Инновационные технологии в профессиональном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:58, реферат

Описание работы

В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а затем профессионала, ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 5
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ 8
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ 10
ГЛАВА 4. ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ИННОВ. ТЕХНОЛ..doc

— 71.00 Кб (Скачать)

    Не только реформа образования в целом, но и внедрение любых педагогических новаций зависят и от Министерства образования, и от органов народного образования на местах, и от руководителей всех типов учебных заведений, и от учителей и преподавателей школ, ПТУ, лицеев, колледжей, вузов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ 

    Факторы современного социального заказа системе  высшего образования:

    1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: студент - субъект образования: индивид - личность – человек: целостное восприятие окружающего мира как био-социо-дух и ощущение единства с ним, формирование в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры.

    2. Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе: овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий).

    3. Использование при составлении  программ технологии структурирования  содержания по модульной системе: овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией человек свободный в условиях выбора; преодоление линейного догматического мышления, овладение культурой планетарного мышления.

    4. Использование технологии разрешения  проблем как методологической основы методов в учебном процессе: преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях.

    5. Использование приемов самооценки  результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой: целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни. 

    6. Использование работ в малых  группах как наиболее эффективной модели образования: овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией горизонтальных коммуникаций.

    Инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на 3-х уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.

    На  макроуровне инновации затрагивают  изменения во всей системе образования  и приводят к изменению ее парадигмы. Как правило, они являются следствием изменений, происходящих в обществе (стране, мире, социуме). Смена индустриальной цивилизации на постиндустриальную меняет запросы общества во всех сферах жизни, и меняет тем самым тип культуры.

    На  мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. В основном речь идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить 4 типа учебных заведений как средних, так и высших: элитарные учебные заведения, конъюнктурные учебные заведения, экспериментальные и традиционные учебные заведения.

    На  микроуровне инновации направлены на создание нового содержания либо отдельного курса, либо блока курсов (например, экологических или гуманитарных); либо на отработку новых способов структурирования образовательного процесса; либо на разработку новых технологий, новых форм и методов обучения. 
 

      
 

    ГЛАВА 4. ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

    Целями  инновационного образования являются:

    - обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента;

    - создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;

    - научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

    Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы - духовные, интеллектуальные, культурные - служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования. Антропоцентризм как свойство инновационного образования предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотности.

    Ключевым  понятием инновационного образования является понятие профессионализм. Профессионализм в педагогике высшей школы понимают через призму качества, норму качества, эталонный уровень.

    Инновационное образование ориентировано на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной динамики, например, в процессе освоения типичных инноваций через электронную хрестоматию, где представлены типичные инновации, демонстрирующие ход развития данной профессиональной сферы деятельности, собраны профессиональные задачи интегрального типа. Таким образом, понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника, которое он синтезировал сам в процессе своего обучения. Осознание студентом себя как профессионала влияет на исход образовательного процесса, поскольку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, превращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности. В итоге студент осуществляет реальный переход из формально-правового (студент как субъект образования) в состояние фактического антропоцентризма (студент - субъект собственной жизнедеятельности). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Итак, инновационное образование выстраивает  учебный процесс как движение от социальных и общекультурных знаний и умений своей профессии (от профессии к культуре) к технологическим, дающим ему понимание способов и методов решения профессиональных задач, а от них к методологическим, позволяющим отслеживать динамику изменения качества своей профессиональной деятельности (от технологии к инновационному мышлению).

    Инновационное мышление формируется у студента, если он, во-первых, активно мотивирован  в обучении, реализует требования самоменеджмента, индивидуального самоуправления для достижения амбициозных (в хорошем смысле слова) жизненных целей; во-вторых, если учебный процесс отражает полный жизненный цикл профессиональной деятельности с ее новшествами и противоречиями.

    Все сказанное позволяет сделать  вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

    - интенсивное развитие личности студента и педагога;

    - демократизацию их совместной деятельности и общения;

    - гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

    - ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;

    - модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала. 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1) Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. //Высшее образование в России.- 2004;

2) Савельев А.Я. Инновационное образование и научные школы //Вестник высшей школы.- 2000;

3) Новое качество высшего образования в современной России //Труды Исследовательского центра /Под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто.- М.: Исследовательский центр, 2005;

4)Прозументова Г.Н. Традиция и новация: разные способы целеобразования и развития педагогической практики.- Традиционные и инновационные процессы в современном образовании.- Томск, 2006;

5) Юсуфбекова Р.Н. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании.- М., 2001;

6) Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 2001;

7) Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики.- М., 1999;

8) Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Магистр, 2007.

Информация о работе Инновационные технологии в профессиональном образовании