Классификация и особенности общенаучных методов исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:49, контрольная работа

Описание работы

Совершенствование управления – необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному – используя опыт или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие. Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса.
Методы исследования систем управления играют большую роль в эффективной работе любого предприятия (организации) так, как позволяют определить проблемные участки в одном из самых важных звеньев функционирования предприятия в управленческом аппарате. Достоверность и правильность полученных результатов в основном зависит от выбора нужных и правильных методов исследования.

Работа содержит 1 файл

классификация и особенности общенаучных методов.docx

— 33.86 Кб (Скачать)

4. Оценивать выводы, предложения,  мысли, а не их автора. Относиться  с уважением к оппоненту.

5. В выражении своей  позиции стремиться в максимальной  степени к четкости и аргументированности,  конкретности и ясности.

6. Определять понятия,  которыми выражаете мысли, на  которых строите доказательства.

7. Посредством вопросов  уточнять позиции, обнаруживать  слабые места в полемике, мотивировать  дополнительные аргументы.

8. Избегать оперирования  мнением авторитетов или формальных  лидеров, должностных лиц.

9. В исследовательской  полемике нельзя устанавливать  истину мнением большинства, голосованием.

10. Основой полемики должны  быть результаты или методологические  подходы, формулируемые на профессиональной  основе.

11. Продуктивность полемики определяется и продолжительностью времени и распределением времени в процессах полемических высказываний. Полемика не должна вестись по "замкнутому кругу".

В полемике большое значение имеет выяснение и анализ тезисов  оппонента.

Это делается по следующей  схеме: содержательная ясность понятий, которыми оперирует оппонент, – эмпирическая и практическая ценность понятий – модальность тезиса, аргументация и фактология тезиса – логика использования аргументов.

Тезис – это суждение, истинность и приятие которого устанавливается в доказательстве; аргументы – суждения, из которых выводится тезис; демонстрация – логическая форма связи названных двух элементов, обусловливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента.

При анализе ситуаций полемика будет носить более конструктивный характер, если ее участники понимают ситуацию, настроены на ее позитивное решение, связаны общей целью, интересами, работой.

 

 

1.6. Методы моделирования

 

Одним из эффективных методов  исследования является моделирование  – разработка моделей, позволяющих  принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив. Несмотря на то, что многие модели исследуемых социально - экономических систем настолько сложны, что без компьютера обойтись зачастую невозможно, концепция моделирования проста. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложна, а не относящиеся к делу данные устраняются, модель повышает способность руководителя разрешать встающие перед ним проблемы. В этом смысле написанная ситуация представляет собой модель реальной жизненной ситуации.

 Ряд причин обусловливает  использование модели вместо  попыток прямого взаимодействия  с реальным миром:

 – сложность многих организационных ситуаций: поскольку реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, то постичь его можно, упростив реальный мир с помощью моделирования;

– трудности, связанные с проведением экспериментов в реальной жизни, в частности, необходимость значительных затрат, в том числе и материальных; – ориентация управления на будущее: невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и, может быть, никогда не состоится; моделирование

 – единственный в настоящее время систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений.

Модель – это система, располагающаяся между исследователем и предметом его исследования.

Существуют следующие  виды моделей: физические, математические, логические, модели общественно-экономических  формаций, модели структур, методов и т.п.

Основные этапы процесса построения моделей:

– постановка задачи;

– построение модели;

– проверка модели на достоверность;

– применение модели.

 

1.7. Имитация и экстраполяция

 

Разновидностью моделирования  является имитация. Имитация как метод  исследования системы управления –  это процесс создания модели и  ее экспериментальное применение для  определения изменений реальной ситуации. Главная идея имитации –  использование некоего устройства для имитации реальной системы с  тем, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведение и характеристики.

В общенаучных методах  используется также экстраполяция. Экстраполяция – процедура, служащая для перенесения и распространения  свойств, отношений или закономерностей  с одной предметной области на другую. Она основана на предположении  о неизменности факторов, определяющих течение рассматриваемого процесса.

 В исследованиях управленческих  ситуаций экстраполяция применяется  как метод прогнозирования. Одним  из ограничений в использовании  метода является то, что экстраполяционный прогноз может быть получен на период, во временном протяжении равном не более 1/3 базового. Простота и доступность метода позволяют широко использовать его при прогнозировании на ближайшую перспективу с корректировкой на другие (не являющиеся параметрами прогнозирования) факторы, влияющие на исследуемый процесс.

 Недостатки метода  – возможность переноса отрицательных  тенденций прошлого в будущее,  а также невозможность учета  современных тенденций в развитии  объекта прогнозирования. Для  повышения эффективности экстраполяции  при анализе ситуации необходимо четко определить какие параметры ситуации, какие количественные показатели прогнозируются и насколько они могут измениться в перспективе.

Кроме рассмотренных в  процессе исследования ситуаций могут  быть использованы следующие методы:

Метод измерения позволяет  дать в определенных единицах измерения  численную оценку исследуемого свойства объекта.

Метод сравнения позволяет  определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.д. в зависимости от цели исследования).

Метод абстрагирования основан  на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и  изучении в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели.

Метод анализа и синтеза  основан на использовании различных  способов расчленения изучаемого объекта  на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его  элементов (синтез).

Для выбора и обоснования  методов исследования ситуации можно  проводить специальные методологические исследования.

 Методологические исследования  следует понимать как выбор  и применение одного из целенаправленных  методов, выработку принципиально  новых или выявление существенных особенностей имеющейся методики. Их характерными чертами являются:

– объективная оценка конкретного метода;

– выявление новых существенных особенностей его алгоритма и их обоснование;

– разработка нового метода, дающего весомые преимущества при анализе ситуаций;

– историческая преемственность предлагаемого принципиально нового методического решения;

– экономическое обоснование усовершенствованного метода.

Расчетно-аналитические  методы требуют не только получения  точных и достоверных научных  фактов, но и математических расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Исследование – необходимый элемент любой деятельности, но в зависимости от вида деятельности реализуется в той или иной мере.

     Управление, главным содержанием которого является принятие решений, трудно представить без исследовательской деятельности.

     По мере развития управления роль и доля исследований возрастает. Исследование помогает глубже понять ситуацию, определить проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение. Для современного управления исследование – важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности. И от выбора методов исследования будет завесить достоверность полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.
  2. Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2004. – 184 с.
  3. Лысов О. Е. Методы прикладных исследований в менеджменте: учеб. пособие / О. Е. Лысов. – ГУАП. СПб., 2006. – 164 с.

 


Информация о работе Классификация и особенности общенаучных методов исследования систем управления