Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:34, реферат
Именно развитие мотивационной сферы, формирование новой общественной системы ценностей становится необходимым условием социокультурного и экономического возрождения страны.
Не касаясь споров вокруг дефиниции "культура", отметим, что не вызывает сомнения органичная связь инновационной культуры с другими ее областями. Именно инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Сущность инновации……………………………… …………………….4
2. Инновационная культура……………………….. ……………………….6
Заключение…………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………….11
Министерство образования и науки России
Федеральное
государственное бюджетное
«Восточно-Сибирский
государственный университет
(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)
Факультет сервиса, технологии и дизайна
Кафедра
«Социальный и технологический
сервис»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Инновации в СКСиТ»
На тему:
«Инновация в учреждениях культуры»
Еприкян Н.Ю.
Проверил:
Улан-Удэ
2011г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Сущность инновации………………………………
2. Инновационная
культура……………………….. ……………………….6
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Именно развитие мотивационной сферы, формирование новой общественной системы ценностей становится необходимым условием социокультурного и экономического возрождения страны.
Не касаясь споров вокруг дефиниции "культура", отметим, что не вызывает сомнения органичная связь инновационной культуры с другими ее областями. Именно инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.
Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами.
Стимулирующую роль должно играть и явление
так называемого культурного запаздывания,
когда возникает противоречие из-за отставания
перемен вне материальной сферы (новшеств
и нововведений в управлении, праве, организации)
от трансформации в материальной культуре
(новшеств и нововведений в науке и технике).
Сущность
инновации
Под инновационным развитием мы понимаем прежде всего цепь реализованных новшеств. Оно более успешно, когда охватывает не одну узкую область (например, производство деталей), а включает в себя также сферы, влияющие на общий результат (управление, маркетинг, обучение персонала, финансы, продажу и т.д.). Следовательно, инновационное развитие должно носить комплексный характер.
Существует неограниченный диапазон проявления инновационной культуры - от создания условий эффективного использования инновационного потенциала (личности, предприятия, организации) в интересах развития общества до обеспечения максимальной взвешенности в его реформировании. С участием инновационной культуры можно реально добиться в сфере конкретной экономики - ускорения и повышения эффективности внедрения новых технологий и изобретений, в сфере управления - реального противодействия бюрократическим тенденциям, в сфере образования - содействия раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации, в сфере культуры - оптимизации соотношения между традициями и обновлением, различными типами и видами культур.
Вместе с тем нельзя сводить все эти процессы только к влиянию инновационной культуры, наряду с ней существуют мощные политические, экономические, социальные и другие факторы. Однако они детерминируются состоянием культуры в целом и прежде всего ее инновационной составляющей.
Формирование инновационной культуры связано прежде всего с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека - ее субъекта. В то же время существует множество других факторов и условий, учет и активное использование которых может существенно способствовать эффективности инновационной деятельности.
При высоком уровне инновационной культуры общества в силу взаимокорреляции, взаимозависимости ее частей изменение одной составляющей вызывает быстрое изменение других. В условиях же инновационной стагнации необходим мощный организационно-управленческий и правовой импульс, чтобы заработали механизмы саморегулирования. Для этого требуется институциализация инновационной культуры, т.е. превращение ее развития в организованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, правилами поведения, ответственностью участников. Речь идет не о забюрокрачивании деятельности, а о необходимых мерах консолидации, поскольку нужно в короткие сроки решить крупные общественно значимые вопросы.
Какими нам видятся задачи научной компоненты инновационной культуры?
Прежде всего предстоит углубить наши теоретические представления об инновационной культуре, выявить факторы, способствующие ее развитию и тормозящие его.
Особенно важными являются социологические и социально-психологические исследования разных социальных групп. Первое такое исследование Институт стратегических инноваций провел в прошлом году. Оно подтвердило, что инновационная культура воспринимается ими совершенно конкретно, как объективная реальность, влияющая на производственно-экономические показатели. Подобные исследования будут продолжены и в текущем году станут, возможно, международными.
Образовательно-воспитательная компонента представляется нам ключевой, причем она тесно связана с научно-исследовательской. Предстоит разработать механизм формирования конструктивного отношения в обществе к нововведениям как особо значимой личной и общественной ценности, заложить основы для здоровой состязательности в различных сферах деятельности. Важную роль здесь могли бы сыграть средства массовой информации. В системе образования есть прекрасный опыт инновационной деятельности в содержании, методах обучения и воспитания. Опираясь на него как на базу, можно ставить задачу по формированию у школьников и студентов инновационной толерантности и восприимчивости. Особая задача - распознавание инновационно одаренных детей, развитие их активности, умения адаптироваться к возможным сложностям на этом пути. Российская и зарубежная практика работы по развитию креативности могла бы быть здесь полезна.
Естественно, нельзя рассчитывать только
на детей дошкольного и школьного возраста.
Основы инновационной культуры в максимальной
степени должны быть усвоены в вузовском
и последипломном образовании.
Инновационная
культура
Инновационная культура как особая форма человеческой культуры предполагает тесную взаимосвязь с другими ее формами, прежде всего с правовой, управленческой, предпринимательской, корпоративной. Через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на всю культуру профессиональной деятельности и производственных отношений людей. При интернациональной сущности инновационной культуры усилия по ее развитию должны опираться на культурные традиции страны и сферы деятельности. Она в состоянии вооружить практику методами оценки и пресечения использования новшеств, способных причинить вред человеку, обществу, природе.
Важнейшее значение в России имеет консолидация сил и возможностей. Принятая в ноябре-декабре 1999 г. в г. Ульяновске и Москве Национальная хартия инновационной культуры, под которой поставили подписи представители науки, культуры, образования, органов управления, деловых кругов различных регионов России, стала первым общественным программным документом, концентрированно отражающим задачи в этой области и пути их решения. На ее реализацию направлена деятельность Института стратегических инноваций и Комитета по инновационной культуре Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
В результате анализа инновационных процессов автором выявлены ключевые особенности инноваций в сфере культуры:
• Инновации являются неотъемлемой частью творческого процесса в сфере культуры.
• Инновации в культуре служат стимулом для развития инноваций в других сферах общественной и экономической жизни.
• Инновации в культуре создаются творцом или группой творцов.
• Инновации в культуре испытывают прямое воздействие информационно-коммуникационной сферы.
• Инновации в культуре направлены как на потребителя, так и на производителя культурных благ.
• Инновации в культуре необходимо оценивать с применением многофакторных моделей управления.
• Инновации
в культуре стимулируют рыночный успех
культурных продуктов и услуг.
Заключение
Особенности инновационных процессов в сфере культуры демонстрируют возрастающую роль культуры как ключевого фактора постиндустриального общества. Присущие культуре творческий характер деятельности и определяющая роль индивидуума (творца) в творческом процессе созвучны мировым тенденциям глобализации. С целью развития высокого инновационного потенциала культуры необходимо разработать модели управления в сфере культуры, основанные на специфике применения инноваций в культуре. Подчеркнем, что обновление сферы культуры, приложение консолидированных усилий в развитие и поддержку инновационных процессов в сфере культуры, будет способствовать формированию инновационного конкурентоспособного общества.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть,
что инновационная культура обладает
могучим антибюрократическим и созидательным
зарядом. В соответствии с актуальными
потребностями развития государства в
наших общих интересах использовать ее
возможности в полной мере.
Список литературы
1. В.Г. Медынский,
Л.Г. Шаршукова. Инновационное предпринимательство:
учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 1997.
2. Власов А. Высокие
технологии России: в ожидании венчурных
инвестиций // Cnews. Аналитика, 24 октября
2002 г.
4. Инновационная
экономика / Под ред. Дынкина А.А. М.: Наука.
2001.
5. Инновационный
менеджмент/Под ред. Ильенковой С.Д. - М.,
Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003
6. Мотовилов
О.В. Источники капитала для финансирования
нововведений. - СПб, СПбГУ, 2004
7. Сергеев И.В., Веретенникова
И.И. Организация и финансирование инвестиций.
- М., Финансы и статистика, 2000