Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 20:15, контрольная работа
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением.
Введение
Управление. Определение и содержание.
Государственное управление: особенности современного периода
2.1. Общая характеристика механизма и системы государственного
управления в дореформенный период
2.2. Содержание государственного управления в эпоху реформирования
2.3. Государственное управление в России на современном этапе
Список использованной литературы
Механизмы и системы государственного
управления
ПЛАН
Введение
Управление. Определение и содержание.
Государственное управление: особенности современного периода
2.1. Общая характеристика
механизма и системы
управления в дореформенный период
2.2. Содержание государственного управления в эпоху реформирования
2.3. Государственное
управление в России на
Список использованной литературы
Введение.
Все цивилизованные
государства в современном
1.
Управление. Определение и содержание.
Приступая к
изучению содержания и особенностей
государственного управления, необходимо
прежде всего определить, что же такое
управление?. Этот термин стал универсальным
средством характеристики определенного
вида деятельности, т.е. совокупности действий,
совершаемых ради достижения соответствующих
общественно значимых целей. В самом широком
смысле управление означает руководство
чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании
оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться
такой констатацией недостаточно. Возникает
потребность раскрытия содержания этого
руководства, его функционального значения.
Общетеоретические позиции, включая кибернетические,
дают достаточные основания для следующих
выводов:
Управление есть
функция организованных систем различной
природы (биологических, технических,
социальных), обеспечивающая их целостность,
т.е. достижение стоящих перед ними
задач, сохранение их структуры, поддержание
режима их деятельности.
Управление служит
интересам взаимодействия составляющих
ту или иную систему элементов
и представляющих единое целое с
общими для всех элементов задачами.
Управление –
внутреннее качество целостной системы,
основными элементами которой является
субъект (управляющий элемент) и
объект (управляемый элемент), постоянно
взаимодействующие на началах самоорганизации
(самоуправления).
Управление предполагает
не только внутреннее взаимодействие
составляющих систему элементов. Существует
множество взаимодействующих
Управление по
своей сути сводится к управляющему
воздействию субъекта на объект, содержанием
которого является упорядочение системы,
обеспечение ее функционирования в
полном соответствии с закономерностями
ее существования и развития. Это
– целенаправленное упорядочивающее
воздействие, реализуемое в связях
между субъектом и объектом и
осуществляемое непосредственно субъектом
управления.
Управление реально
тогда, когда налицо известное подчинение
объекта субъекту управления, управляемого
элемента системы ее управляющему элементу.
Следовательно, управляющее (упорядочивающее)
воздействие – прерогатива
Таковы основные
черты, характеризующие общее понятие
управления. Они полностью приемлемы,
и для понимания управления в
социальной (общественной) сфере, где
в роли субъектов и объектов управления
выступают люди и их различные
объединения (например, государство, общество,
территориальное образование, общественные
объединения, производственные и непроизводственные
объекты, семья и т.п.) Конечно, при
этом учитываются особенности
Государственное
управление: особенности современного
периода.
1.Общая характеристика
механизма и системы
Термин "государственное
управление" широко используется в
отечественной и зарубежной научной
литературе, а также в законодательстве
многих стран. Более 70 лет он употреблялся
и у нас, давая тем самым
конституционные основания для
выделения данного вида государственной
деятельности. Конституция Российской
Федерации 1993 года отказалась от этого
термина. Вместо него в оборот внедрен
новый термин – исполнительная власть.
Означает ли это, что государственное
управление впредь не существует или
же налицо чисто терминологическая
реформация? На эти закономерные вопросы
ответ может быть один: все объясняется
конституционным
государственное
управление – конкретный вид деятельности
по осуществлению единой государственной
власти, имеющий функциональную и
компетенционную специфику, отличающую
его от иных видов (форм) реализации государственной
власти;
государственное
управление – деятельность исполнительно-
государственное
управление – прерогатива специальных
субъектов, обобщенно обозначаемых
как исполнительно-
государственное
управление - исполнительная деятельность,
осуществляемая в процессе повседневного
и непосредственного
государственное
управление – подзаконная деятельность,
осуществляемая "на основе и во исполнение
закона"; она вторична по отношению
к законодательной
Такова обобщенная
характеристика государственного управления,
к которой можно добавить и
некоторые иные специфические его
признаки, в числе которых: вертикальность
(субординарность, иерархичность) системы
исполнительно-распорядительных органов;
реализация принадлежащих этим субъектам
юридически-властных полномочий в административном,
т.е. во внесудебном порядке; предусмотренная
действующим законодательством возможность
административного правотворчества (сочетание
правоприменения с правоустановлением);
включение в механизм (систему) государственного
управления не только исполнительно-распорядительных
органов, но и всех иных звеньев управленческого
аппарата (например, администрации государственных
предприятий) и т.п. В таком понимании органы
государственного управления рассматривались
в качестве исполнительного аппарата
государственной власти или государственной
администрации, являющейся основным звеном
практической реализации законодательства,
а также иных правовых актов органов государственной
власти, т.е. Советов различных уровней.
В своих основных организационных проявлениях
эти органы были "привязаны" прямо
или опосредствованно к системе Советов
народных депутатов. Исполнительно-распорядительную
деятельность практически осуществляли
не все государственные органы, а лишь
те, которые конституционно обозначались
как органы государственного управления
(специальный субъект). В общегосударственном
масштабе эти органы осуществляли государственную
власть (государственно-властные полномочия)
в форме исполнительной и правоприменительной
функций. Здесь виден специфический вариант
проявления государственной власти, которому
отводилось особое (самостоятельное) место
в механизме "разделения труда" (функций).
Приоритетность сохранялась при этом
за законодательной (правотворческой)
деятельностью. Изложенное позволяет
обратить внимание еще на два принципиальных
обстоятельства. Прежде всего- государственное
управление и осуществляющие его функции
государственные органы есть составная
часть единого механизма государственной
власти. Данное положение необходимо особо
подчеркнуть в связи с тем, что до 80-х годов
соответствующие Конституции и действующее
законодательство только Советы всех
уровней относили к числу органов государственной
власти. И лишь в отношении Правительств
было сделано исключение: они характеризовались
в качестве "исполнительных и распорядительных
органов государственной власти". Все
иные органы государственного управления
(как, впрочем и судебные органы) вроде
бы не имели никакого отношения к механизму
государственной власти, что, конечно,
не соответствовало действительности.
Наблюдалась, тем самым, явная переоценка
роли Советов. Фактически же речь должна
была идти, и для этого имелись все необходимые
основания, о функционировании в системе
"разделения труда" представительных,
исполнительных и судебных органов государственной
власти, поскольку именно они реализовали
в различных правовых и организационных
формах полномочия государственно-властного
характера. Второе обстоятельство связано
с тем, что, как это уже отмечалось при
общей характеристике социального управления,
последнее во всех своих проявлениях органически
связано с упорядочивающим воздействием
не определенный объект. Говоря же о государственном
управлении, акцентируется его исполнительное
значение. В связи с этим возникает вопрос:
как совместить управляющее воздействие
с исполнительством? Суть данной проблемы
заключена в следующем. Управление различными
сторонами государственной и общественной
жизни не является исключительной функцией
исполнительного аппарата государства.
В этом процессе активно участвуют и другие
субъекты единой государственной власти.
При этом главное в содержании управляющего
воздействия состоит не столько в принятии
соответствующих решений (например, законов),
а в их реализации, т.е. в строгом проведении
в жизнь содержащихся в них юридически-властных
требований. А это и есть процесс исполнения.
Конечно, и сам законодатель осуществляет
те или иные действия, обеспечивающие
исполнение принятых им законов. Но он
не в состоянии взять на себя данную функцию
в полном объеме, учитывая многообразие
общественных отношений, нуждающихся
в упорядочивающем, т.е. постоянном управляющим
воздействием. Вообще недопустимо законодателю
самому исполнять законы. Поэтому и возникает
необходимость в специализированном управленческом
звене государственного аппарата, осуществляющем
такое воздействие в исполнительно-распорядительном
варианте. Значит, исполнение – это, в
рассмотренном аспекте, и есть по существу
непосредственная государственно-управленческая
деятельность, т.е управляющее воздействие
и исполнительство полностью совместимы.
При этом не имеет принципиального значения,
кто является субъектом принятия соответствующего
решения – законодательный либо исполнительно-распорядительный
орган (исполнение закона либо подзаконного
нормативного акта). Таковы наиболее емкие
черты, свойственные государственному
управлению, как разновидности социального
управления. Оно характерно по своему
функциональному назначению не только
для Российской Федерации в ее современном
виде и, конечно, не только для периода
развития нашего государства вплоть до
распада Советского Союза. В своих основных
проявлениях государственное управление
непременно присутствует в механизме
воздействия на общественную жизнь западных
государств, где государственная власть
базируется на иных социально-политических
и экономических основах. Имеется в виду
прежде всего господство рыночных отношений.
Так, по признанию видного теоретика французского
административного права Г.Брэбана, и
в подобных условиях вся управленческая
сфера имеет ярко выраженный публично-правовой
характер, т.е. государственное содержание,
государственное управление осуществляет
функции текущего управления, представляя
собой государственную деятельность по
управлению. Есть еще один существенный
вопрос, относящийся к общей характеристике
системы и механизма государственного
управления, сложившихся в дореформенный
период. Так практика государственного
управления экономикой уже в 60-е годы была
подвергнута серьезному критическому
анализу. Было констатировано, что именно
в этой сфере фактически преобладали элементы
ничем не ограниченного вмешательства
"сверху" в производственную деятельность
предприятий (система директивного планирования,
обязательных поставок, адресных заданий
и т.п.), в результате чего последние были
лишены необходимой самостоятельности.
Подобная система управления, взращенная
за долгие десятилетия по инициативе КПСС,
вредоносная по своим итогам, получила
первоначально публицистическое, а затем
– почти официальное наименование административно-командной.
Ее негативная суть сводилась к тому, что
управление осуществлялось на началах,
не стимулирующих предприятия к высокопроизводительному
труду, экономически не заинтересовывающих
их в эффективных итогах своей работы,
которые достигались преимущественно
путем "приказов", "команд" и
т.п. по существу административно-командная
система, как показала практика, в условиях
монопольного господства КПСС, фактического
сращивания партийного и государственного
аппарата, находила свое наиболее ощутимое
выражение в бюрократической централизации
руководства хозяйственной и социальной
жизнью, в бесконтрольности и безответственности
управленческого аппарата, в концентрации
в его руках значительного объема властных
полномочий распорядительного характера.
Иерархически построенная система органов
государственного управления, обладающая
названными качествами, а также использование
ею исключительно директивных методов
– база для понимания так называемой административно-командной
системы. В ее рамках прямые предписания
и чисто принудительные меры являлись
единственным средством достижения управленческих
задач. Самостоятельность управляемых
объектов в условиях, когда от них требовалось
чуть ли не "слепое" исполнительство,
а их деятельность регулировалась преимущественно
запретами или разрешениями, была категорией
весьма неопределенной. Аппарат управления
имел все основания рассматриваться в
качестве бюрократической надстройки
над сферой управления. Многократно проводимые
меры различного рода сводились в основном
к изменениям организационно-правовых
форм управления, отличались непоследовательностью
и не затрагивали главного – методов управления.
Реакция на эти явления была следующей.
Юридически властные начала в силу непонимания
их объективной необходимости при любой
системе управления вместо очищения их
от бюрократических наростов были объявлены
неприемлемыми вообще. В печати пропагандировалась
идея ликвидации управленческого аппарата,
т.е. административной системы. В первоначальном
варианте борьба с этой системой, начиная
с 60-х годов, велась под лозунгом полного
отказа от административных, т.е. чисто
управленческих, рычагов государственно-управленческой
деятельности. Они были объявлены бюрократическими,
"разрушителями" всей системы государственного
управления (особенно – в области экономики).
Был провозглашен приоритет так называемых
экономических рычагов управления. Что
же в действительности скрыто за словами
"административно-командная система"?
Буквально они означают функционирование
"управленческо-командной системы".
При этом подразумевается нормальная
система управления, ибо без "команд",
т.е. реализации юридически-властных полномочий,
которыми наделены все субъекты государственного
управления, они не могут действовать.
Невозможно в подобной ситуации само практическое
управление. Таким образом, отождествление
системы государственного управления
с так называемой "административно-командной
системой" не имеет прочных методологических
обоснований. Тем не менее, сама по себе
данная проблема не исчезла.
2Содержание
процесса управления в эпоху
реформирования.
Государство выполняет
разнообразные функции и все
они в той или иной степени
связаны с управлением, реализуются
через систему и аппарат
Информация о работе Механизмы и системы государственного управления