Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:35, статья
Начало XXI века связано наступлением эпохи инноваций, с коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими общие представления о его роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании.
Мальсагов
Адам Джамурзиевич
Компетенции
выпускников в
условиях инновационной
экономики
Начало XXI века связано наступлением эпохи инноваций, с коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими общие представления о его роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании.
Отличительные для начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода к гражданскому обществу, демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций социального, экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Соответственно современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях.
В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Система образования, существующая в настоящее время в России, основана на передаче новых знаний. Развитие культуры накладывает отпечаток и на развитие системы образования. Все шире стали применяться профессиональные компетенции в образовании.
Профессиональные
компетенции в образовании
Профессиональная компетенция является общей способностью и готовностью личности к работе, которая основана на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению. Эти знания и опыт ориентированы на участие личности в процессе образования и способствуют интеграции в общество.
Профессиональные компетенции нельзя определять только через какую-то определенную сумму знаний и умений, поскольку определяющую роль здесь играют обстоятельства. Специфика профессиональных компетенций состоит в том, что они формируются в виде набора определенных действий преподавателя.
Понятие «компетенция выпускника» прочно утверждается в юридической литературе и находит широкое применение в законодательстве. Понятие «компетенция выпускника» связывается с его профессиональной деятельностью, а также с личными качествами.
Присоединение Российской Федерации к Болонской декларации (2003 год), принятой большинством европейских стран, означает движение России в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр - магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.
Согласно рекомендации Еврокомиссии, каждый европеец должен овладеть ключевыми компетенциями. Их восемь:
- компетенция в области родного языка;
- компетенция в сфере иностранных языков;
- математическая и фундаментальная естественнонаучная и техническая компетенции;
- компьютерная компетенция;
- учебная компетенция;
- межличностная, межкультурная и социальная компетенции, а также гражданская компетенция;
- компетенция предпринимательства;
- культурная компетенция.
Интеграция
и интернационализация
Результатом обучения помимо знаний и умений должны быть компетенции выпускника - как общекультурные, так и профессиональные.
Все
они, равно как и содержательные
требования к выпускнику, предусмотренные
федеральным государственным
Формирование системного подхода к процессу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием предполагает постоянное переплетение общекультурных и профессиональных компетенций. Соответственно и преподавание всех учебных дисциплин необходимо направить на формирование у студентов личностного отношения к государственно-правовым явлениям, личностной мировоззренческой и нравственной позиции. Л.А. Тихомиров (1852 - 1923), отмечал, что «выработка личности есть действительно задача не только умственная, но и нравственная. Она предполагает достижение не только понимания, но и самой способности к пониманию, а также развитие силы нравственной, состояние которой определяет самое направление наших умственных интересов».
В
настоящее время важным является
выдвижение на первый план новых требований
рынка труда к молодым
Вопрос
трудоустройства выпускников
Актуализировалась проблема оценки качества подготовки специалистов, особенно с точки зрения результатов функционирования системы: людские ресурсы - образовательные услуги - потребности в специалистах с высшим образованием на рынке труда.
Рынок труда молодых специалистов представляет собой взаимодействие спроса на труд и его предложения, в результате которого устанавливается определенная цена труда и формируются социально-экономические условия трудовой деятельности. Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда. Существенную роль в процессе трудоустройства играет качество рабочей силы, соответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест.
На
возможностях реального трудоустройства
молодежи сказывается наличие
Качество
высшего образования
Системные проблемы высшего профессионального образования, такие как разрыв между уровнем развития высоких технологий и подготовкой специалистов высшей квалификации; ориентированность специалистов высшей квалификации на узкопрофессиональную деятельность; отсутствие достаточной подготовки в области коммуникаций, инновационной деятельности, и другие ставят ВУЗы перед необходимостью интенсивного внедрения комплекса инновационных решений в обеспечение образовательного процесса. Комплексность инновационной стратегии в образовательной деятельности позволяет не только перейти на более высокий уровень качества образования в университете, повысить эффективность использования ресурсов, но и значительно поднять системообразующую роль ВУЗов в региональном образовании, предоставляя региональным учебным заведениям различных уровней научно-методическую, кадровую и технологическую поддержку.
Решение поставленных задач состоит в разработке и реализации образовательных программ инновационного типа в соответствии со следующими основными принципами:
комплексный подход к формированию направлений и специальностей программы, разработка блоков методической, программно-технологической поддержки;
сохранение традиционной фундаментальности высшего образования России и ориентированности на достижения мировой науки и техники;
создание
условий для развития профессиональных
и научных компетенций
Список литературы:
Информация о работе Компетенции выпускников в условиях инновационной экономики