Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 21:57, контрольная работа
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — один их видов корпоративной организации. Обеспечению монопольного по-ложения крупных корпораций на мировом рынке способствует вы-сокая степень концентрации научно-технического потенциала в одних руках. Расширяя набор функций и услуг, корпорации естествен¬но преобразуются в ФПГ.
1. Финансово-промышленные группы………………………………………………………………2
2. Значимость активизации инновационной политики………..4
3. Список использованной литературы………………………....12
Содержание:
Финансово-промышленные
группы
Финансово-промышленная группа (ФПГ) —
один их видов корпоративной организации.
Обеспечению монопольного положения крупных
корпораций на мировом рынке способствует
высокая степень концентрации научно-технического
потенциала в одних руках. Расширяя набор
функций и услуг, корпорации естественно
преобразуются в ФПГ. Началом формирования
ФПГ следует считать образование финансовых
компаний в рамках крупных промышленных
корпораций. В начале 80-х гг. XX в. практикой
крупных корпораций стало включение в
свою структуру финансовых компаний, выполняющих
функции коммерческих банков. Но, в отличие
от банков, они не входят в федеральную
резервную систему и не могут страховать
вклады через федеральную корпорацию
по страхованию.
Таким образом, отличительной особенностью
и обязательным условием для ФПГ является
наличие в ее составе финансово-кредитного
учреждения и компании по производству
продукции. При формировании первых ФПГ
речь шла об объединении технологически
связанных предприятий, так как благодаря
такой связи максимально концентрируются
материальные и финансовые ресурсы на
одном направлении, отсекаются малоэффективные
элементы и достигается «прорыв» в выбранном
направлении. Современные ФПГ представляют
собой диверсифицированные многофункциональные
структуры, образующиеся в результате
объединения капитала, кредитно-финансовых
и инвестиционных институтов с целью увеличения
конкурентоспособности, упрочнения технологических
и кооперационных связей и роста эффективности.
Финансово-промышленная группа — это
долговременное договорное объединение
ряда компаний, действующее как основное
для технологической или экономической
интеграции.
В развитых странах широкое распространение
получили так называемые «банковские»
ФПГ. Центром таких объединений являются
банки или крупные финансовые компании.
Обслуживая группу предприятий, входящих
в ФПГ, банк заинтересован в их стабильной
работе, в периоды кризисных ситуаций
банк принимает активное участие в их
санации. Входящие в ФПГ финансовые компании
зачастую прибыльнее, чем коммерческие
банки. В 1990 г. доходы пяти крупнейших американских
банков составили 2,4 млрд долларов при
общей сумме активов 604 млрд долл., а доходы
пяти крупнейших финансовых компаний
составили 3,2 млрд долл. при вдвое меньших
активах. Четыре из этих пяти принадлежат
автомобильным корпорациям: «Дженерал
моторс», «Крайслер» и две компании «Форд».
Крупнейшие радиоэлектронные корпорации
«IBM», «Вейстингауз», «Дженерал электрик»
также имеют финансовые компании, которые
ведут активную работу по лизингу, предоставлению
кредитов, страхованию и пр. Функции финансовых
компаний расширяются и в настоящее время
сравнимы с коммерческими банками (см.
таблицу).
Возможность распоряжаться
капиталом финансовой компании определяется
степенью ее зависимости от материнской
компании. Некоторые передают 50% прибыли,
другие — все 100%.
Классификация ФПГ, как правило, осуществляется
по следующим характеристикам: способ
формирования, тип организационного строения,
форма собственности, способ внутри группового
управления, границы осуществления деятельности.
Классификация ФПГ приведена на рисунке:
При формировании финансово-промышленных
групп широко используются принципы
горизонтальной и вертикальной интеграции.
В развитую ФПГ могут входить: банк, инвестиционная компания, пенсионный фонд,
консалтинговая фирма, брокерские конторы,
информационно-рекламные подразделения;
производственные предприятия, внешнеторговые
компании, товарно-сырьевые биржи, страховые,
транспортные и сервисные фирмы.
Таким образом, создание ФПГ подразумевает
объединение под одной крышей трех структур
— финансовой, производственной и коммерческой,
каждая из которых представляет совокупность
предприятий.
Финансово-промышленные группы имеют
следующие преимущества:
возникают новые возможности для оптимального использования и перераспределения капитала в соответствии с главными стратегиями группы;
создаются реальные возможности для структурной перестройки производственных подразделений группы;
происходит укрепление технологических связей между различными этапами — от добычи сырья до выпуска конечной продукции;
улучшаются перспективы будущего развития компании за счет активного аккумулирования капитала для новых, инновационных проектов.
Одним словом, тенденции
формирования ФПГ отражают закономерности
развития всего мирового производства.
К таким закономерностям относятся: концентрация
капитала (слияние, поглощение, создание
альянсов); интеграция промышленного и
финансового капиталов; диверсификация
форм и направлений деятельности; глобализация
и интернационализация капитала; использование
новейших информационных технологий,
международных стандартов регулирования
национальных рынков.
Значимость
активизации инновационной
политики
В первых главах мы дали
определение инновационной
Результаты инновационной деятельности в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например, ноу-хау).
Создатели новшеств приобретают
на них авторские и смежные
с ними права. Возникает такое
юридическое понятие как интелл
В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:
Закон об авторском праве и смежных правах;
патентный закон Российской Федерации;
Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны.
Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов.
Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.
Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.
Патентная форма защиты
изобретений обеспечивает правовую
охрану отечественной продукции
на международном рынке лицензий,
позволяет развивать
Различают национальные
и региональные патенты (например, зарегистрированные
в Европейском патентном
Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции.
В России выдача патентов
и публикация официальной информации
о них осуществляется Роспатентом.
Непосредственному получению
Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак.
В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак ТЗ) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.
Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации.
Во всем мире товарные
знаки применяются и
Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и покупателей новшеств. Они являются указателем на то, кто несет ответственность за определенный товар.
Отметим, что однородная продукция может выпускаться разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем, и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.
Товарный знак выполняет следующие задачи:
служит ориентиром при выборе товара;
указывает на наличие соответствующего качества товара;
выделяет товар из однородных товаров других производителей;
показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;
реклама товаров, так как обеспечивают производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;
позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.
Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (является составной частью интеллектуальной собственности).
Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.
Ноу-хау могут быть
незапатентованные
Права обладателей
конфиденциальной информации закреплены
в Гражданском кодексе
Коммерческая передача
ноу-хау оформляется
Следствием инновационной
деятельности являются новые художественно-
Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.
Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.
Лицензии различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам (схема 12.1).
Материальные результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации.
Созданные и освоенные
образцы машин, оборудования, аппаратов,
приборов и средств автоматизации
делятся на новые, модернизированные
и модифицированные.
Рис. 1Классификация лицензий
Эффективность инновационной
деятельности можно оценить через
конкурентоспособность новой
Общая экономическая эффективность инноваций