Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:51, лекция
1. Основные понятия инновационного менеджмента: «новация», «инновация», «инновационная деятельность».
2. Формы инновационного процесса.
3. Классификация инноваций.
4. Состав и содержание сферы инновационной деятельности: рынок новшеств, рынок нововведений, рынок инвестиций.
5. Основные этапы и характеристики инновационного процесса.
6. Формы гос. поддержки научной и инновационной деятельности.
1.
Основные понятия инновационного
менеджмента: «новация»,
«инновация», «инновационная
деятельность».
В
мировой экономической
Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании.
Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Инновационный процесс рассматривается с 3-х позиций: 1. последовательно – параллельное осуществление различных видов деятельности. 2. инновационный проект - не может осуществляться без инвестиций. 3. инвестиционный проект, который состоит из жизненных циклов, этапов: фундаментальные и прикладные исследования, НИОКР и, наконец, коммерция. Инновационный процесс – это процесс, который начинается с проведения теоретических исследований и является этапом коммерциализации.
Непременными свойствами инновации являются: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.
На
практике понятия «новшество», «новация»,
«нововведение» нередко отождествляются,
но между ними есть и некоторые
различия. Новшеством может быть новый
порядок, новый метод, изобретение. Нововведение
означает, что новшество используется.
С момента принятия к распространению
новшество приобретает новое качество
и становится инновацией.
2. Формы инновационного процесса.
Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновационный процесс – процесс преобразования научных знаний в инновацию.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса. Различают 3 логические формы инновационного процесса (ИП):
1. Простой внутриорганизационный ИП. Он предполагает создание и распространение новшества внутри одной и той же организации, т.е. функции создателя и потребителя новшества не разделены. В данном случае новшество не принимает непосредственно товарной формы.
2. Простой межорганизационный ИП. При этой форме, новшество выступает как предмет купли-продажи, т.е. изобретение – это товар. В этом случае функция создателя и производственного новшества отделены от функций его потребителя. Здесь фирма – создатель продает новшество фирме – потребителю без права перепродажи и распространения.
3. Расширенный инновационный процесс. Он проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
Следует отметить, что 2 и 3 процесс распространения новшеств возможны только при строжайшем соблюдении авторских прав.
3. Классификация инноваций.
Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночной позиции. С учетом этого строится классификация инноваций:
1. В зависимости от технологических параметров:
А) продуктовые инновации – применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов;
Б) процессные инновации – новые методы организации производства, новые технологии, создание новых организационных структур в составе предприятия.
2. По типу новизны для рынка:
А) новые для отрасли в мире;
Б) новые для отрасли в стране;
В) новые для данного предприятия или группы предприятий.
3.По месту в системе предприятия:
А) инновации на входе предприятия (новое сырье, материалы машины, оборудование, информация);
Б) инновации на выходе предприятия (новые услуги, продукты, технологии);
В) инновации в структуре предприятия (изменения в управленческой, производственной и технологической деятельности).
4. В зависимости от глубины вносимых изменений:
А) радикальные (базовые) изменения;
Б) улучшающие изменения;
В)
модификационные (частные) изменения.
4.
Состав и содержание
сферы инновационной
деятельности: рынок
новшеств, рынок нововведений,
рынок инвестиций.
Инновационная сфера – это область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение инноваций. Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Сфера инновационной деятельности состоит из следующих взаимосвязанных элементов:
1. Рынок новшеств. Новшество – это новый обычай, новый порядок, новый метод, изобретение, т.е. это продукт интеллектуальной деятельности. Новшества иногда называют новацией. Субъектами этого рынка являются новаторы, т.е. изобретатели.
2. Рынок нововведений. Нововведение – это материализованное новшество, доведенное до этапа коммерциализации. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
3. Рынок инвестиций. Рынок инвестиций требуется для создания и распространения новшеств, их материализации и коммерциализации. Субъекты этого рынка – банки, пенсионные и страховые фонды, венчурные фирмы, инновационные компании и фонды.
Для эффективного функционирования рынков требуется создание инновационной инфраструктуры – это организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура включает в себя:
1. Правовую базу (законодательные и нормативные акты: законы «об интеллектуальной собственности», «инновационной и инвестиционной деятельности», «об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», «о банковской деятельности»).
2.
Организационную структуру (
3.
Научные организации,
4.
Финансовые учреждения, организации
(структуры венчурного
5. Основные этапы и характеристики инновационного процесса.
Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновационный процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта – обязательное завершение инноваций, т.е. получение результата, пригодного для практической реализации. Инновационный процесс можно рассматривать с различных позиций:
1. Как последовательно – параллельное осуществление различных видов деятельности. Таких как научная, научно-техническая, производственная, маркетинговая, коммерческая.
2. Как инновационный проект, который одновременно является и инвестиционным проектом.
3.
Как временные этапы
Выделяют 4 этапа инновационного процесса:
1. Фундаментальные исследования. Это теоретические исследования. Итог исследований – продукт интеллектуальной деятельности. Фундаментальными исследованиями занимаются научные институты, академии наук, ведущие университеты, крупные корпорации. Финансирование осуществляется в основном за счет средств бюджета, а также средств крупных корпораций. Часть бюджетных средств идет на финансирование институтов в виде прямого финансирования (зарплата, коммунальные платежи, научное оборудование), а другая часть средств бюджета и внебюджетных средств распределяется на конкурсной основе.
2. Прикладные исследования. Решается задача – нужно ли использовать научные открытия, изобретения, теоретические исследования для решения задач отрасли. Исследования осуществляются институтами академии наук, ВУЗами, отраслевыми институтами, корпорациями. Финансирование за счет бюджетных средств и средств заказчика. На данном этапе используется рисковое (венчурное) финансирование, для чего создаются венчурные фирмы.
3. НИОКР. На этом этапе результатом является опытно-промышленное производство, установки. Это итог изобретательской деятельности. Исследования выполняют конструкторские бюро, исследовательские организации. Финансирование осуществляется за счет средств заказчика. Этап завершается разработкой машин и технологий.
4. Коммерциализация. Содержание этапа: организация производства и получение прибыли от реализации новой продукции. Этап начинается с выведения нового продукта на рынок, далее - этап роста, насыщения и спада. Этот этап характеризуется значительной продолжительностью. В качестве субъектов выступают коммерческие структуры, для которых главное – получение прибыли. Финансирование в основном осуществляется в виде выпуска ценных бумаг. На данном этапе также сохраняется рисковый характер финансирования.
6. Формы гос. поддержки научной и инновационной деятельности.
Государственная инновационная политика – это определение органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Гос. политика в области научной и инновационной деятельности преследует следующие цели: укрепление безопасности и обороноспособности страны, улучшение экологии, сохранение и развитие сложившихся научных школ, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных образований в сфере материального производства, повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке.