решена в прошлом? В эпоху доисторической техники? В будущем? Создавалось ли что-нибудь аналогичное в прошлом в какой-либо области техники? можно ли рассредоточивать части и детали? Изменить последовательность операций? Как бы решалась эта проблема под водой? В космосе и т.д.)

    Один из наиболее полных и  удачных списков вопросов принадлежит  английскому изобретателю Т.Эйлоарту. Текст списка опубликован в журнале ИР (N'5, 1970 г.).

    Существует также список вопросов  математика Д.Пойа. Этот список отличается тем, что вопросы в нем составляют определенную систему (в изобретательских списках вопросы можно менять местами). Но список Д.Пойа предназначен преимущественно для решения учебных математических задач.

    К МКВ относится также "селфсторминг", предложенный С.И.Чурюмовым и Е.С.Жариковым. В "селфсторминге" используются те же наводящие вопросы, хотя они и названы "операторами": оператор обобщения, оператор частного случая, фантастический оператор, практический оператор (нужно обнаружить сферу практического приложения идеи) и т.д.

 

    Область применения

 

    МКВ является усовершенствованием  метода проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос является пробой (или серией проб). Составляя списки вопросов, их авторы, естественно, отбирают из изобретательского опыта наиболее сильные вопросы. Поэтому МКВ сильнее обычного метода проб и ошибок. Но отбор вопросов без понимания внутренней механики изобретательства приводит к накоплению в списках внешних, поверхностных вопросов. Поэтому, область применения МКВ - задачи второго уровня.


Информация о работе Метод контрольных вопросов