Концепция открытых инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 16:29, реферат

Описание работы

Этимология слова «инновация» восходит к существительному на классической латыни «innovationem» от глагола «innovare» (innovatus), что означает «обновлять» или «изменять». Итак, «инновация» связана с обновлением или изменением чего-либо. Что же должно быть «обновлено» или «изменено» для того, чтобы такое «обновление» можно было считать инновацией?». Согласно действующим международным стандартам, содержащимся в документе под названием «Руководство Осло», «объектом изменений» могут быть продукт, процесс, метод маркетинга или организационный метод: «Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях».

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 639.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

    БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
     

Кафедра экономической теории и маркетинга 
 

Реферат на тему 

     Концепция открытых инноваций 
 
 
 
 
 
 

                                                        Выполнила:

                    студентка 4 курса 16 гр.

                                                                Мистейко М.М.

                                                        Проверила:

                                                                    Пузыревская А.А.  
 
 
 

МИНСК, 2011

     ЗАКРЫТЫЕ  И ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ

    1. Инновации: определение и  классификация
 

     Этимология  слова «инновация» восходит к  существительному на классической латыни «innovationem» от глагола «innovare» (innovatus), что означает «обновлять» или «изменять». Итак, «инновация» связана с обновлением или изменением чего-либо. Что же должно быть «обновлено» или «изменено» для того, чтобы такое «обновление» можно было считать инновацией?». Согласно действующим международным стандартам, содержащимся в документе под названием «Руководство Осло», «объектом изменений» могут быть продукт, процесс, метод маркетинга или организационный метод: «Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях».

     Необходимо отметить, что термин «инновация» был впервые введен в экономическую науку Йозефом Шумпетером в 1911 году в работе «Теория экономического развития». Шумпетер выделил пять случаев, когда инновация имеет место:

  1. Создание продукции с новыми свойствами.
  2. Использование новых (для данной отрасли) технологий, в основе которых не обязательно лежит новое научное открытие.
  3. Использование нового сырья, независимо от того, существовало ли это сырье ранее.
  4. Проведение реорганизации.
  5. Появление новых рынков сбыта, таких рынков,  на которых данная отрасль не была ранее представлена, независимо от того, существовал ли этот рынок прежде или нет.

     Но  инновации не возникают сами по себе, можно выделить семь типов изменений  или источников возникновения инноваций:

  1. Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех или неожиданная неудача.
  2. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и ее отражением во мнениях и в оценке людей, т.е. какой «должна быть».
  3. Изменение потребностей производственного процесса.
  4. Изменения в структуре отрасли или рынка.
  5. Демографические изменения.
  6. Изменения в восприятии и в ценностных установках.
  7. Новые знания, научные и ненаучные.

     Все эти изменения дают ситуационную возможность, создают предпосылки  для появления инноваций.

     Однако  вернемся к современному пониманию  термина «инновация» и опишем те характеристики, которые позволяют  нам отличать инновации от других изменений. К необходимым признакам инновации относится требование о том, чтобы «продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики данной фирмы». Таким образом, к инновациям можно относить как непосредственно созданные фирмой продукты, процессы, методы маркетинга и организации, так и заимствованные у других организаций.

     Согласно  «Руководство Осло» существуют следующие  признаки инноваций:

  • новизна потребительских свойств (новый или улучшенный продукт всегда обладает новыми свойствами);
  • способность удовлетворять рыночный спрос (для того чтобы продукт был введен в употребление, он должен удовлетворять спрос, иначе в нем нет необходимости, а, следовательно, он не будет употребляться);
  • производственная реализуемость (должна существовать реальная возможность создания разработанного продукта, иначе он просто не будет существовать);
  • коммерческая реализуемость (продукт должен быть выгоден к покупке и продаже, иначе его не будут производить).

     Существует определенная возможность принятия за инновации тех изменений, которые, на самом деле, не являются таковыми. Для того чтобы избежать этого, следует привести основные виды изменений, не признаваемых инновациями: 

  • прекращение использования какого-либо процесса, метода маркетинга или организации или продаж какого-либо продукта;
  • простое перемещение или расширение капитала (приобретение оборудования, которое уже используется, его незначительная модернизация не является инновацией, ключевым здесь является существенное улучшение свойств оборудования);
  • изменения, проистекающие исключительно из-за вариации цен на факторы производства (к примеру, инновацией не является понижение цен на товар из-за снижения цен на сырьё);
  • приспособление к запросам потребителей (при производстве на заказ продукты должны иметь существенные отличия от ранее произведенных для признания их инновационными);
  • регулярные сезонные и прочие повторяющиеся изменения.

     Существуют  различные классификации инноваций, каждая из которых строится на своём классификационном признаке. Среди таких признаков можно выделить:

  • характер результата;
  • цель осуществления инновации;
  • уровень новизны для рынка;
  • степень радикальности;
  • источник идеи инновации;

     В таблице 1 классификация инноваций  представлена в виде схемы (табл. 1). 

     Таблица 1. Классификация  инноваций

По  характеру результата
Продуктовые внедрение товара или услуги, являющихся новыми или  значительно улучшенными по части  их свойств или способов использования. Сюда включаются значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении, в степени дружественности по отношению к пользователю или в других функциональных характеристиках
Процессные внедрение нового или значительно улучшенного  способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении
Маркетинговые внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта его складировании, продвижении на рынок или в назначении продажной цены
Организационные внедрение нового организационного метода в деловой  практике фирмы, в организации рабочих  мест или внешних связях
По  цели инновации
Стратегическая инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения компанией стратегических конкурентных преимуществ в перспективе
Реактивная (кризисная) инновации, обеспечивающие выживание компании
По  степени радикальности
Радикальные к радикальным  инновациям относятся принципиально новые продукты и процессы, такие инновации открывают начало ранее неизвестным продуктам и процессам. Они основаны на принципиально новых научных принципах, технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении, возникают на базе крупных изобретений.
Улучшающие создают новые  функции и элементы уже существующих продуктов и процессов. Качественные или стоимостные характеристики улучшаются:
  • за счет использования более эффективных компонентов и материалов;
  • частичного изменения одной или ряда технических подсистем.

Служат:

  • распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии);
  • созданию новых моделей машин и разновидностей материалов;
  • улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства.

Реализуют  средние  и мелкие изобретения на уровне отдельных элементов систем. Преобладают на этапах распространения и стабильного развития инновации.

Рационализирующие (псевдоинновации) Затрагивают частичное  улучшение устаревших поколений техники и технологий. Обычно тормозят технический прогресс.
По  уровню новизны для  отрасли
Новая для отрасли в мире Инновации, которые  ранее не применялись в данной отрасли нигде в мире
Новая для отрасли в стране данные инновации  уже существовали в данной отрасли в других странах, но в этой стране они вводятся впервые.
Новая для предприятия другие предприятия  данной страны в определенной отрасли  уже ввели данные инновации, но на этом предприятии они еще не применялись.
По  источнику идеи инновации
Научно-технические

исследования

такие инновации  являются «продуктом» преимущественно  прикладной науки. В целом, определяя  научно-технический прогресс, они  не всегда находят свое воплощение в реальных товарах или услугах, выводимых на потребительские рынки, по многим причинам, в том числе из-за недостаточного уровня маркетинговых исследований.
Потребности производства здесь инновации, в большинстве случаев, вызваны  внутренними факторами компании и не всегда могут находить свое отражение в конечном продукте. Например, технологические инновации, направленные на снижение себестоимости продукции или уровня экологического загрязнения.
Нужды потребителей данные инновации  вызваны неудовлетворенными потребностями  рынка,  являются с точки зрения структурной сбалансированности экономики наиболее прогрессивными, т. к. исходят от нужд конкретных потребителей. Их внедрение при правильном подходе к формированию маркетинговой стратегии гарантируют производителю, как правило, хороший финансовый результат и перспективу дальнейшего развития.
 

     Продуктовые и процессные инновации принято  относить к технологическим инновациям, а маркетинговые и организационные  инновации – к нетехнологическим.

     Существует  два подхода к осуществлению  инновационного процесса. Эти подходы  могут быть описаны с помощью моделей закрытых инноваций и открытых инноваций, которые будут представлены в следующих частях данной главы.

    1. Закрытые  и открытые инновации
      1. Модель  закрытых инноваций

     Для того чтобы правильно выразить суть модели закрытых инноваций, можно привести следующее высказывание: «успешное осуществление инноваций требует контроля». Это означает, что компании должны самостоятельно делать открытия, финансировать разработку продуктов и услуг на их основе, самостоятельно производить эти продукты или услуги, выводить их на рынок. Такое поведение было вполне обоснованным в течение долгого времени: чем более внушителен размер инвестиций во внутренние исследования и разработки, чем больше умных и талантливых сотрудников работает на компанию, тем выше вероятность того, что эта компания сделает наибольшее количество открытий и первой выйдет со своими разработками на рынок. Сюда можно добавить еще несколько позиций, которые удовлетворяют данной концепции и могут помочь лучше ее охарактеризовать:

  • компания, которая первой коммерциализирует инновацию, обычно выигрывает;
  • если мы занимаем первое место в отрасли по инвестициям в НИОКР, мы сделаем больше всего открытий, причем самых передовых, и, следовательно, захватим лидерство на рынке;
  • нам необходимо контролировать нашу интеллектуальную собственность, для того чтобы конкуренты не извлекали выгоду из принадлежащих нам идей. 

     Так формируется цикл создания инноваций. Если инвестиции в собственные исследования и разработки дали положительные  результаты, и компания успешно вышла на рынок с новыми продуктами или услугами раньше других, то она получает сравнительно большую прибыль, часть которой снова направляется на расширение внутренних исследований и разработок, которые, в свою очередь, приводят к дополнительной прибыли (рис. 1). 

     Рис. 1. Цикл создания инноваций  в условиях модели закрытых инноваций

     

     Источник: Чезборо Г. У. Логика «Открытых» инноваций: Новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Российский журнал менеджмента - 2004. - № 4. - С. 68.

     В условиях модели закрытых инноваций  процесс создания компанией продукта с момента начала исследований до вывода его на рынок можно представить  в виде воронки, которая выглядит следующим образом (рис. 2): 

     Рис. 2. Воронка разработки продукции при  модели закрытых инноваций

     

     Источник: Открытые инновации [Электронный ресурс] // Avoimen Innovaation virallinen sivusto Suomessa. – 2006- . – Режим доступа: http://www.openinnovation.fi/ru/avoininnovaatio. – Загл. с экрана. (25.03.2010).

     По  мере прохождения воронки, открытия, сделанные силами компании, отбираются с целью избавления от «ложноположительных» проектов. В результате, воплощаются в жизнь только те идеи, которые компания считает успешными в будущем на рынке, а также те, которые компания способна воплотить сама в рамках своей бизнес-модели. Кроме того, компания самоизолируется от исследовательских результатов других компаний и не использует сторонние достижения в своей деятельности для получения прибыли. В результате, если компания перестанет производить крупные инвестиции в собственные НИОКР, то она неизбежно отстанет от своих конкурентов и, в конечном счете, она будет вынуждена уйти с рынка.

     Одним из важнейших аспектов модели закрытых инноваций является полный контроль над интеллектуальной собственностью корпорации, который подразумевает недопущение конкурентов к результатам своей интеллектуальной деятельности. Отсюда вытекает необходимость защиты прав собственности на интеллектуальную собственность.  

     Рис. 3 Идеи и интеллектуальная собственность

     

     Источник: Чезборо Г. У. Логика «Открытых» инноваций: Новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Российский журнал менеджмента - 2004. - № 4. - С. 76. 

     Модель  закрытых инноваций успешно показывала отличные результаты на протяжении многих десятилетий, однако, в последнее время, она перестала оправдывать себя, далее будет рассказано о причинах, приведших к такому результату. 

      1. Факторы, обуславливающие  переход к модели открытых инноваций

Информация о работе Концепция открытых инноваций