Лекция по "Инновационному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:51, лекция

Описание работы

1. Основные понятия инновационного менеджмента: «новация», «инновация», «инновационная деятельность».
2. Формы инновационного процесса.
3. Классификация инноваций.
4. Состав и содержание сферы инновационной деятельности: рынок новшеств, рынок нововведений, рынок инвестиций.
5. Основные этапы и характеристики инновационного процесса.
6. Формы гос. поддержки научной и инновационной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Инновационный_менеджмент.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

   1. Основные понятия инновационного менеджмента: «новация», «инновация», «инновационная деятельность». 

   В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. В литературе насчитывается множество определений инновации. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. В 1911 году австрийский ученый Й. Шумпетер выделил 5 типичных изменений: 1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства. 2. Внедрение продукции с новыми свойствами. 3. Использование нового сырья. 4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения. 5. Появление новых рынков сбыта. Позднее, в 30-е годы, Й. Шумпетер уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форма организации промышленности. Иногда инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

   Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании.

   Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Инновационный процесс рассматривается с 3-х позиций: 1. последовательно – параллельное осуществление различных видов деятельности. 2. инновационный проект - не может осуществляться без инвестиций. 3. инвестиционный проект, который состоит из жизненных циклов, этапов: фундаментальные и прикладные исследования, НИОКР и, наконец, коммерция. Инновационный процесс – это процесс, который начинается с проведения теоретических исследований и является этапом коммерциализации.

   Непременными  свойствами инновации являются: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

   На  практике понятия «новшество», «новация», «нововведение» нередко отождествляются, но между ними есть и некоторые  различия. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.  

 

    2. Формы инновационного  процесса.

    Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновационный процесс – процесс преобразования научных знаний в инновацию.

    Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса. Различают 3 логические формы инновационного процесса (ИП):

    1. Простой внутриорганизационный ИП. Он предполагает создание и распространение новшества внутри одной и той же организации, т.е. функции создателя и потребителя новшества не разделены. В данном случае новшество не принимает непосредственно товарной формы.

    2. Простой межорганизационный ИП. При этой форме, новшество выступает как предмет купли-продажи, т.е. изобретение – это товар. В этом случае функция создателя и производственного новшества отделены от функций его потребителя. Здесь фирма – создатель продает новшество фирме – потребителю без права перепродажи и распространения.

    3. Расширенный инновационный процесс. Он проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

    Следует отметить, что 2 и 3 процесс распространения новшеств возможны только при строжайшем соблюдении авторских прав.

 

        3. Классификация инноваций.

    Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

    Новизна инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночной позиции. С учетом этого строится классификация инноваций:

    1. В зависимости от технологических параметров:

А) продуктовые  инновации – применение новых  материалов, полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов;

Б) процессные инновации – новые методы организации производства, новые технологии, создание новых организационных структур в составе предприятия.

    2. По типу новизны для рынка:

А) новые  для отрасли в мире;

Б) новые  для отрасли в стране;

В) новые  для данного предприятия или группы предприятий.

    3.По  месту в системе предприятия:

А) инновации  на входе предприятия (новое сырье, материалы машины, оборудование, информация);

Б) инновации на выходе предприятия (новые услуги, продукты, технологии);

В) инновации  в структуре предприятия (изменения в управленческой, производственной и технологической деятельности).

    4. В зависимости от глубины вносимых изменений:

    А) радикальные (базовые) изменения;

    Б) улучшающие изменения;

    В) модификационные (частные) изменения. 

    4. Состав и содержание  сферы инновационной  деятельности: рынок новшеств, рынок нововведений, рынок инвестиций. 

    Инновационная сфера – это область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение инноваций. Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

    Сфера инновационной деятельности состоит  из следующих взаимосвязанных элементов:

    1. Рынок новшеств. Новшество – это новый обычай, новый порядок, новый метод, изобретение, т.е. это продукт интеллектуальной деятельности. Новшества иногда называют новацией. Субъектами этого рынка являются новаторы, т.е. изобретатели.

   2. Рынок нововведений. Нововведение – это материализованное новшество, доведенное до этапа коммерциализации. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

    3. Рынок инвестиций. Рынок инвестиций требуется для создания и распространения новшеств, их материализации и коммерциализации. Субъекты этого рынка – банки, пенсионные и страховые фонды, венчурные фирмы, инновационные компании и фонды.

    Для эффективного функционирования рынков требуется создание инновационной инфраструктуры – это организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура включает в себя:

    1. Правовую базу (законодательные и нормативные акты: законы «об интеллектуальной собственности», «инновационной и инвестиционной деятельности», «об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», «о банковской деятельности»).

    2. Организационную структуру (биржи,  технополисы, инновационные фонды, наукограды).

    3. Научные организации, учреждения, ВУЗы, системы профессионального  обучения.

    4. Финансовые учреждения, организации  (структуры венчурного финансирования, инновационные банки, специализированные  финансовые организации). 
 
 

    5. Основные этапы  и характеристики инновационного процесса.

   Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновационный процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта – обязательное завершение инноваций, т.е. получение результата, пригодного для практической реализации. Инновационный процесс можно рассматривать с различных позиций:

   1. Как последовательно – параллельное осуществление различных видов деятельности. Таких как научная, научно-техническая, производственная, маркетинговая, коммерческая.

   2. Как инновационный проект, который  одновременно является и инвестиционным проектом.

   3. Как временные этапы жизненного  цикла проекта.

   Выделяют  4 этапа инновационного процесса:

   1. Фундаментальные исследования. Это теоретические исследования. Итог исследований – продукт интеллектуальной деятельности. Фундаментальными исследованиями занимаются научные институты, академии наук, ведущие университеты, крупные корпорации. Финансирование осуществляется в основном за счет средств бюджета, а также средств крупных корпораций. Часть бюджетных средств идет на финансирование институтов в виде прямого финансирования (зарплата, коммунальные платежи, научное оборудование), а другая часть средств бюджета и внебюджетных средств распределяется на конкурсной основе.

   2. Прикладные исследования. Решается задача – нужно ли использовать научные открытия, изобретения, теоретические исследования для решения задач отрасли. Исследования осуществляются институтами академии наук, ВУЗами, отраслевыми институтами, корпорациями. Финансирование за счет бюджетных средств и средств заказчика. На данном этапе используется рисковое (венчурное) финансирование, для чего создаются венчурные фирмы.

   3. НИОКР. На этом этапе результатом является опытно-промышленное производство, установки. Это итог изобретательской деятельности. Исследования выполняют конструкторские бюро, исследовательские организации. Финансирование осуществляется за счет средств заказчика. Этап завершается разработкой машин и технологий.

   4. Коммерциализация. Содержание этапа: организация производства и получение прибыли от реализации новой продукции. Этап начинается с выведения нового продукта на рынок, далее - этап роста, насыщения и спада. Этот этап характеризуется значительной продолжительностью. В качестве субъектов выступают коммерческие структуры, для которых главное – получение прибыли. Финансирование в основном осуществляется в виде выпуска ценных бумаг. На данном этапе также сохраняется рисковый характер финансирования.

 

    6. Формы гос. поддержки  научной и инновационной  деятельности.

   Государственная инновационная политика – это определение органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Гос. политика в области научной и инновационной деятельности преследует следующие цели: укрепление безопасности и обороноспособности страны, улучшение экологии, сохранение и развитие сложившихся научных школ, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных образований в сфере материального производства, повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке.

Информация о работе Лекция по "Инновационному менеджменту"