Источники инновационных идей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание

Введение 3
Понятие инновации 4
Источники инноваций 5
Принципы инноваций 10
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Инновации.doc

— 79.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Содержание 

   Введение                3

   Понятие инновации              4

   Источники инноваций             5

   Принципы  инноваций             10

   Заключение               12

   Список  литературы              13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Новое знание расширяет наши представления  об окружающем мире, и в этом состоит  его важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных практических потребностей общества.

   Судьба  научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории  по-разному. Одни попадают в общую  копилку научных знаний и используются преимущественно для получения  нового знания. Другие - немедленно подхватываются промышленными предприятиями. Третьи - вообще не привлекают к себе внимания долгие годы, но затем в один прекрасный день извлекаются на свет или открываются заново и дают толчок бурному развитию новых направлений науки или новых видов производства.

   В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

   В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.

   Разработка, внедрение в производство новой  продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

   Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Понятие инновации. 

   Прежде  всего, необходимо ответить на вопрос: "Что же такое инновация?". Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

   Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной".

   Абсолютная  новизна характеризуется отсутствием  аналогов данному новшеству; относительная  – это новшество, которое уже  применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии; частная новизна подразумевает обновление элемента изделия.

   Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сэй определил предпринимательство  – то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).

   Таким образом, предпринимателей отличает инновационный  тип мышления. Предпринимательство  основывается на экономических и  социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе. Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Источники инноваций 

   Выделяют  следующие изменения, или источники  инноваций:

   Неожиданное событие, которым может быть неожиданный  успех, неожиданная неудача;

   Несоответствие  между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;

   Изменение потребностей производственного процесса;

   Изменения в структуре отрасли или рынка;

   Демографические изменения;

   Изменения в восприятии и в ценностных установках;

   Новые знания, научные и ненаучные. 

   Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим, да и вообще, чем-то вещественным. Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.

   Рассмотрим  последовательно все вышеперечисленные  источники инновационных возможностей. При этом, однако, надо помнить, что  границы между этими источниками инновационных идей размыты; более того, эти источники часто перекрывают друг друга. Вместе с тем, каждый из названных источников обладает своими собственными характеристиками, поэтому анализировать их следует по отдельности.

   Неожиданное событие.

   Неожиданный успех. Нет области, которая предлагала бы более богатые возможности  для успешной инновации, чем неожиданный  успех. Нет области, в которой  инновационные возможности были бы связаны с меньшим риском, а  осуществление инноваций было бы менее трудоёмко. Однако неожиданным успехом чаще всего пренебрегают, даже хуже, руководство склонно его энергично отталкивать. Дело в том, что руководству трудно примириться с неожиданным успехом. Это требует решимости, способности смотреть в лицо реальности, конкретных политических мер и смирения, позволяющего сказать: "Мы были неправы". Таким образом, неожиданный успех - это своего рода проверка компетенции руководства.

   Неожиданный успех - не просто благоприятная возможность  для нововведений, он сам вызывает необходимость этих нововведений. Неожиданный успех необходимо изучить с целью выявления следующих из него инновационных возможностей, задаваясь следующими вопросами:

   Какие выгоды даст использование неожиданного успеха?

   К чему это приведёт?

   Что необходимо сделать, чтобы превратить успех в инновационную возможность?

   Как это сделать?

   Неожиданная неудача.

   Неудачи, в отличие от успехов, не могут  быть отвергнутыми и редко проходят незамеченными. Но как источник инновационных  возможностей они воспринимаются ещё реже. Конечно, большинство неудач - всего лишь результат грубых ошибок, алчности, некомпетентности в планировании или исполнении. Но если проект терпит неудачу, невзирая на тщательное планирование и добросовестное исполнение, - такая неудача указывает на необходимость изменений, то есть на скрытые инновационные возможности.

   Несоответствие  между реальностью  и её отображением.

   Как и неожиданные события, несоответствия являются верным признаком инноваций: либо тех, которые уже произошли, либо тех, которые можно вызвать.

   Несоответствие - это расхождение, диссонанс между  тем, что есть и тем, что "должно быть". Если воспользоваться геологическим  термином, то можно сказать, что несоответствие говорит о скрытом "разломе". Такой "разлом" напрямую говорит  о необходимости произвести инновацию. Он создаёт нестабильность, в которой очень небольшие усилия могут сдвинуть огромные массы и перестроить целые социально- экономические структуры.

   Однако  несоответствия, как правило, не проявляются  в цифрах и отчётах, получаемых руководителями, то есть в них больше качественного, а не количественного аспекта. Различают следующие виды несоответствий:

   -несоответствие между экономическими реалиями общества;

   -несоответствие между реальным положением в отрасли и планами;

   -несоответствие между ориентацией отрасли и ценностями потребителей её продукции;

   -внутреннее несоответствие в ритме или в логике технологических процессов.

   "Возможность  - есть источник инновации," В  данном случае инновация начинается  не с события, а с задачи. То есть здесь "необходимость - причина изобретения". Речь идёт о совершенствовании уже существующего процесса, о замене слабого звена, о перестройке старого процесса в соответствии с новыми потребностями. Иногда, например, необходимо добавить всего лишь одно звено, но без новых знаний этого сделать невозможно.

   Итак, для претворения в жизнь инновационных  решений, основывающихся на потребности  производственного процесса, требуется  наличие пяти основных критериев:

   -автономный процесс;

   -одно "слабое" или "отсутствующее" звено в нём;

   -чёткое определение цели;

   -конкретизация решения;

   -широкое понимание пользы предложения.

   Существует  также три основных ограничивающих фактора, без которых осуществление такой инновации не будет возможно:

   -необходимо разобраться в сути потребности, а не просто интуитивно прочувствовать её;

   -необходимы какие-то новые знания, чтобы не только разбираться в процессе, но и знать, как действовать.

   -решение должно соответствовать привычкам и ориентациям потенциальных потребителей.

   При рыночных или отраслевых структурах ведущие производители оставляют без должного внимания, наиболее быстро растущие сегменты рынка. Возникшие в новой ситуации возможности роста редко вписываются в существующую рыночную политику. Поэтому инновационно настроенные компании получают широкое поле деятельности. Можно указать четыре надёжных, хорошо заметных показателя грядущих перемен в отраслевой структуре:

   Быстрый рост отрасли. Если отрасль растёт значительно  быстрее, чем численность населения  или экономика в целом, то можно с высокой достоверностью предсказать, что её структура резко изменится – самое позднее в тот момент, когда объём выпуска в этой отрасли удвоится. Существующая практика всё ещё приносит успех, поэтому никто не склонен с ней расставаться. Однако она подвержена процессу стремительного устаревания и необходимо улавливать новые тенденции. К тому времени, когда растущая отрасль удваивает свой объём производства, она, как правило, перестаёт адекватно понимать и обслуживать свой рынок. Традиционное деление рынка на сегменты более не отражает реальности, оно отражает лишь историю. Однако многие видят отрасль такой, какой она была всегда, без учёта времени и происходящих перемен. В этом - объяснение успеха многих новаторов.

   Другим  признаком, почти наверняка указывающим на приближение структурных изменений является сближение технологий, которые прежде считались совершенно самостоятельными. Отрасль готова начать коренные структурные изменения, если интенсивно меняется направление деятельности в ней.

Информация о работе Источники инновационных идей