Коммерческий риск инновационной деятельности

Автор: Наташа Шишкина, 17 Октября 2010 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.
Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов.
Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

Содержание

Введение
I. Понятие инновационной деятельности
1.1 Сущность инновационного риска
1.1.Виды инновационных рисков
II.Управление рисками в инновационной деятельности
2.1. Сущность и основные этапы управления рисками
2.2. Методы анализа рисков
2.3. Методы управления рисками
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ риски.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2

I. Понятие инновационной деятельности…………………………………………....3

1.1 Сущность инновационного риска………………………………………………..5

1.1.Виды инновационных рисков…………………………………………………….6

II.Управление рисками в инновационной деятельности……………………………8

2.1. Сущность  и основные этапы управления  рисками……………………………8

2.2. Методы  анализа рисков…………………………………………………………13

2.3. Методы  управления рисками…………………………………………………..19

Заключение…………………………………………………………………………..23

Список  используемой литературы………………………………………………….24  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Тема  данной работы - «Коммерческий риск инновационной деятельности». Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление  дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

    Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов.

    Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов.

    Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и состоит из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

    Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение механизма взаимовлияния  нововведения и экономики.

    В работе предполагается рассмотреть вопросы инновационной деятельности, сущности инновационного предпринимательства, рисков, путей их оценки и минимизации. 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие инновационной деятельности
 

    В отечественной и зарубежной экономической  литературе встречаются различные  трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют.

    «Новшество» характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию «изобретение».

    «Нововведение»  - это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления, процесс использования новшества.

    «Инновация» - это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества».

    Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций  в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

Инновационная деятельность включает:

    - выявление проблем предприятия;

    - осуществление инновационного процесса;

    - организацию инновационной деятельности.

    Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

    Откуда  берутся инновационные идеи? Можно  назвать семь источников таких идей. Перечислим внутренние источники; они  возникают в рамках предприятия  или отрасли. К ним относятся:

    - неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;

    - неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;

    - нововведения, основанные на потребности процесса;

    - внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

    Следующие три источника нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение за пределами предприятия или отрасли. Это:

    - демографические изменения;

    - изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

    - новые знания (как научные, так и ненаучные).

    Инновация - это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта. Подмечено, что новаторы в основном работают только в одной области. Например, Эдисон сосредоточил силы только на электричестве. Успешная инновация требует упорной сосредоточенной работы. Если вы к ней не готовы, не помогут ни знания, ни талант.

    Чтобы преуспеть, необходимо использовать свои сильные стороны, люди должны увлечься инновацией всерьез.

    Наконец, инновация означает изменения в  экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

    Для осуществления предприятием инновационной  деятельности, оно должно иметь такие  структуру и настрой, которые  способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов, связанных с организацией работы персонала и учетом всех возможных рисков. 

    1. Сущность инновационного риска.
 

    Такой риск особенно важен в современной предпринимательской деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых как для производства существующих товаров (услуг), так и для создания новых, ранее не производимых.

    Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров (услуг), которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает при:

    ■  внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимся. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В подобной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

    ■  создании нового товара (услуги) на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара (услуги) в связи с использованием старого оборудования;

    ■ производстве нового товара (услуги) при  помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя риски: того, что новый товар (услуга) может не найти покупателя; несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара (услуги); невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции в случае неудачи.

    В литературе по теории бизнеса часто можно встретить термины «высокий риск» и «слабый риск». В данном случае речь идет о различных уровнях риска. Уровень риска зависит от отношения масштаба ожидаемых потерь к объему имущества предпринимательской фирмы, а также от вероятности наступления этих потерь.

    1.2. Виды инновационных рисков.

    Неизбежным  условием хозяйствования является неопределенность. Инновационная деятельность в большей  степени, нежели другие направления  предпринимательства, сопряжена с  риском. В условиях нестабильности экономической конъюнктуры проблема риска возникновения потерь при вложении фирмой средств в инновации становится особенно актуальной.

    Можно выделить несколько видов риска, наиболее характерных для современных  условий:

    1. Риски ошибочного выбора инновационных проектов. Причинами возникновения данного вида рисков может служить недостаточно обоснованный выбор приоритетов экономической и рыночной стратегии предприятия. Это возможно, например, в случае преобладания кратко-срочных интересов при принятии решений над долгосрочными (желание быстрее распределить прибыль между собственниками делает менее вероятным увеличение доли продукции предприятия на рынке через несколько лет). Могут быть ошибочно оценены перспективы положения предприятия на рынке, его финансовая устойчивость (желание нарастить прибыль за счет увеличения объема продаж. выгодного. продукта может, при резком ухудшении финансового состояния и изменении конъюнктуры рынка, привести к дополнительным расходам на освоение ресурсосберегающих технологий). Кроме того, зачастую автор инновационного проекта переоценивает его значимость для потребителя - в этом случае причиной возникновения риска служит ошибочная оценка рынка потребления.

    2. Риск необеспечения инновационного  проекта достаточным уровнем финансирования. Включает в себя риск недополучения средств для разработки проекта (фирма не смогла привлечь инвесторов из-за некорректно составленного бизнес-плана проекта) и риск не-правильного выбора источников финансирования (невозможность осуществления проекта за счет собственных средств, отсутствие доступных источников заемных средств и пр.)

    3. Риск неисполнения хозяйственных  договоров. Так же может быть  нескольких видов: риск отказа  партнера от заключения договора  после проведения переговоров (в случае резкого изменения экономической конъюнктуры), риск заключения договоров на не очень выгодных условиях (при диктате поставщика либо при отсутствии достаточного опыта у фирмы), риск заключения договоров с недееспособными (неплатежеспособными) партнерами, риск невыполнения партнерами договорных обязательств в срок (преимущественно зависит от резких колебаний экономической конъюнктуры).

    4. Маркетинговые риски текущего  снабжения и сбыта. Эта группа  достаточно обширна. В большинстве  случаев определяется недостаточным уровнем профессионализма маркетинговых служб предприятия, либо вообще отсутствием таковых.

    5. Риск, связанный с обеспечением  прав собственности. Проблема  возникновения этого вида риска  особенно актуальна для предприятий,  производящих инновационную продукцию. Основной причиной его возникновения у российских предприятий служит несовершенство патентного законодательства (получение патента (лицензии) с опозданием, короткий срок действия патента и пр.)  

    II. Управление рисками в инновационной деятельности. 

    Инновационная деятельность происходит в условиях высокой неопределенности и связана с высокими рисками по сравнению с обычными процессами производственно-хозяйственной деятельности.

    Под риском инновационной деятельности понимается многообразие ее промежуточных и окончательных результатов, которые имеют различную оценку в глазах инноваторов, инвесторов и других участников инновационных процессов.

    Развитие  рыночных отношений в России определило инновационную деятельность как единственный способ выживания российских предприятий независимо от формы собственности и сферы их деятельности по всем стадиям жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им. 

Информация о работе Коммерческий риск инновационной деятельности