Инновационные стратегии развития корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 10:46, реферат

Описание работы

Инновации как основа стратегии развития фирмы включают не только технические или технологические разработки, но и поиск и использование новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых товаров и услуг, новых финансовых инструментов. Они характеризуются более высоким технологическим уровнем, более высокими потребительскими качествами товара или услуг по сравнению с предыдущим продуктом.

Содержание

Введение 3

1 Инновации и инновационные процессы 4

2 Направления, методы и стратегии инновационной деятельности 8

Заключение 13

Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат инновационные стратегии.doc

— 77.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

«Инновационные  стратегии развития корпораций» 
 

Выполнил: 
 

Принял:

___________________

___________________ 
 
 

2006 
 

Содержание 
 
 

Введение 3

1 Инновации и инновационные процессы 4

2 Направления, методы и стратегии инновационной деятельности 8

Заключение 13

Список  литературы 14

 

Введение 

     Постоянные  изменения внешней деловой среды  вызывают необходимость разработки новых стратегий развития фирмы.

     Для того чтобы выживать и развиваться  в условиях рынка, необходимы многовариантность и нестандартность деловых решений, неординарность хозяйственных операций, инновации во всех сферах деятельности, на разных рынках.

     Инновации как основа стратегии развития фирмы  включают не только технические или технологические разработки, но и поиск и использование новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых товаров и услуг, новых финансовых инструментов. Они характеризуются более высоким технологическим уровнем, более высокими потребительскими качествами товара или услуг по сравнению с предыдущим продуктом. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность.

     Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, ныне все чаще связывают с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в разработке и реализации нововведений и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена и потребления.

 

      1 Инновации и инновационные процессы 

     Конкурентные  преимущества всегда связаны с осуществлением определенных перемен, которые затрагивают всех членов данной организации. При этом изменения, в той или иной степени, всегда связаны с инновациями.

     Впервые термин “инновация” появился в  научных исследованиях культурологов  еще в 19 веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.

     Только  в начале 20 века стали изучаться  закономерности технических нововведений. В 1911 году австрийский экономист  Шумпетер Й. в работе “Теория экономического развития” выделил две стороны хозяйственной жизни:

  • статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства - участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);
  • динамическую (инновационный кругооборот означает развитие - особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).

     Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя  стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.

     Производить - значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое - значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Шумпетер Й. выделил пять типичных изменений:

  1. изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;
  2. изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;
  3. изменения вследствие использования нового сырья;
  4. изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
  5. изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

     В 30-х годах 20 века Шумпетер Й. впервые  использовал понятия “инновация”, подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Шумпетер Й. основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом (по Марксу К.), а внедрению новшеств в хозяйство государства.

     В ходе исследований выяснилось также, что  источником прибыли может стать  не только изменение цен и экономия на текущих затратах, но и радикальное  обновление и смена выпускаемой продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен. 

     Формирование  замысла, подготовка и постепенное  осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

  • во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
  • во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

     В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

     Важное направление в изучении инновационных процессов - выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению. (см.табл.)

 

     

     Таблица: Факторы, влияющие на развитие инновационных  процессов 

Группа  факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности
Экономические, технологические
  • недостаток  средств для финансирования инновационных проектов
  • слабость материально- и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей
  • доминирование интересов текущего производства
  • наличие резерва  финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий
  • наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры
  • материальное поощрение за инновационную деятельность
Политические, правовые
  • ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства
  • законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность
  • государственная поддержка инноваций
Организационно-управленческие
  • устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации
  • ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий
  • жесткость в планировании
  • ориентация на сложившиеся рынки
  • ориентация на краткосрочную окупаемость
  • сложность согласования интересов участников инновационных процессов
  • гибкость  оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок
  • децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп
Социально-психологические, культурные
  • сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций
  • боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу
  • сопротивление всему новому, что поступает извне
  • моральное поощрение, общественное признание
  • обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда
  • нормальный психологический климат в трудовом коллективе

 

     

    2 Направления, методы и стратегии инновационной деятельности 

    Основу  выработки инновационной стратегии  составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

    Выделяют  следующие типы инновационных стратегий:

    1. Наступательная – характерна  для фирм, основывающих свою деятельность  на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

    2. Оборонительная – направлена  на то, чтобы удержать конкурентные  позиции фирмы на уже имеющихся  рынках. Главная функция такой  стратегии – активизировать соотношение  "затраты - результат" в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

    3. Имитационная – используется  фирмами, имеющими сильные рыночные  и технологические позиции.

    Имитационная  стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске  на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские  свойства (но не обязательно технические  особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

    Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает  следующее:

    1. Зарождение. Этот переломный момент  характеризуется появлением зародыша  новой системы в среде старой  или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.

    Пример 1.Изобретательский цикл. Здесь зарождение - появление первой идеи (оформленного технического решения), которая ляжет в основу нового вида техники (формулирование принципа деятельности).

    Пример 2.Производственный цикл. Зарождением является создание фирмы-эксплерента (то есть фирмы, которая специализируется на создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка), которая берется разрабатывать новую технику.

    2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.

    Пример 1.Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая позволит перейти к общему представлению нового вида техники (формулирование компоновочной схемы).

    Пример 2.Начало преобразования фирмы-эксплерента в фирму-патиент (фирма, работающая на узкий сегмент рынка и удовлетворяющая существующие на нем специфические потребности).

    3. Утверждение. Переломом является возникновение сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных  конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы.

    Пример 1.Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая позволит прейти к практическому созданию первых образцов нового вида техники (создание конструктивной схемы).

    Пример 2.Начало преобразования фирмы-патиента в фирму-виолент (фирма с "силовой" стратегией, действующая в сфере крупного стандартного бизнеса, характеризующаяся высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции).

    4. Стабилизация. Перелом во вступлении  системы в такой период, когда  она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.

    Пример 1.Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая позволит перейти к практической реализации технических систем, пригодных к широкомасштабной реализации (создание нескольких типоразмеров).

    Пример 2.Выход виолента на мировой рынок и образование на нем первого филиала.

    5. Упрощение. Переломный момент, состоящий  в начале «увядания» системы,  в появлении первых симптомов  того, что она прошла «апогей»  своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.

    Пример 1.Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая связана с оптимизацией созданной технической системы.

    Пример 2.Образование из виолента транснациональной компании.

    6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.

    Пример 1.Появление первой идеи (оформленного технического решения), связанного с усовершенствованиями ранее созданной технической системы на уровне рационализаторских предложений.

Информация о работе Инновационные стратегии развития корпораций