Интеллектуальные услуги и интеллектуальная собственность в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:58, доклад

Описание работы

Переход России на путь инновационного развития предполагает радикальное изменение ее международной специализации, одним из основных направлений которой становится предоставление интеллектуальных (нематериальных) услуг.
Анализ сдвигов, происходящих в современном мировом хозяйстве, показывает возрастающее значение человеческого потенциала и нематериальных факторов. При этом научные исследования, инновационные технологии, нанотехнологии, образовательные, медицинские, финансовые и другие нематериальные услуги становятся движущей силой мирового экономического роста и занимают все больший удельный вес в мирохозяйственных отношениях. Несомненно, что в перспективе им принадлежит ведущее место в формирующемся глобальном экономическом пространстве, важнейшими звеньями которого являются сферы научных технологий и образования.

Работа содержит 1 файл

Интеллектуальные услуги и интеллектуальная собственность в торговле.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

В странах ЕС поступления от торговли интеллектуальной собственностью составили в том же 1998 году 17,6 млрд. долларов, выплаты — 29,5 млрд. долларов, а в Японии — 7,4 млрд. долларов и почти 9 млрд. долларов соответственно. То есть - эти страны являются нетто-импортерам интеллектуальной собственности.

Использование иностранных лицензий может иметь  своей целью получение некого экономического эффекта не напрямую, за счет увеличения прибыли, а через  использование результатов исследований, заложенных в объекте лицензии, в  своих исследованиях. То есть интерес приобретающего лицензию заключается в экономии затрат и возможности проведения собственных инновационных работ от уже достигнутого уровня. Считается, что каждый доллар, вложенный в покупку иностранной лицензии, по своему экономическому эффекту соответствует 16,0 долларам, инвестируемым в собственные НИОКР, для Японии; 6,2 доллара — для США; 5,4 доллара — для Франции и 3,1 доллара — для Великобритании.

На сегодняшний  день общепризнано, что стабильный экономический рост страны может  быть достигнут лишь на инновационной основе. Только в этом случае и Россия может реализовать свои шансы на высокое качество роста, ресурсосбережение, эффективность производства, выпуск конкурентоспособной продукции. Однако российская статистика утверждает, что в нашей стране мало создается образцов новой техники с использованием лицензий, патентов и других средств правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, замедляется рост инновационно-активных предприятий. Поданным Министерства науки РФ, в России накоплено интеллектуальной собственности на 400 млрд. руб. и наукой занимаются 12% ученых всего мира. Однако плодотворной инновационной деятельностью занимаются лишь 15% предприятий. Доходы России от экспорта наукоемкой продукции составляют всего 1 млрд. дол., в то время как доходы США, которые контролируют 43% наукоемкой продукции, превышают 800 млрд. дол. Как утверждают эксперты, если в России не будут созданы условия для создания и реализации объектов интеллектуальной собственности, то они рано или поздно окажутся там, где их использование действительно поощряется государством.

2.Интеллектуальные  услуги.

Мировой рынок  интеллектуальных услуг еще не сложился. Существует высокая степень его  национальной сегментированности. Но это вовсе не означает, что так  будет продолжаться длительное время. Можно ожидать, что в течение 10-15 лет основные сектора рынка интеллектуальных услуг приобретут международный характер.

Объем рынка  интеллектуальных услуг в России все еще незначительный  (до 1,5% ВВП), хотя постепенно рынок расширяется за счет средних предприятий. Основную его долю составляет реклама (до 0,7% ВВП), следующую за ней - консалтинг и аудит (0,4-0,5% ВВП). Прогноз роста рынка интеллектуальных услуг в России - 8-10% в год при существующих темпах роста экономики в целом, и 13-15% в год при ускорении темпов роста до 6% . В условиях экономического роста его динамика опережает динамику развития экономики в целом (по России - примерно в два раза). Основными факторами опережающего роста являются следующие:

«эффект роста» традиционных отраслей, приводящий к изменению бизнес-среды и порождающий спрос на интеллектуальные услуги для ее «освоения»;

возникновение у предприятий традиционных отраслей дополнительных финансовых ресурсов - это лежит в основе роста платежеспособного  спроса на интеллектуальные услуги.

Напротив, в условиях стагнации и падения экономики  в целом сектор интеллектуальных услуг падает более быстрыми темпами, чем традиционные отрасли.

Сложившаяся к 2000 г. структура рынка интеллектуальных услуг в России выглядела следующим образом: 80% - корпоративный сектор, 15% -спрос государства и бюджетных организаций, 5% - спрос домохозяйств. До последнего времени основными клиентами (потребителями) рынка выступали: финансовый сектор; предприятия сырьевого и энергетического сектора, ориентированные на экспорт; сектор оптовой и розничной торговли и собственно сектор предприятий «новой экономики». К этому можно добавить реструктурируемые предприятия, в случае которых заказы па интеллектуальные услуги делаются «извне». Начиная с 2002 г. можно было наблюдать достаточно быструю диверсификацию клиентов рынка интеллектуальных услуг, вовлечение в него предприятий самых разных отраслей, включая даже организации социально-культурной сферы. Как ни странно, спрос на интеллектуальные услуги несколько активизировал новый Закон о банкротстве (2002 г.), ужесточивший требования к «качеству» арбитражного управления несостоятельными предприятиями: от планов ликвидации к реструктуризации на основе инновационных проектов.

К настоящему моменту  положение несколько изменилось: по ряду оценок, в 2009 году наблюдался более чем двадцатипятипроцентный рост российского рынка информационных технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы.

Рассмотрев все  вышесказанное, мы можем сделать  вывод, что современные экономические  отношения находятся на таком этапе развития, когда на первое место выходят знания и интеллект. Интеллектуальные услуги становится стратегическим фактором для развития, а обладание интеллектуальной собственностью – приоритетным. Высокая скорость принятия решений, перемены (непрерывные, быстрые и сложные); создают неопределенность и сокращают предсказуемость. Знания и перемены становятся движущими силами, как и такой важный аспект современного мира как глобализация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Агабабьян Э. Мировая экономика интеллектуальных услуг: состояние, тенденции и регулирование [Электронный ресурс] // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – № 6. – Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/4_6_03.htm.

2.Забродин А. Ю. Интеллектуальные услуги в бизнесе: справ. пособие. – М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2008.

3.Кликич Л. М. Особенности и закономерности эволюции сферы услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2005/Klikitch1

4.Коновалов В.М., Инновационная сага, М., «Вильямс», 2005 г., с. 163-165.

5. Малинецкий Г.Г., Наука XXI века? в Сб.: Наука России. От настоящего к будущему / Под ред. Арутюнова В.С., Лисичкина Г.В., Малинецкого Г.Г., М., «Либроком», 2009 г.

6. Инновационный менеджмент / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля, М., «Вузовский учебник», 2004

7. Бочарский Б., Медиаведение, журнал «Секрет фирмы», 2008 г., N 27

8. Т. Браун, С. Крейнер, Д. Дирлав, X. Н. Родригес, Беседы с гуру: встречи с крупнейшими идеологами менеджмента, М., МПБ «Деловая культура», 2006 г.

9. Тультаев Т. А. Маркетинг услуг. – М.: МФПА, 2005.

10.Деловые Люди. 2004. № 163

Информация о работе Интеллектуальные услуги и интеллектуальная собственность в торговле