Коммуникация в сфере инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:35, реферат

Описание работы

Необходимо заметить, что процесс коммуникации в сфере инноваций неразрывно связан с созданием определенного набора терминов, который должен быть доступен не только непосредственным разработчикам нового продукта/услуги, но и широким кругам общества. Иными словами, здесь нужно говорить о словотворчестве, которое будет реализовываться в двух ключевых направлениях:
• в создании обиходного языка проекта;
• в создании терминологии проекта.

Работа содержит 1 файл

Коммуникация в сфере инноваций.docx

— 22.34 Кб (Скачать)

Национальный исследовательский  университет – Высшая Школа Экономики

 

 

 

 

 

Эссе по дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему: «Коммуникация в сфере инноваций».

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса 

отделения логистики

Кузнецова Е.А.

Проверил:

к.э.н., доцент кафедры управления проектами

НИУ-ВШЭ при Правительстве  РФ

Барыкин А.Н.

 

 

 

 

Москва 2011 

Коммуникация в сфере  инноваций.

Начнем, пожалуй, с определения  термина «коммуникация». Трактовок  данного термина великое множество, но, обобщая все варианты, можно  определить коммуникацию не только как процесс обмена информацией между ее участниками, но и как совместную их деятельность, в результате которой вырабатывается общий взгляд на вещи. Важными аспектами любой коммуникации являются взаимопонимание, общность, отсутствие ярко выраженного негативного отношения к предмету коммуникации со стороны участников и желание обеих сторон содействовать благоприятному исходу данной коммуникации.

Необходимо заметить, что  процесс коммуникации в сфере  инноваций неразрывно связан с созданием  определенного набора терминов, который  должен быть доступен не только непосредственным разработчикам нового продукта/услуги, но и широким кругам общества. Иными  словами, здесь нужно говорить о словотворчестве, которое будет реализовываться в двух ключевых направлениях:

  • в создании обиходного языка проекта;
  • в создании терминологии проекта.

При создании обиходного языка  проекта во главе угла будут стоять скорее профессионалы-предметники, нежели инновационный менеджер, ведь им для  профессионального общения надо как-то называть новые явления и  обстоятельства, возникающие непосредственно  в ходе их профессиональной деятельности. Менеджер, скорее всего, будет включен  в этот процесс опосредованно, он будет лишь повторять те новые  термины, которые родились из уст  предметников. Живое творчество профессионалов здесь проявляется в полной мере, и мешать ему не стоит, надо лишь активно и бережно участвовать в нем.

Создание терминологии проекта, наоборот, требует активного участия инновационного менеджера. В этом процессе он будет играть ведущую роль наряду с наиболее авторитетными специалистами данной области, так как здесь уже недостаточно набора терминов, созданных в узком кругу. В этом случае инновационный менеджер совершает преобразование таких терминов в нечто, более приспособленное к пониманию за пределами группы профессионалов-предметников.

Особого внимания заслуживает  тема введения новых терминов в обиход. Внедрение нового слова может произойти как стихийно, так и в результате специальных усилий.

Заставить других людей употреблять  такие слова в своем повседневном общении внутри и за пределами организации зачастую бывает очень сложно.

Лучшее решение – использовать новые слова во внутренних документах проекта: инструкциях, распоряжениях, объявлениях, отчетах и т.п. Управлять устной речью других людей трудно, но письменными текстами проекта управлять можно. Эти тексты являются регламентирующими, поэтому возрастет не только частота употребления новых терминов, но и авторитетность их источника.

Любой современный инновационный  проект далеко ушел от той стадии, когда  новая профессиональная придумка передавалась ученику или последователям посредством  личного примера и наблюдения за работой мастера. Это в прошлом. В настоящее время проекты передаются в виде текстов. Причем, точность текста, то есть точность употребляемых терминов – один из самых важных факторов успешной презентации и внедрения инновационных решений.

Требование точности текстовой  презентации ужесточается еще и  тем, что отчеты инновационных проектов часто содержат новые, ранее не описываемые  явления, продукты, новые названия. Любой новый язык удобнее постигать  с помощью словаря. Поэтому большинство  инновационных проектов нуждается в терминологических словарных справках. Презентация проекта будет более успешной, если в справочном материале будут содержаться словарь, в котором будет присутствовать толкование используемых терминов с правильно составленными определениями.

Понятно, что инновационный  процесс сам по себе не гарантирует  счастья и процветания. Он должен быть выстроен таким образом, чтобы максимально повысить шансы компании на успех. При этом в инновационный процесс должен быть обязательно встроен механизм для продвижения инновации, обеспечения его поддержки со стороны всех заинтересованных сторон (работники компании, акционеры, потребители, партнеры, инвесторы). Поэтому мы и говорим о презентации инновационного проекта как одной из важнейшей части коммуникационной политики в сфере инноваций. И мне хотелось бы более подробно остановиться на этой теме, но не настолько подробно, чтобы пошагово описывать методику создания такого вида презентации.

 

Итак, нет сомнений в том, что в инновационном проекте презентация — это основной документ для привлечения инвестиций. Основная задача — продать проект и идею инвестору.  Проведение презентации проекта имеет свои особенности. Обычно есть только один шанс презентовать проект инвестору или потенциальному партнеру, а значит, презентация должна быть подготовлена идеально.

Не стоит забывать о  том, что какой бы «красивой» ни была презентация, важным является содержание самого инновационного проекта, продуктивность идеи, а также рациональность и  оправданность расчетов. Если оперировать только наилучшими показателями проекта, обходить все возможные зоны риска, то это может привести к глубоким разногласиям и конфликтам между разработчиками и инвесторами, потере финансов, времени, перспектив дальнейшего сотрудничества. Серьезные расхождения неизбежно начнутся, когда вдруг выяснится, что реальные показатели эффективности гораздо ниже тех, что были представлены в презентации, что ряд условий не соблюдается, а многие факторы неверны. В результате проект будет либо досрочно прекращен, либо вместо стратегического сотрудничества с инвестором будет краткосрочное взаимодействие и поиск нового инвестора. Но при этом разработчики и собственники проекта теряют главное — свой имидж, историю своих удачных проектов, репутацию, что всегда в деловом мире имело большое значение для привлечения инвестиций.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что инвестор выступает не только как источник инвестиций, но и как мощный источник формирования положительной или негативной репутации и имиджа разработчиков и собственников проекта. Поэтому также важно установить обстановку взаимного доверия, открытости и доброжелательности взаимодействия с инвесторами на всех этапах, обеспечения его доступа ко всей необходимой информации, предоставления возможности влиять на ход проекта, в успехе которого он заинтересован не менее, чем разработчики и собственники проекта.

Необходимо заметить, что  внутренние и внешние заинтересованные лица не сразу одобрят саму идею новшества, поэтому инновационный  менеджер может столкнуться с  сопротивлением инновациям, и его  задача состоит в нейтрализации  этих сопротивлений. Основные причины  сопротивления инновациям и пути их нейтрализации:

  • Узкособственнический интерес (ожидание отдельными людьми потерь в результате изменений).

Так как такие ожидания не всегда оправданы, инновационный  менеджер в рамках своей программы  в силах разъяснить реальные последствия  изменений и предложить какие-либо компенсационные меры.

  • Некорректное понимание ситуации (неверная трактовка намерений руководства, низкая степень доверия к нему или отсутствие его как такового).

Менеджер способен бороться с неправильным пониманием ситуации, активно разъясняя реальную суть инновации, как на коллективных собраниях, так и индивидуально.

  • Различная оценка ситуации (сотрудники и руководство различны во мнениях, и, по мнению сотрудников, имеющих важную информацию, руководству такая информация неизвестна).

При высказывании сотрудниками открытого недовольства, можно воспользоваться  обычной дискуссией, в результате которой сопротивление инновации  будет нейтрализовано. Сотрудники либо убедятся в необоснованности собственных мнений, либо в инновационные планы будут внесены изменения в соответствии с поступившей информацией. Если сотрудники не выражают свое недовольство открыто, инновационный менеджер должен использовать свои дипломатические качества и предотвратить неприятный исход такого настроя у сотрудников.

  • Низкая терпимость к изменениям (консерватизм, нежелание что-то менять, опасение того, что после внедрения инновации выявится недостаток знаний и умений).

В данном случае менеджер может  повысить терпимость к изменению, разъясняя  его пользу для организации в  целом и отдельно для каждого  ее члена, разбирая должностные обязанности каждого сотрудника после внедрения инновации.

В заключение хочется сказать, что для успешной коммуникации в  сфере инноваций сначала необходимо убедиться в отсутствии всякого  сопротивления инновациям, а в  ином случае  нейтрализовать его, и  только после этого начинать работать в направлении активного презентования инновационного проекта с целью претворения его в жизнь.


Информация о работе Коммуникация в сфере инноваций