Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:54, доклад
В основе происходящих в настоящее время изменений в экономических, политических, социальных структурах общества лежит научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Успех на этом пути во многом зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство.
Донецький інститут залізничного транспорту
ХАРКІВСЬКОЇ
ДЕРЖАВНОЇ АКАДЕМІЇ ЗАЛІЗНИЧНОГО ТРАНСПОРТУ
Кафедра
економіки підприємства
Доклад
З дисципліни «Економіка та організація інноваційної діяльності підприємства»
на
тему: «Керування інноваційними процесами»
Инновационный процесс.
В
основе происходящих в настоящее
время изменений в
Инновационный процесс - понятие комплексное и многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых технологий и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. Иначе говоря, в инновационном потоке особое значение приобретает инфраструктура - система подготовки соответствующих кадров, каналы распространения научной информации, финансовые способы активизации научного поиска и т. п. Без построения необходимой инфраструктуры любое изобретение может стать лишь достоянием истории науки и техники.
Инновационный
процесс открывает большие
рынке,
потере самостоятельности национальной
экономики в мировом
В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.
Предприятие - базовое звено экономики. Процесс внедрения инноваций охватывает все стороны деятельности предприятий. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.
Итак, инновационная деятельность - это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект.
Управление инновациями направлено на принятие таких решений, которые обеспечили бы создание конкурентоспособной продукции, достижение эффективных результатов инновационной деятельности. Методология принятия решений в инновационном менеджменте базируется на системе научных знаний о методах управления, их целевой направленности.
Обширный
комплекс работ, выполняемых как
в составе инновационных
Особенности принятия решений в управлении инновациями зависят от степени неопределенности достижения различных целей, как в составе инновационного процесса, так и по локальным направлениям инновационной деятельности. Поэтому очень важно иметь целостное представление обо всех без исключения работах, выполняемых в процессе инновационной деятельности.
Для этого в соответствии с теорией графов строится смешанный граф абстрактного инновационного процесса от возникновения перспективной идеи до ее практической реализации. Смешанным граф называется потому, что он состоит из неориентированных подграфов, отражающих альтернативы путей достижения промежуточных целей, где неопределенность достижения целей значительно уменьшилась.
По результатам эскизно-технического проектирования, которое реализует техническое предложение прикладных НИР, необходимо вынести решение о наиболее перспективном варианте представленных на конкурс проектных разработок.
Для того чтобы принять обоснованное решение о перспективности того или иного варианта инвестирования, необходимо заключение по результатам проектирования со стороны специалистов достаточно высокой квалификации. Только при наличии такого заключения можно принять обоснованное решение о том или другом направлении продолжения ОКР. Именно на этом этапе уместно будет использовать консалтинговые услуги.
Затраты на технологическое освоение производства новой продукции значительно превышают расходы на исследования и разработки. Положительное решение об инвестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расчетами по коммерциализации новой продукции. В зависимости от принятого решения о масштабности освоения производства новой продукции проектируется соответствующий тип производства, планируется его технологическая подготовка. Каждому типу производства необходим определенный уровень технологического оснащения. Чем выше объемы производства, тем ниже себестоимость выпускаемой продукции, что существенно влияет на ее конкурентоспособность.
В
связи с большими объемами предстоящих
работ и крупными затратами принято
применять программно-целевой
Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Стратегии
вообще, и инновационные в частности,
направлены на развитие и использование
потенциала организации и рассматриваются
как реакция на изменение внешней
среды. Поэтому многообразие инновационных
стратегий обусловливается
Это
специальные инновационные
Теория и практика стратегического и проектного управления выработали ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют «базовыми» или «эталонными». Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также «стратегиями развития» или «стратегиями роста» фирмы. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификационного развития; стратегии сокращения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.
Инновационные
стратегии создают особо
усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.
Инновационные преобразования осуществляются на протяжении нескольких этапов.
I. Этап постановки цели:
II. Этап стратегического анализа:
III. Этап выбора инновационной стратегии:
IV. Этап реализации инновационной стратегии:
Избранная инновационная стратегия развития предприятия должна быть реализована. Процесс реализации любой инновационной стратегии вызывает лавину последующих нововведений.