Коммерческое использование интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 20:38, реферат

Описание работы

В современную эпоху, называемую «информационным обществом», мы являемся свидетелями бурного развития интеллектуальной деятельности человека. Эта деятельность имеет значение не только для человека, но и для социального и экономического развития любого государства. Она является составной частью безопасности государства, поскольку недостаточный интеллектуальный потенциал, являющийся, как правило, следствием недостаточным развитием нормативно-правовой базы, ведет к неконкурентоспособной экономике, слабому государству.

Работа содержит 1 файл

ИС_РЕФЕРАТ.docx

— 34.62 Кб (Скачать)

     В целом, как отмечают специалисты, в  настоящее время сформирована нормативно-правовая база, регулирующая вопросы охраны и введения в гражданский оборот ОИС. На первый план выходит вопрос не о том, как законодательно урегулировать тот или иной вопрос коммерциализации объектов промышленной собственности, а о том, как применить действующие нормы в отношении конкретного объекта, предприятия, правоотношения, поскольку возможность извлечения правообладателем полезного эффекта от коммерциализации созданного результата интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от избранной формы его правовой охраны, интенсивности его использования и достоверности учета в хозяйственной деятельности предприятия, степени урегулированности отношений по поводу создания и использования ОИС между авторами, патентообладателями и иными лицами, эффективности противодействия нарушениям своих исключительных прав. То есть, акцент смещается в область практической реализации действующего законодательства с тем, чтобы оно приносило максимальную пользу отечественным субъектам и экономике в целом.

     Понимание изложенного и особое внимание государства  к практическому развитию инновационного направления выражается в планируемом  создании Парка высоких технологий — особой экономико-правовой среды  создания и использования инноваций, преимущественно в сфере информационных технологий, а также в развернутой  работе по формированию инновационной  инфраструктуры. Указанная инфраструктура является необходимым условием развития инновационной деятельности, поскольку  отечественные субъекты хозяйствования в основной своей массе пока еще  не имеют достаточного опыта и ресурсов (в том числе кадровых) для эффективного управления интеллектуальным капиталом. В связи с этим необходимо расширение централизованных услуг информационного, консалтингового и образовательного характера, создание вспомогательных инновационных структур. Для успешной коммерциализации результатов научных исследований и разработок нужны специалисты — менеджеры инновационных проектов. Они должны обладать профессиональными знаниями в области правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, уметь прогнозировать коммерческий потенциал новых разработок, владеть навыками управления финансами и быть в курсе процесса продвижения инноваций на рынке.

     Указанная выше проблема выбора оптимальной формы  охраны результата интеллектуальной деятельности и оформления исключительных прав является одной из базовых в стратегии управления инновационной деятельностью. С выбором формы охраны связываются последующие пути ее коммерческого использования, способы защиты от нарушений. Так, например, при создании нового технического решения обеспечение его охраны может осуществляться как на основе патента, так и посредством режима нераскрытой (конфиденциальной) информации. В основе ответа на вопрос о выборе оптимальной формы охраны всегда должен быть четкий анализ рынка и продуманная, экономически обоснованная стратегия реализации исключительных прав. Оптимальным должен быть расчет затрат и ожидаемых выгод. Если получение патента на изобретение требует существенных капиталовложений (например, получение европейского патента в среднем обходится в 30 тыс. евро), то использование режима нераскрытой информации гораздо менее затратно. Патент является более надежной формой охраны и, как правило, повышает стоимость защищенного им технического решения в среднем на 10%. В то же время как нераскрытая информация могут охраняться и непатентоспособные решения. Конфиденциальная информация может включать в себя секреты производства (ноу‑хау), рецептуру, особенность способов производства, незапатентованные технологические процессы, опыт технологического и коммерческого характера, производственный опыт и т. д. Коммерциализация ноу-хау широко используется в международной практике, в частности при заключении лицензионных соглашений, договоров о международном сотрудничестве, обмене и передаче технологий.

     Включение в договоры и соглашения пунктов  о передаче ноу-хау ведет к  дополнительному увеличению доходов  правообладателя и ускорению  освоения приобретенных технологий покупателем.

     Владелец  исключительных прав (правообладатель), анализируя конкретную ситуацию, сам  выбирает наиболее перспективный вариант  использования ОИС: создать свое дело на базе ОИС; передать права на использование ОИС на определенный срок; уступить права на ОИС и  т. д.

     Наиболее  традиционными для отечественного рынка формами коммерческого  использования ОИС являются передача прав на его использование по лицензионному договору (лицензирование) и уступка исключительных прав.

     Лицензионный  договор является одним из основных договоров, опосредующих коммерческое использование ОИС. По лицензионному  договору обладатель исключительного  права на ОИС (лицензиар) разрешает  другому лицу (лицензиату) определенное время использовать ОИС за оговоренную  в соглашении плату — паушальный (единовременный) платеж и роялти. При  этом лицензиат может получить право  использовать ОИС на исключительной основе (исключительная лицензия) или  наряду с другими пользователями (простая, неисключительная лицензия). Лицензионным договором может ограничиваться территория использования ОИС, оговариваться  объемы производимой продукции, требования к качеству и т. д.

     По  договору уступки исключительные права  переходят другому лицу, то есть меняется правообладатель. Данная сделка, в отличие от лицензионного договора, позволяет получить лишь разовую  выгоду. При заключении же лицензионного  договора исключительные права остаются у лицензиара.

     По  оценкам европейских экспертов, лицензирование как метод коммерциализации используют большинство компаний. Его  успешность в ряду иных методов оценивается  несколько выше, чем продажа (уступка) интеллектуальной собственности, но, тем  не менее, находится в конце «рейтинга  эффективности». Уступка является наименее эффективным методом коммерциализации.

     На  первом месте по эффективности стоит  франшизирование. В Республике Беларусь это договор комплексной предпринимательской лицензии — договор франчайзинга.

     По  договору франчайзинга одно лицо (правообладатель — франшизор), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу (франшизи) использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение. Система на условиях франшизы — это пакет договоров, охватывающих права на ОИС, включающие права на промышленные образцы, фирменные наименования, товарные знаки и технологию ноу-хау, которыми будет пользоваться франшизи. Потенциальный пользователь франшизы не приобретает права на ОИС: эти права ему, как и в случае лицензионного договора, только передаются на определенный срок. Франшиза может распространяться на любую хозяйственную деятельность, для которой разработаны способы производства, переработки и продажи товаров или оказания услуг.

     За  последние годы в странах с  развитой рыночной экономикой значительно  увеличилась продажа товаров  и услуг на условиях франшизы. В  США франшизе предоставлено фактически более одной трети всей розничной  торговли. В Австралии свыше 90% общей  торговли на предприятиях быстрого обслуживания осуществляются на условиях франшизы. Франшиза используется более чем  в 70 странах мира.

     Законодательные основы ее правового регулирования  утверждены в Гражданском кодексе  Республики Беларусь (глава 53 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)»). Франшиза — способ расширения бизнеса, при котором быстро растущее предприятие вместо создания дочерних предприятий заключает договор с уже существующими юридическими или физическими лицами, причем на использование не одной конкретной технологии или товарного знака, а на целый комплекс исключительных прав, которым обладает данное предприятие, — лицензионный комплекс. Франшиза предоставляет право воспроизводить налаженный бизнес во всех его проявлениях. Пользователю франшизы не надо отвоевывать место на рынке в борьбе с конкурентами, он надежно защищен фирменным наименованием и товарным знаком владельца франшизы. Франшизи получает право осуществлять свою деятельность под известным товарным знаком, фирменным наименованием и знаком обслуживания, уже имеющим популярность. Система франшизы способствует появлению новых конкурентов на рынках сбыта, увеличивает конкуренцию товарных знаков.

     В Республике Беларусь франшиза как реально  существующая разновидность коммерческих отношений, появилась сравнительно недавно, но уже начинает приносить  свои плоды и должна соответствующим  образом развиваться. Возможности  франчайзинга как наиболее удобного и эффективного способа создания развернутой сети бизнеса можно реализовывать на примере сети пунктов питания быстрого обслуживания, путем создания туристского комплекса в географически выгодных местах Беларуси.

     Еще одним из наиболее эффективных способов коммерциализации является создание бизнес-структуры на основе соответствующего интеллектуального капитала. При создании собственного производства для освоения продукции, созданной с использованием технических новшеств, требуется первоначальное вложение крупных денежных средств. Владелец ОИС несет большие затраты на организацию производства, маркетинговые исследования, внедрение в различные сегменты рынка и риск, связанный с выбором каналов распределения или с созданием своей торговой сети. Однако в случае успеха выпуск новой продукции даст возможность через определенный период времени компенсировать первоначальные затраты и получить значительную прибыль, необходимую для дальнейшего развития производства.

     Следующим не менее эффективным способом коммерческого  использования исключительных прав является формирование коммерческих альянсов, при которых субъекты хозяйствования методом перекрестного лицензирования на взаимовыгодной основе (один субъект  передает по лицензии важные для контрагента  ОИС взамен на ОИС, принадлежащие  данному контрагенту) либо посредством  оформления совместных прав на определенный ОИС (например, созданный в результате совместных исследований) оптимизируют свои экономические связи, тем самым  укрепляя позиции на рынке. Использование интеллектуальной собственности для укрепления экономических связей между субъектами хозяйствования особенно актуально в условиях развития на постсоветском пространстве интеграционных процессов, в частности, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

     Создание  новых технологий — достаточно трудоемкий и затратный процесс, который  требует значительных финансовых вложений. Перед предприятиями возникают  вопросы о привлечении инвестиций в создание новых ОИС, для которых  важны благоприятные экономические  условия. Но это не единственный вопрос экономики интеллектуальной собственности, ведь созданный объект, в конечном счете, способен многократно окупить  вложенные затраты. Широко известно, что в современных условиях стоимость  отдельных ОИС может быть сопоставима, а иногда и превышать стоимость  материальных активов предприятий. За счет создания ОИС белорусские  предприятия смогут существенно  увеличить свою рыночную стоимость  и получат возможность превратить свои активы в реальные денежные средства, осуществить модернизацию производства, привлечь новые инвестиции.

     Тем не менее, вопросы достоверной оценки стоимости интеллектуальной собственности  требуют большего внимания. Оценка интеллектуальной собственности у  отечественных субъектов хозяйствования относится к наиболее слабым элементам  управления интеллектуальным капиталом. Большинство предприятий вообще не оценивают свои интеллектуальные активы либо делают это редко. Немногие субъекты прибегают соответствующих  независимых оценщиков, несмотря на то, что оценщики в большинстве  своем имеют больше шансов провести оценку объективно и способны предложить результат, которому действительно  бы доверяли оппоненты. Профессиональные оценщики имеют, как правило, больше опыта в оценке различных категорий  ОИС и применительно к различным  ситуациям, тогда как сами предприятия  при оценке своих активов зачастую ограничиваются оценкой интеллектуальной собственности, основанной на прямых затратах или других аналогичных методиках, не позволяющих дать действительную оценку стоимости ОИС.

     Таким образом, повышение эффективности  управления интеллектуальным капиталом  посредством совместных усилий всех участников рынка интеллектуальной собственности будет способствовать интенсивному освоению инновационных  механизмов развития экономики и  позволит обеспечить получение реальных конкурентных преимуществ от инновационной  деятельности. 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь №218/3 от 07.12.1998г. с изменениями и дополнениями.
  2. Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(4) 2006, Минск
  3. Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете и налогообложении товарообменных операций №78/49 от 03.05.2008г.
  4. О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности / постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2003 г. № 700 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — № 61. — 5/12523.
  5. http://www.president.gov.by./

Информация о работе Коммерческое использование интеллектуальной собственности