Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 06:46, контрольная работа

Описание работы

Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления - человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его Отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъектно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотя бы немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему, и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие.

Работа содержит 1 файл

ин мен.docx

— 50.20 Кб (Скачать)

Принцип автоматического  замещения отсутствующего

Очевидная важность принципа автоматического  замещения отсутствующего ясна каждому  опытному руководителю. Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально. Как часто в производственной практике возникали ситуации, когда из-за болезни, например, главного бухгалтера была парализована работа всего предприятия (только у бухгалтера хранится печать или только его подпись признается банком). 
 
Есть одно, несколько неожиданное следствие этого принципа - важность служебных должностных инструкций, документов, направленных на выполнение своего долга в рамках права. Мало найдется людей, имеющих опыт работы в органах управления, которые с симпатией относились бы к предписаниям, инструкциям, циркулярам, но их отсутствие ведет к правовому нигилизму, когда все отвечают за все, а в итоге - никто и ни за что.

 

Принцип первого  руководителя

 
Принцип первого руководителя гласит: при организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия, так как только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия. Так как основной целью внедрения большинства важнейших мероприятий является повышение эффективности социально-экономического функционирования предприятия, то руководить такими работами должен не специалист в какой-то определенной области (например, разработчик АСУ), а только тот специалист, который может охватить всю проблему, стоящую перед предприятием в целом, глубоко знающий цели и задачи, узкие места в его работе, т. е. первый руководитель.

Принцип одноразового ввода информации

 
В деятельности руководителя информация, ее оперативность и достоверность, играет решающую роль, так как она  является предметом, средством и  продуктом управленческого труда. Один раз введенная в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач - вот суть этого важного принципа управления. Этот метод накопления производственной, экономической, кадровой и нормативно-справочной информации является основой для создания баз и банков данных, незаменимым инструментом для получения руководителем и всеми структурными подразделениями предприятия объективных достоверных данных о ходе технологического процесса. Напомним, что базой данных является совокупность сведений, хранящихся в запоминающих устройствах компьютера, а банк данных - более мощная система хранения информации - функционально организованное информационное обеспечение коллектива пользователей или совокупности решаемых в системе задач. Создание автономного банка данных дает возможность отделить информацию от прикладных программ, облегчить доступ к ней различным категориям пользователей и более надежно хранить информацию.

Принцип повышения  квалификации

 
Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию, является повышенное внимание к системе образования. Германия, например, декретом Фридриха Великого ввела обязательное начальное  образование еще в XVI в., к концу XIX в. 97,5% немецких детей получали школьное образование. К 1925 г. 99,4% японских детей  посещали школу, а в 1927 г. 93% японцев  умели читать. Будем объективны - успехи системы народного образования  СССР тоже были весьма значительны, хотя централизованное распределение выпускников  институтов, которым в приеме на paбoтy нельзя было отказать, создавало множество сложностей и конфликтов. 
 
Но реализация принципа обязательного повышения квалификации традиционно встречала сопротивление на всех уровнях управления: работники низших иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и повышения квалификации ("Зачем мне это нужно? Все равно я ничего не пойму..."), а высшие руководители уже все давно знают. Когда-то, еще до перестройки, если от руководителей требовали в обязательном порядке направлять сотрудника на учебу, то обычно командировали самого слабого, ненужного предприятию сотрудника. Были даже "штатные специалисты по повышению", проходившие курсы по 7-10 раз, но они, увы, так и остались рядовыми инженерами техотдела или службы комплектации. 
 
Итак, этот принцип управления настоятельно требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности. Рыночная экономика современной России предъявляет более серьезные требования к повышению квалификации руководителей предприятий, чем при социалистическом плановом ведении хозяйства. В первую очередь это относится к тем, кто принимает стратегические управленческие решения, кто несет ответственность за развитие предприятия, за постоянное обновление продукции и реализацию новых технологических и организационных решений. Процесс обучения человека не так прост, как кажется многим непосвященным. Обучение человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь, но интенсивность восприятия, столь удивительная в младенческие годы, падает с годами, и в период интеллектуального и физического расцвета личности способность к обучению значительно снижается. Другим методом обучения является ротация по службе, когда специалистов различного профиля перемещают на срок от трех месяцев до года из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников фирмы со многими сторонами деятельности предприятия, уяснить необходимость координации и взаимосвязи отделов.

 

 

Организация инновационного менеджмента


A potential ad actum (лат.) – 
от возможного к действительному. 

 

Организация – это  совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию  взаимосвязей между частями целого.

Элементами любого трудового процесса являются работник, орудия труда, предмет труда и  применяемая в процессе труда  технология. Для нормального осуществления трудового процесса все его элементы надо скоординировать во времени и пространстве, что и делается с помощью организации. Таким образом, организация любого процесса (трудового, хозяйственного, управленческого) является координацией во времени и пространстве всех элементов этого процесса.

Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями. Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента. В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора анализа, хранения и передачи информации (компьютеры и сети (в т.ч. Интернет), терминалы, электронные устройства, телефаксы и т.п.).

Предметом труда  является информационный продукт (прежде всего командная информация), а  технология инновационного менеджмента  представляет собой совокупность методов  и форм реализации информационного  продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций.

Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему функционирования во времени и пространстве указанные выше элементы процесса управления. Инновационный менеджмент состоит из следующих элементов:

1) инновационного процесса; 
2) определения цели управления инновацией; 
3) выбора стратегии менеджмента инновации; 
4) определения приемов управления инновацией; 
5) разработки программы управления инновацией; 
6) организации работ по выполнению программы; 
7) контроля за выполнением намеченной программы; 
8) анализа и оценки эффективности приемов управления; 
9) корректировки приемов менеджмента инновации.

Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации, т.е. в самом инновационном процессе. Инновационный процесс – это базис, от которого зависит в дальнейшем эффективность использования приемов инновационного менеджмента.

Он определяет основную идею инновации, характерные черты и специфику функционирования нового продукта или новой операции, особенности их создания, реализации и продвижения на рынке, комплекс мер по эффективному продвижению и какие приемы следует применять для диффузии конкретной инновации.

На втором плане  организации инновационного менеджмента  определяется цель управления данным новым продуктом или операцией. Цель – это результат, который необходимо получить. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, привлечение денежных средств, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок, поглощение других институтов, поднятие имиджа и т.п.

Инновации тесно  связаны с риском и с рисковым вложением капитала, поэтому конечная цель инноваций – это оправдание риска и получение максимальной прибыли на все свои затраты (денег, времени, труда). Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным.

Важным этапом организации  является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии управления зависит и правильность выбора приемов управления инновацией, их результативность и эффективность. На этих двух этапах важная роль принадлежит инженеру, менеджеру, аналитикам, экспертам и консультантам. Главным субъектом управления, безусловно, является менеджер. Он имеет два права: право выбора и право ответственности за него.

Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели. Решение  должно приниматься менеджером единолично. Для управления инновациями могут  создаваться специализированные группы людей, состоящие из аналитиков, консультантов, экспертов. Каждый из них выполняет порученную ему работу и отвечает только за свой участок работ. Эти работники могут подготовить предварительное коллективное решение и принять его простым или квалифицированным (двумя третями, тремя четвертями или единогласно) большинством голосов. Однако окончательно выбрать вариант принятия решения должен только один человек, т.к. он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение, за его выполнение и эффективность.

При выборе стратегии  и приемов менеджмента инноваций  часто используется определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний менеджера в процессе его работы. Большую роль в принятии эффективного решения играет интуиция менеджера, его чутье и прозорливость в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых ситуаций менеджер должен переходить от стереотипных решений к поиску оптимальных, приемлемых для себя решений.

Подходы к решению  задач по управлению инновациями  зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть разнообразными. Поэтому инновационный  менеджмент обладает многовариантностью. Последнее означает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации.

Инновационный менеджмент отличается высокой динамичностью. Его эффективность во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка и экономической ситуации. Поэтому инновационный менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов менеджмента, умении быстро и правильно оценивать конкретную ситуацию в стране, состояние рынка, место и положение на нем данного продуцента, а также способности менеджера быстро найти хорошее решение в данной ситуации в данный момент времени.

Готовых рецептов в  инновационном менеджменте нет  и быть не может, но, зная приемы и  методы решения тех или иных задач, можно добиться ощутимого успеха в конкретной ситуации. Важные этапы организации инновационного менеджмента – разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченных работ.

Программа управления инновацией представляет собой комплекс действий исполнителей, согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению для достижения поставленной цели. Программы могут быть целевые и рабочие комплексные.

Рабочая программа  представляет собой программу, разработанную для реализации какой-то частной цели. Это частная программа, тогда как целевая комплексная программа есть результат применения программно-целевого метода планирования, который предполагает наличие цели и программы по ее реализации. В ней предусматривается: что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией. Программно-целевой метод планирования инноваций – это процесс, включающий:

1) наличие проблемы;

2) разработку различных  вариантов ее решения;

3) разработку комплексной  программы развития системы;

4) создание механизма  реализации комплексной программы  (с указанием конкретных исполнителей, их прав и обязанностей, участков работы).


 

 

 

Ин менеджмент и  стратегическое управление

Стратегическое управление инновациями  решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в предпринимательстве, производстве или социальной среде предприятия. В широком смысле — это процесс  предвидения глобальных изменений  в экономической ситуации и поиска крупномасштабных решений, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие предприятия. Любые стратегические меры, предпринимаемые организацией, так или иначе, основаны на нововведениях. Например, продуктово-рыночная стратегия направлена на развитие новых видов продукции и технологий, сфер и методов сбыта.

Инновационная политика (стратегия  нововведений) требует объединения  технической политики с политикой  капиталовложений. Такая политика основывается на определенных объектах исследований и поиске новых технологических  возможностей.

Стратегия — это взаимосвязанный комплекс действий с целью укрепления жизнеспособности и экономической мощи предприятия (фирмы) по отношению к конкурентам. С выбором стратегии связано создание планов проведения исследований и разработок, а также других форм инновационной деятельности. Стратегическое планирование преследует определенные цели, основными из которых являются следующие.

  1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая внутренняя стратегия. Планируется ограничение в использовании таких ресурсов, как капитал, технологии, люди. Приобретаются предприятия в новых отраслях, и осуществляется выход из неприбыльных (нежелательных) отраслей. Подбирается эффективный портфель предприятий.
  2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению таких внешних факторов, как политика, демография, экономические изменения.

Стратегическое планирование требует  проведения многочисленных объемных исследований и основано на сборе и анализе  данных перерабатываемой среды. Это  позволяет постоянно контролировать рынок, где обстановка изменяется стремительно. Стратегию разрабатывают так, чтобы  ее можно было заменить другой. Разработка стратегии начинается с четкой формулировки общей цели организации, понятной каждому  ее сотруднику. Общая цель должна учитывать  такие основные факторы:

  • основное направление деятельности организации;
  • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли, отношение к потребителю, ведение деловых связей);
  • культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

После постановки общей цели ее конкретизируют:

  • в текущем году добиться уровня чистой прибыли в сумме 5 млн. грн;
  • довести объем продаж продукции до 50 тыс. шт.;
  • добиться средней часовой выработки на одного рабочего 10 единиц продукции;
  • снизить долю заемного капитала и увеличить размер оборотного капитала;
  • внедрить новые технологии;
  • открыть представительство фирмы в определенном регионе;
  • в качестве социальной помощи выделить средства на оборудование больницы.

Цели могут быть долгосрочными  — до 10 лет, среднесрочными — до 5 лет и краткосрочными — до одного года. Цели не должны отрицать друг друга  и уточняются с учетом возможных  изменений. При этом выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы, и факторы, благоприятствующие ее деятельности. Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение  их результатов с собственными показателями позволяют грамотно продумать стратегию  конкурентной борьбы. Для этого необходимо выявить основных конкурентов и  их рыночные позиции (доля рынка, цели, объем продаж продукции и т. д.). С этой целью проводят исследования по таким направлениям:

  • оценка текущей стратегии конкурентов (поведение на рынке, методы продвижения товаров, нововведения и т. д.);
  • влияние внешней среды на конкурентов;
  • прогнозирование будущих действий конкурентов. При разработке собственной стратегии руководство фирмы должно учитывать также изменения в демографической ситуации, образовательном уровне населения, адаптации кадров к условиям рыночной экономики.

Тщательный анализ внутренней среды  должен выявить сильные и слабые стороны в деятельности фирмы. Фирмы  и организации в деловом отношении  часто различаются тем, насколько  их руководители придают значение стратегии  внедрения и использования нововведений и в какой степени связывают  их с финансовыми целями предприятия.

Разработка стратегии часто  основывается на оценках и интуиции нескольких сотрудников из высшего  руководства. Однако не следует исключать  при этом оценки, наблюдения, замечания  руководителей средних и низших звеньев персонала. Универсальных  рекомендаций для формулировки нескольких вариантов стратегических планов не существует. Каждый отдельный вариант  применим и эффективен для определенных условий и временных отрезков.

Информация о работе Инновационный менеджмент