Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:51, доклад
Американские аналитики выяснили, что каждый этап развития компании, предлагающей миру новую технологию, характеризуется определенным уровнем информационной шумихи вокруг инновации. Проанализировав реакцию СМИ, можно судить о положении дел у разработчика. Исследовательская компания "Гартнер" начала применять такой подход в 1995 году, отображая структурированные результаты своих исследований в виде графиков цикла ажиотажа (hype cycle, иногда переводят как "цикл зрелости/признания технологий" — см. стр. 8). У S-образной кривой, изображенной на графике, есть пять участков — эталонная инновация с течением времени проходит через каждый из них.
Эволюция инновации
Американские аналитики
Эволюция инновации
Исследовательская компания "Гартнер" начала применять такой подход в 1995 году, отображая структурированные результаты своих исследований в виде графиков цикла ажиотажа (hype cycle, иногда переводят как "цикл зрелости/признания технологий" — см. стр. 8). У S-образной кривой, изображенной на графике, есть пять участков — эталонная инновация с течением времени проходит через каждый из них.
"Запуск технологии" — появление
технологии и начало
"Пик завышенных ожиданий". Наступает момент, когда уже все говорят о технологии. Появляются первые компании или последователи, которые пробуют применить технологию на себе в полном объеме, пытаются получить от нее бизнес-преимущества. На этом этапе брать инновацию под свое крыло слишком рано, считает "Гартнер".
"Пропасть разочарования". Выясняется,
что у технологии полно слабых
мест, недоработок, ограничений.
Возникает разочарование,
"Склон просвещения". По-настоящему
хорошие технологии после
Результатом карабканья по "склону просвещения", кропотливой работы над ошибками, оказывается выход на "плато продуктивности". Технология завоевала себе место на рынке, стала удобным инструментом или решением в определенной области, этакой данностью — ею пользуется как минимум 20% целевой аудитории. СМИ такую технологию вспоминают в основном для того, чтобы сравнить с ней очередную инновацию.
Александр Баринов, руководитель аналитического отдела IBS (в прошлом сотрудник "Маркет-Визио", представительства "Гартнер" в России), рассказал о практической пользе и масштабах применения циклов ажиотажа: "Как и со многими аналитическими инструментами, тут все неоднозначно. Наверное, интуитивно эксперты и так понимают, в какой стадии жизненного цикла находится та или иная технология, и цикл ажиотажа скорее просто наглядный и красивый маркетинговый инструмент для разработчиков технологии. А вот относительное расположение различных смежных или конкурирующих технологий, а также отзывы аналитиков и экспертов об их жизнеспособности и скорости адаптации являются очень полезным инструментом для лиц, принимающих решения, особенно со стороны компаний—потенциальных пользователей данной технологией.
В настоявшее время "Гартнер" выпускает циклы ажиотажа для более чем 1,9 тыс. разработок и около 75 рынков IT, бизнес- и потребительских технологий. "Гартнер" настолько забрендировала свой инструмент, что никто не решается использовать нечто подобное, все только активно цитируют результаты исследований".
Много шума и ничего
Попробуем вкратце ознакомиться с некоторыми примечательными технологиями, реакция СМИ на которые видна из циклов ажиотажа этого года.
Трехмерная биопечать.
Предполагается, что с помощью трехмерной печати можно будет создавать человеческие органы, пригодные для имплантации. 3D-принтер выкладывает друг на друга тонкие слои клеток ткани, руководствуясь данными подробного сканирования печатаемого органа. Сегодня на практике уже получаются куски кожи и костные фрагменты, с успехом приживляемые лабораторным мышам. Специалисты из "Гартнер" считают, что будущее, в котором можно запросто напечатать недостающую почку или даже сердце, наступит очень нескоро. Уж точно не в ближайшие десять лет — об этом свидетельствует весьма сдержанная, если не сказать вялая, реакция СМИ на новинку.
Мобильные роботы.
Робототехника существует давно, однако в последние годы публикации о мобильных роботах встречаются все чаще и чаще, к слову, их куда больше, чем публикаций о трехмерной биопечати. Многие компании добиваются заметных успехов в разработках роботов-прототипов, способных перемещаться — например, американский робот MABEL умеет бегать со скоростью почти 11 км/ч. Правда, ему необходимо для этого "опираться" на специальную штангу, поэтому бегать он может только по кругу (подробно см. "Науку", N 6). "Сейчас ажиотаж набирает обороты, но по мнению "Гартнер", до того, как мобильные роботы станут повсеместно распространены, появятся в коммерческом использовании, пройдет много-много лет",— считает господин Баринов.
Игроизация (gamification) обучения
Использование
игровых элементов для
Константин Подстрешный, главный редактор журнала "Навигатор игрового мира": "Люди преувеличивают аддиктивность видеоигр. Зачастую в представлении людей, не знакомых с темой, любая видеоигра — это чуть ли не цифровой наркотик. А между тем 90% игр довольно скучны и не могут удержать аудиторию надолго. Создать по-настоящему увлекательную игру невероятно сложно. Таких игр единицы. И если кто-то собирается сделать обучающую игру уровня "World of Warcraft", пусть для начала сделает просто конкурента "World of Warcraft". Пока ни у кого что-то не получается".
К слову, в игроизации обучения существуют и специфические области, например тренажеры для военных. "Некоторые студии, создающие видеоигры, разрабатывают и симуляторы для военных. Их немного, они достаточно схематичны, но они действительно существуют. Обычно такие проекты заказывают, чтобы снизить стоимость реального обучения (ни в коем случае его не заменить). Вне зависимости от того, управляют в них самолетом или взводом солдат, их трудно назвать игрой в привычном смысле слова. Принцип "обучение через удовольствие" там не работает, и расслабиться в таких играх вряд ли получится",— говорит господин Подстрешный.
Судя по гартнеровским оценкам всей области игроизации, которой еще лет пять-десять до "плато продуктивности", "ЛингваЛео" в ближайшем будущем ждет стремительное падение. Если работающие над проектом не выявят все его недостатки и не исправят их, проект ждет судьба оцифровки библиотек.
Эволюция на примере iPad.
«Планшет изобрели не в Apple!» Картинки, доказывающие это, можно во множестве встретить в интернете. На иллюстрации обычно показан капитан Пикард из сериала «Звёздный путь» с планшетом в руках, а также Билл Гейтс, показавший Tablet PC в 2000 году. Однако Пикард с его планшетом PADD — вымышленный персонаж, да и Билл Гейтс был не первым, кто предложил реализацию планшетного компьютера.
Если совсем углубляться в историю, то можно сказать, что идея устройства, переводящего рисунки и рукописный текст в электронные сигналы, появилась ещё в девятнадцатом веке: тогда был создан Teleautograph — телеграф, передающий рукописный текст и изображения. История современных дигитайзеров ведёт своё начало от планшета RAND, разработанного в пятидесятых годах прошлого столетия. С экраном его совместили в начале шестидесятых в лаборатории MIT под руководством Айвена Сазерленда. С этого момента и началась история планшетных компьютеров.
Dynabook (1968)
Впервые устройство, напоминающее планшетный
компьютер, было придумано изобретателем
объектно-ориентированного программирования
и современных графических
Linus Write-Top (1987)
В фантастике и в научной работе Алана Кэя планшеты появились в шестидесятых годах, но уровень технологий ещё долго не позволял создать такое устройство. Прошло почти два десятилетия, прежде чем появился первый намёк на реализацию: он назывался Linus Write-Top. С разработчиком Linux Линусом Торвальдсом этот компьютер ничего общего не имеет — тому на момент начала работ над Write-Top было пятнадцать лет. Создали это четырёхкилограммовое «портативное» устройство двое американцев: Ральф Скларю и доктор Роберт Надье. Сперва они ставили своей целью сделать книгочиталку, но, видимо, увлеклись идеей перьевого ввода. Write-Top поддерживал распознавание рукописных символов и даже мог запомнить почерк. Неплохо для компьютера с процессором Intel 8088 (7 МГц) и 640 Кбайтами оперативной памяти! Всего было произведено 4000 компьютеров Write-Top, продана лишь половина, а от остальных изобретателям пришлось избавиться. Зато патенты удалось выгодно продать фирме GRiD.
GRiDPad 1910 (1989)
Одного взгляда на этот монструозный гаджет достаточно, чтобы понять: с современными планшетами его роднит очень немногое. Перо подключалось к нему проводом, а какие характеристики! Процессор с тактовой частотой 10 МГц, мегабайт оперативной памяти, видеоадаптер CGA и операционная система MS-DOS. Весила эта штука два килограмма и стоила около трёх тысяч долларов — более пяти тысяч в современных деньгах. Тем не менее их использовали в профессиональных нуждах и даже закупали для американской армии. Известно, что создатель Palm Pilot Джеф Хокинс имел GRiDPad и вдохновлялся именно им.
Qbe (2000)
Создателям Qbe удалось лишь чуть-чуть предвосхитить массовое нашествие Tablet PC, случившееся в начале двухтысячных. Это устройство — не более чем стандартный ноутбук, но вывернутый наизнанку (и, в отличие от большинства Tablet PC, трансформации по желанию не предусматривалось). Диагональ экрана Qbe — целых 13 дюймов, вес — 3,5 килограмма, характеристики — более или менее стандартные для тогдашних ноутбуков. Имеется (поворотная!) веб-камера, CD-ROM, жёсткий диск на 12 ГБ, встроенные модем и контроллер локальной сети. Работало всё это под управлением Windows 98 или (по желанию) Windows NT. Батареи хватало на полтора часа автономной работы, но это как раз не так важно — долго ли можно удержать такого бегемота на коленях? Цена в 4000 долларов тоже не очень способствовала продажам.
2000-2010
В 2003 году фирма Archos представила свой первый планшет — Archos AV320, по функциям, правда, больше похожий на медиаплеер. В 2004 году в Microsoft придумали стандарт UMPC — компьютеры с Windows в портативном форм-факторе. В 2005 году в Nokia планшетом назвали Nokia 770 — четырёхдюймовое устройство, работающее под управлением операционной системы Maemo (впоследствии переименованной в MeeGo). Фирма Axiotron превращала ноутбуки MacBook в планшеты с перьевым вводом, но с появлением iPad все эти экзотические устройства остались в прошлом.
Пройдёт ещё десять лет, и к этому списку старинных устройств можно будет добавить и первый iPad, и Galaxy Tab, и Microsoft Surface, и все планшеты и трансформеры, что сегодня борются за внимание покупателя. Как мы видим, этот процесс никогда не останавливался и вряд ли остановится в обозримом будущем.