Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 16:29, реферат
Этимология слова «инновация» восходит к существительному на классической латыни «innovationem» от глагола «innovare» (innovatus), что означает «обновлять» или «изменять». Итак, «инновация» связана с обновлением или изменением чего-либо. Что же должно быть «обновлено» или «изменено» для того, чтобы такое «обновление» можно было считать инновацией?». Согласно действующим международным стандартам, содержащимся в документе под названием «Руководство Осло», «объектом изменений» могут быть продукт, процесс, метод маркетинга или организационный метод: «Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях».
Министерство образования Республики Беларусь
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра
экономической теории и маркетинга
Реферат
на тему
Концепция
открытых инноваций
студентка 4 курса 16 гр.
МИНСК, 2011
Этимология слова «инновация» восходит к существительному на классической латыни «innovationem» от глагола «innovare» (innovatus), что означает «обновлять» или «изменять». Итак, «инновация» связана с обновлением или изменением чего-либо. Что же должно быть «обновлено» или «изменено» для того, чтобы такое «обновление» можно было считать инновацией?». Согласно действующим международным стандартам, содержащимся в документе под названием «Руководство Осло», «объектом изменений» могут быть продукт, процесс, метод маркетинга или организационный метод: «Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях».
Необходимо отметить, что термин «инновация» был впервые введен в экономическую науку Йозефом Шумпетером в 1911 году в работе «Теория экономического развития». Шумпетер выделил пять случаев, когда инновация имеет место:
Но инновации не возникают сами по себе, можно выделить семь типов изменений или источников возникновения инноваций:
Все эти изменения дают ситуационную возможность, создают предпосылки для появления инноваций.
Однако вернемся к современному пониманию термина «инновация» и опишем те характеристики, которые позволяют нам отличать инновации от других изменений. К необходимым признакам инновации относится требование о том, чтобы «продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики данной фирмы». Таким образом, к инновациям можно относить как непосредственно созданные фирмой продукты, процессы, методы маркетинга и организации, так и заимствованные у других организаций.
Согласно «Руководство Осло» существуют следующие признаки инноваций:
Существует определенная возможность принятия за инновации тех изменений, которые, на самом деле, не являются таковыми. Для того чтобы избежать этого, следует привести основные виды изменений, не признаваемых инновациями:
Существуют
различные классификации
В
таблице 1 классификация инноваций
представлена в виде схемы (табл. 1).
Таблица 1. Классификация инноваций
По характеру результата | |
Продуктовые | внедрение товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования. Сюда включаются значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении, в степени дружественности по отношению к пользователю или в других функциональных характеристиках |
Процессные | внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении |
Маркетинговые | внедрение нового
метода маркетинга, включая значительные
изменения в дизайне или |
Организационные | внедрение нового организационного метода в деловой практике фирмы, в организации рабочих мест или внешних связях |
По цели инновации | |
Стратегическая | инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения компанией стратегических конкурентных преимуществ в перспективе |
Реактивная (кризисная) | инновации, обеспечивающие выживание компании |
По степени радикальности | |
Радикальные | к радикальным инновациям относятся принципиально новые продукты и процессы, такие инновации открывают начало ранее неизвестным продуктам и процессам. Они основаны на принципиально новых научных принципах, технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении, возникают на базе крупных изобретений. |
Улучшающие | создают новые
функции и элементы уже существующих
продуктов и процессов. Качественные
или стоимостные характеристики улучшаются:
Служат:
Реализуют средние и мелкие изобретения на уровне отдельных элементов систем. Преобладают на этапах распространения и стабильного развития инновации. |
Рационализирующие (псевдоинновации) | Затрагивают частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий. Обычно тормозят технический прогресс. |
По уровню новизны для отрасли | |
Новая для отрасли в мире | Инновации, которые ранее не применялись в данной отрасли нигде в мире |
Новая для отрасли в стране | данные инновации уже существовали в данной отрасли в других странах, но в этой стране они вводятся впервые. |
Новая для предприятия | другие предприятия данной страны в определенной отрасли уже ввели данные инновации, но на этом предприятии они еще не применялись. |
По источнику идеи инновации | |
Научно-технические
исследования |
такие инновации являются «продуктом» преимущественно прикладной науки. В целом, определяя научно-технический прогресс, они не всегда находят свое воплощение в реальных товарах или услугах, выводимых на потребительские рынки, по многим причинам, в том числе из-за недостаточного уровня маркетинговых исследований. |
Потребности производства | здесь инновации, в большинстве случаев, вызваны внутренними факторами компании и не всегда могут находить свое отражение в конечном продукте. Например, технологические инновации, направленные на снижение себестоимости продукции или уровня экологического загрязнения. |
Нужды потребителей | данные инновации вызваны неудовлетворенными потребностями рынка, являются с точки зрения структурной сбалансированности экономики наиболее прогрессивными, т. к. исходят от нужд конкретных потребителей. Их внедрение при правильном подходе к формированию маркетинговой стратегии гарантируют производителю, как правило, хороший финансовый результат и перспективу дальнейшего развития. |
Продуктовые
и процессные инновации принято
относить к технологическим инновациям,
а маркетинговые и
Существует два подхода к осуществлению инновационного процесса. Эти подходы могут быть описаны с помощью моделей закрытых инноваций и открытых инноваций, которые будут представлены в следующих частях данной главы.
Для того чтобы правильно выразить суть модели закрытых инноваций, можно привести следующее высказывание: «успешное осуществление инноваций требует контроля». Это означает, что компании должны самостоятельно делать открытия, финансировать разработку продуктов и услуг на их основе, самостоятельно производить эти продукты или услуги, выводить их на рынок. Такое поведение было вполне обоснованным в течение долгого времени: чем более внушителен размер инвестиций во внутренние исследования и разработки, чем больше умных и талантливых сотрудников работает на компанию, тем выше вероятность того, что эта компания сделает наибольшее количество открытий и первой выйдет со своими разработками на рынок. Сюда можно добавить еще несколько позиций, которые удовлетворяют данной концепции и могут помочь лучше ее охарактеризовать:
Так
формируется цикл создания инноваций.
Если инвестиции в собственные исследования
и разработки дали положительные
результаты, и компания успешно вышла
на рынок с новыми продуктами или услугами
раньше других, то она получает сравнительно
большую прибыль, часть которой снова
направляется на расширение внутренних
исследований и разработок, которые, в
свою очередь, приводят к дополнительной
прибыли (рис. 1).
Рис. 1. Цикл создания инноваций в условиях модели закрытых инноваций
Источник: Чезборо Г. У. Логика «Открытых» инноваций: Новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Российский журнал менеджмента - 2004. - № 4. - С. 68.
В
условиях модели закрытых инноваций
процесс создания компанией продукта
с момента начала исследований до
вывода его на рынок можно представить
в виде воронки, которая выглядит
следующим образом (рис. 2):
Рис. 2. Воронка разработки продукции при модели закрытых инноваций
Источник:
Открытые инновации [Электронный ресурс]
// Avoimen Innovaation virallinen sivusto Suomessa. – 2006- . –
Режим доступа: http://www.openinnovation.fi/
По мере прохождения воронки, открытия, сделанные силами компании, отбираются с целью избавления от «ложноположительных» проектов. В результате, воплощаются в жизнь только те идеи, которые компания считает успешными в будущем на рынке, а также те, которые компания способна воплотить сама в рамках своей бизнес-модели. Кроме того, компания самоизолируется от исследовательских результатов других компаний и не использует сторонние достижения в своей деятельности для получения прибыли. В результате, если компания перестанет производить крупные инвестиции в собственные НИОКР, то она неизбежно отстанет от своих конкурентов и, в конечном счете, она будет вынуждена уйти с рынка.
Одним
из важнейших аспектов модели закрытых
инноваций является полный контроль
над интеллектуальной собственностью
корпорации, который подразумевает недопущение
конкурентов к результатам своей интеллектуальной
деятельности. Отсюда вытекает необходимость
защиты прав собственности на интеллектуальную
собственность.
Рис. 3 Идеи и интеллектуальная собственность
Источник:
Чезборо Г. У. Логика «Открытых» инноваций:
Новый подход к управлению интеллектуальной
собственностью // Российский журнал менеджмента
- 2004. - № 4. - С. 76.
Модель закрытых инноваций успешно показывала отличные результаты на протяжении многих десятилетий, однако, в последнее время, она перестала оправдывать себя, далее будет рассказано о причинах, приведших к такому результату.