Базовыми
понятиями инновационной экономики
являются инновация, инновационная
деятельность, инновационная инфраструктура.
Что эти понятия собой представляют, каково
их содержание и объем? Коротко ознакомимся
с ними. Итак, од инновационной деятельностью
следует понимать деятельность коллектива
людей, направленную на реализацию в общественной
практике “под ключ” производственно-технических
достижений - инноваций, применения существующих
прогрессивных технологий, систем, машин
и оборудования на базе использования
и внедрения научно-технических достижений
отечественной и мировой науки и техники.
Она должна обеспечить устранение разрыва
между имеющимся объемом и уровнем уже
полученных и проверенных научно-технических
достижений и их применения на развиваемых
(создаваемых) предприятиях.
Отсюда следует, что насыщение инновационной
активности - важнейшее условие формирования
эффективной инновационной экономики.
Эффективность
инновационной деятельности во многом
определяется инновационной инфраструктурой.
Поэтому инновационная инфраструктура
является базовой составляющей инновационной
экономики, инновационного потенциала
общества. Инновационная инфраструктура
является основным инструментарием и
механизмом инновационной экономики,
она, как “архимедовы рычаг и точка опоры”,
способна поднять экономику страны на
очень высокий уровень. Исходя из такого
понимания, мы видим инновационную инфраструктуру
как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих
производственно-технических систем,
организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих
систем, необходимых и достаточных для
эффективного осуществления инновационной
деятельности и реализации инноваций.
Инновационная инфраструктура предопределяет
темпы (скорость) развития экономики страны
и рост благосостояния ее населения. Опыт
развитых стран мира подтверждает, что
в условиях глобальной конкуренции на
мировом рынке неизбежно выигрывает тот,
кто имеет развитую инфраструктуру создания
и реализации инноваций, кто владеет наиболее
эффективным механизмом инновационной
деятельности. Поэтому для эффективного
функционирования инновационной экономики
страны инновационная инфраструктура
должна быть функционально полной. Становление
инновационной экономики в значительной
мере зависит от создания эффективного
механизма управления практической реализацией
в регионах сложных инновационных проектов.
И здесь без государственной поддержки
инновационных процессов не обойтись.
Необходимость финансовой и правовой
поддержки науки и инноваций, активизации
инновационной деятельности, перехода
на новые формы решения экономических,
экологических и социальных проблем регионов,
характерных для инновационной экономики,
настоятельно требуют от региональных
органов управления вырабатывать ответственную
политику по отношению к управлению и
развитию инновационной деятельности
в регионе, активизировать взаимодействие
по данной проблеме региональных органов
управления с федеральными. Главной формой
такого взаимодействия, на наш взгляд,
должны стать научно-технические программы:
государственные, финансируемые из федерального
бюджета, когда приоритетные народнохозяйственные
проблемы решаются на базе научно-инновационного
потенциала регионов и региональные –
с долевым финансированием государства
и региона.
Для
успешной реализации региональной инновационной
политики по формированию инновационной
экономики должен быть выполнен комплекс
научных и организационно-технических
мероприятий, основными их которых, по
мнению авторов, являются следующие:
- Разработка
концепции развития инновационной деятельности
и инновационной инфраструктуры в регионе
с определением долговременных стратегических
целей и средств их достижения в рамках
формирования инновационной экономики.
- Разработка
программы инновационного развития региона,
которая должна быть адресным документом,
указывающим по ресурсам, исполнителям
и срокам совокупность мероприятий, направленных
на достижение целей инновационного развития
региона.
- Включение
основных положений программы инновационного
развития региона в программу его социально-экономического
развития.
- Организация
практической деятельности органов местного
и регионального управления по реализации
и принятию соответствующих нормативных
актов регионального значения, а также
по осуществлению ими организационного
и информационного обеспечения данной
программы.
Считаем
необходимым, выделить следующее положение.
В условиях развития инновационной деятельности
(в обществе с инновационной экономикой)
должно совершенно измениться отношение
к главной производительной силе общества
- человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного
труда. Роль высококвалифицированных
специалистов в инновационной экономике
очень велика и постоянно будет расти.
Поэтому, по нашему убеждению подготовка
кадров, способных эффективно руководить
инновационными процессами, разрабатывать
и внедрять инновационные проекты, является
приоритетной региональной и федеральной
проблемой. В связи с этим следует подчеркнуть,
что объективная потребность инновационного
развития, становления инновационной
экономики требуют разработки
новой концепции подготовки кадров.
В
ее основу должны быть положены такие
принципы:
- становление,
развитие и самореализация творческой
личности;
- постоянная
нацеленность на генерацию перспективных
научно-технических нововведений и изыскание
путей и методов их практической реализации
в инновации;
- ориентация
на подготовку высококвалифицированных
и высокоинтеллектуальных специалистов,
системных менеджеров инновационной деятельности;
- рассмотрение
обучения и подготовки кадров как составной
части производственного процесса, а расходов
на подготовку кадров - не как издержки
на работников, а как долгосрочные инвестиции,
необходимые для процветания предприятий,
отраслей и регионов;
- обучение
управлению социальными и психологическими
аспектами процесса создания наукоемких
нововведений, использованию творческого
потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному
внедрению в практику инновационных разработок;
- создание
системы непрерывного обучения и повышения
квалификации кадров, интегрированной
в систему производства инновационной
продукции;
- сотрудничество
университетов и других вузов региона
с передовыми предприятиями региона, реализующими
инновационные проекты, и их совместную
деятельность в области разработки учебных
программ, издания учебников и монографий
по инновационным технологиям, системам
машин и оборудования, в деле подготовки
специалистов высшей квалификации по
новым профессиям и перспективным научно-инновационным
направлениям.
Инновационная
практика (производство наукоемких инновационных
услуг в широком смысле) требует
оборотного капитала. Получить этот оборотный
капитал (например, кредит) в современных
условиях без специальных мер поддержки
практически невозможно. Поэтому в настоящее
время лишенное оборотного капитала отечественное
производство инновационных услуг проигрывает
лучшие (наукоемкие) проекты в стране зарубежным
фирмам, использующим сбалансированный
зарубежный рынок для получения, требуемого
оборотного капитала. Выполненные нами
исследования, а также провезенный анализ
передового отечественного и зарубежного
опыта показывают, что в инновационной
экономике с целью устранения упомянутого
недостатка необходимо объединить под
единым управлением инновационную и инвестиционную
функции. Такое объединение будет способствовать
повышению заинтересованности исполнителей
в успешном осуществлении всех этапов
единого инновационно-инвестиционного
цикла, которая может быть достигнута
при ориентации всех исполнителей на конечный
результат: ответственную сдачу инновационной
продукции “под ключ” и участие в реализации
и сопровождении созданных инновационных
товаров и услуг.
Эффективным
механизмом реализации единого инновационно-инвестиционного
цикла являются инновационно-инжинирингово-инвестиционные
центры (фирмы, предприятия). Такие ИИИ-центры
будут способны обеспечить эффективное
производство наукоемких инновационно-инвестиционных
услуг уже за счет собственного оборотного
капитала с последующими (на основании
полученных результатов) инвестициями
в новые проекты и т. д. Из изложенного
следует, что активизация формирования
инновационной экономики связаны с форсированным
созданием отечественной инновацинно-инжинирингово-инвестициой
сетевой инфраструктуры, распределенной
по всем регионам.
Итак,
подводя итог изложению нашего видения
формирования и развития инновационной
экономики в нашей стране, постараемся
дать коротко ответы на следующие
три вопроса:
- Какова
стратегическая цель формирования и развития
инновационной экономики в России на ближайший
период?
- Каким
ресурсом обеспечить достижение поставленной
стратегической цели?
- Как
обеспечить достижение стратегической
цели намеченным ресурсом?
Стратегической
целью развития инновационной деятельности
и формирования инновационной экономики
в нашей стране на ближайшие годы должно
быть комплексное развитие отечественных
производств и территорий до уровня их
конкурентоспособности в мире.
Главным
ресурсом для достижения поставленной
цели должна стать высшая школа. Система
высшего образования, обеспечивающая
главную составляющую развития –
кадровую, должна быть срочно дополнена
инновационной составляющей. Система
высшего образования должна и может
выполнить функции системного координатора
по восстановлению и развитию предприятий
и территорий страны.
Для
обеспечения эффективного достижения
стратегической цели инфраструктура высшей
школы России должна быть дополнена
инновационно-инвестиционными структурами
(центрами, комплексами, компаниями, институтами…)
так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные
комплексы. Именно система высшего образования
является наиболее перспективной для
построения на ее базе российской инновационно-инвестиционной
сети, которая должна играть роль моста,
соединяющего науку и производство всех
регионах и отраслях. Это объясняется
следующими свойствами отечественной
высшей школы: распределенностью высшей
школы по всем регионам; высоким научно-техническим
потенциалом высшей школы; универсальностью
системы высшего образования, ее межотраслевым
характером: научные школы вузов России
перекрывают все области экономики страны;
взаимодействием высшей школы через своих
выпускников со всеми региональными и
отраслевыми структурами; относительно
высоким уровнем системы информационного
обеспечения высшей школы, включая глобальные
и локальные вычислительные информационные
сети, соединенные в единую систему; высокой
поддержкой высшей школы общественностью;
гибкостью системы высшей школы.
Главное
достоинство предлагаемого подхода
заключается в том, что через
такое развитие системы высшего
образования можно эффективно интегрировать
результаты вузовской, академической
и отраслевой науки России, а также
передовые результаты науки мирового
сообщества при создании, реализации инновационных
проектов и развитии инновационной деятельности,
что является предпосылкой создания в
стране эффективной инновационной экономики.6
Национальная
инновационная система
России: этапы формирования,
инфраструктура, востребованность,
стимулирование и мотивация.
В
августе 2000 года на встрече с деятелями
науки Президент РФ высказал идею
образовать Совет по науке и высоким
технологиям при президенте России,
который будет корректировать государственную
политику в области создания экономики
инновационного типа.
8
ноября 2001 г. указом Владимира
Путина образован Совет по
науке и высоким технологиям
при президенте России. Основные
задачи совета - определение приоритетных
направлений государственной научно-технической
политики и меры по ее реализации; экспертиза
проектов федеральных законов и других
нормативных правовых актов, касающихся
этой политики.
3
декабря 2001 г. Владимир Путин
на встрече с членами президиума
Российской академии наук впервые
заявил о необходимости перехода
от сырьевой экономики к инновационной.
Для этого необходимо создать целостную
национальную инновационную систему (НИС)
с развитой инфраструктурой, цивилизованным
рынком технологий и правовой охраной
результатов интеллектуального труда.
Строительство НИС не может пройти без
реформирования Академии наук. Среди важнейших
направлений реформы названа необходимость
инвентаризации структуры и материальной
базы науки. Сетуя на крайне низкие темпы
коммерциализации науки и на то, что "примеров
успешно сотрудничающих с бизнесом новых
научных структур совсем мало", Президент
РФ призвал искать новые механизмы участия
отечественного капитала в научных инновациях.
Что же касается государственного финансирования,
Президент прямо потребовал изменения
экономики институтов РАН и перехода от
так называемого целевого к конкурсному
планированию и финансированию науки.
В
декабре 2001 г. Министерство промышленности,
науки и технологий начинает прием
проектов, с тем, чтобы выбрать
восемь-десять критических технологических
направлений государственной важности.
20 марта 2002 г. проходит совместное заседание
Совета по науке и высоким технологиям
при Президенте РФ, президиума Госсовета
и Совета безопасности во главе с Владимиром
Путиным. На нем принят документ "Об
основах политики РФ в области развития
науки и технологий на период до 2010 года
и дальнейшую перспективу". Одной из
главных задач государства на ближайшие
несколько лет в "Основах" признается
"формирование национальной инновационной
системы". Ее создание, согласно документу,
требует установления правильного баланса
распределения ресурсов государства между
различными этапами инновационного цикла
"идея-технология-производство продукции,
имеющей платежеспособный спрос".
Для
этого планируется закрыть неэффективные
НИИ и лаборатории, а их фонды использовать
для поддержки малого инновационного
предпринимательства. Предусмотрена тотальная
инвентаризация научных государственных
организаций и реформа РАН, в результате
которой будет "высвобождена часть
федеральной собственности". "Основы"
постулируют и порядок переуступки прав
РФ на объекты интеллектуальной собственности,
полученные за счет средств бюджета. На
финансирование "технологий государственного
значения" предлагается направлять
до 75% ежегодного прироста ассигнований
по статье федерального бюджета "Фундаментальные
исследования и содействие научно-техническому
прогрессу".