Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:43, курсовая работа
Последнее десятилетие XX в. для России стало периодом радикальных социальных и экономических реформ, масштабных политических и институциональных преобразований, протекавших на фоне затянувшегося системного кризиса.
Однако экономические результаты России на рубеже смены веков превзошли самые смелые ожидания и породили оптимистические надежды на ближайшую перспективу. Период с 1999 по 2003 г. характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей – индекса промышленного производства, валового внутреннего продукта, внешнеторгового оборота, объема инвестиций в основной капитал и др. Давно ожидавшиеся экономические успехи способствовали появлению иллюзии начала периода устойчивого роста экономики и автоматического разрешения на этой основе существующих острых проблем в научно-инновационном комплексе страны.
Введение …………………………………………………………………………4
Глава 1. Основы инновационного менеджмента……………………………..7
1.1. Понятие и содержание инновационного менеджмента…..7
1.2. Задачи и функции инновационного менеджмента……….14
Глава 2. Организационная структура инновационного менеджмента...........19
2.1. Организационные формы инновационных предприятий……19
2.2. Типы организационных структур инновационных предприятий.................................................................................23
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………...……………………34
3
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Кафедра управления качеством авиатранспортных систем
Курсовая работа
По дисциплине: « Инновационный менеджмент»
на тему: Инновационный менеджмент. Организационная структура
Ульяновск, 2011
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………4
Глава 1. Основы инновационного менеджмента……………………………..7
1.1. Понятие и содержание инновационного менеджмента…..7
1.2. Задачи и функции инновационного менеджмента……….14
Глава 2. Организационная структура инновационного менеджмента...........19
2.1. Организационные формы инновационных предприятий……19
2.2. Типы организационных структур инновационных предприятий...................
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………...……………………3
Введение:
Последнее десятилетие XX в. для России стало периодом радикальных социальных и экономических реформ, масштабных политических и институциональных преобразований, протекавших на фоне затянувшегося системного кризиса.
Однако экономические результаты России на рубеже смены веков превзошли самые смелые ожидания и породили оптимистические надежды на ближайшую перспективу. Период с 1999 по 2003 г. характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей – индекса промышленного производства, валового внутреннего продукта, внешнеторгового оборота, объема инвестиций в основной капитал и др. Давно ожидавшиеся экономические успехи способствовали появлению иллюзии начала периода устойчивого роста экономики и автоматического разрешения на этой основе существующих острых проблем в научно-инновационном комплексе страны.
В действительности же устойчивое экономическое и научно-инновационное развитие не может возникнуть спонтанно. Оно требует наличия и успешного функционирования адекватного ситуации механизма роста, предусматривающего создание необходимых хозяйственных, финансовых и организационно-правовых условий. Многие из них пока либо отсутствуют, либо не используются по различным причинам в реальной практике.
Во-первых, требуется создание методологических основ и реальной практики формирования и реализации эффективной государственной инновационной политики на федеральном и региональном уровнях. В условиях жестко ограниченных ресурсов, которыми располагает государство для сохранения и развития научно- тех1п<1ческого потенциала, важнейшей задачей становится концентрация их на ограниченном числе приоритетных направлений развития науки и техники. Необходим объективный и достаточно прозрачный механизм выбора приоритетов и селективной поддержки на их основе конкретных научных направлений, программ, проектов, отраслей науки и отдельных научных учреждений. Селективный, избирательный подход должен очевидно стать в ближайшей перспективе основным инструментом стратегического планирования развития инновационной сферы.
Во-вторых, необходимы мощные и разнообразные инструменты финансового обеспечения инновационной деятельности. Финансовый механизм должен гармонично сочетать бюджетные и коммерческие источники, пря- мые и косвенные формы стимулирования научно-инновационной деятельности в целях создания благоприятного инновационного климата.
В-третьих, требуется в соответствии с новым законодательством создать в науке и инновационной сфере специфические инструменты управления интеллектуальной собственностью. Новое патентно-лицензионное законодательство лишь создало основу правовой защиты интеллектуальной собственности, но не выработало действенных инструментов для хозяйственного управления ею, объективной оценки и коммерческого использования значительных нематериальных активов организаций и научных учреждений.
В-четвертых, необходимо выработать формы гармоничного сочетания национальных интересов в научно-инновационном развитии с международной дифференциацией, специализацией и сегментацией рынков наукоемких технологий. Чрезмерно активная интеграция ослабленной национальной науки в мировое сообщество под влиянием развивающихся процессов глобализации может привести ее к периферийному позиционированию и не дать ожидаемого развития.
В-пятых, требуется сформировать субъект научно-инновационного развития, охватывающий все разнообразие направлений науки, видов научной и инновационной деятельности, стадий процесса создания и трансферта современных технологий. Субъект научно-инновационной деятельности в виде структурированной сети научных и инновационных организаций должен обладать рациональными пропорциями, развитой инфраструктурой. Его стратегические интересы и институциональное положение должны быть связаны с общенациональными стратегическими интересами.
Перечисленные аспекты являются составными элементами создаваемой в стране целостной национальной инновационной системы. Управление ее функционированием и развитием составляет содержание инновационного менеджмента.
Целью курсовой работы является изучение организационных структур инновационных предприятий. Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях необходимо уделять внимание методике формирования и совершенствования организационных структур в области инновационного менеджмента, так как это является залогом эффективной деятельности любой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие организации инноваций;
- изучить особенности и задачи организации инновационных процессов;
- определить сущность и принципы формирования организационных структур;
- классифицировать организационные структуры инновационных предприятий;
- выявить особенности формирования структур инновационных предприятий.
Глава 1. Основы инновационного менеджмента
1.1. Понятие и содержание инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению, и уже в новом качестве они выступают как нововведения, т.е. инновации.
Инновационный процесс.
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества в нововведение также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции рынок капитала, нововведения рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
Следовательно, научно-технические инновации должны:
обладать новизной;
удовлетворять рыночному спросу;
приносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель и потребитель нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
1) создание новшества и его распространение;
Информация о работе Инновационный менеджмент. Организационная структура