Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 05:04, доклад
Таким образом, применение круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста способствует повышению его эффективности, что выражено в положительной динамике показателей функционального состояния и физической подготовленности до-школьников и формировании интереса детей к занятиям физическими упражнениями. Дети предпочитают круговую тренировку другим формам занятий по физической культуре, а также включают сюжеты и упражнения из комплексов круговой тренировки в самостоятельную игровую и двигательную деятельность.
Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста
С.Б.Шарманова, А.И.Федоров
Уральская
государственная академия физической
культуры, Челябинск
Ключевые слова: инновации в физическом воспитании, новые технологии, круговая тренировка.
"Инновационный менеджмент ", "инновационная деятельность ", "педагогические инновации " - относительно новые понятия для сферы образования, включая систему дошкольного образования. В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, интеллектуализацией многих видов деятельности человека, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания. Это предполагает системное использование научных достижений для социального и экономического развития общества, интеллектуального развития индивида, требует создания стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствования системы образования вообще и дошкольного в частности.
В настоящее время в различных областях деятельности человека (производстве, бизнесе, экономике, образовании и др.) используются следующие понятия термина "инновация" (от англ. innovation - нововведение):
1) "... любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор получает преимущества перед конкурентами" (Оксфордский толковый словарь, 1995);
2) "... продукт творческого труда, имеющий завершенный вид товара, готового к применению и распространению на рынке" (В.М. Кресс, В.А. Грачев, 1997);
3) "... чрезвычайно сложный, неопределенный по своему исходу, насыщенный неожиданными ситуациями на промежуточных участках, трудно прогнозируемый процесс" (Б. Санто, 1990);
4) "... изменения внутри педагогической системы, способствующие повышению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса" (И.П. Подласый, 2001).
В.И. Данилов-Данильян (1992) трактует понятие "инновация" как термин социально-экономический и отмечает, что инновация способствует, скорее, созданию нового экономического потенциала, чем нового знания.
Наряду с понятием "инновация" используется и термин "нововведение" (в буквальном смысле - "введение нового", процесс использования новшества, новации).
Используются следующие определения понятия "нововведение ":
1) целенаправленный процесс
эффективной реализации
2) новый способ удовлетворения
общественных потребностей, обеспечивающий
прирост полезного эффекта и,
как правило, основанный на
использовании достижений
Таким образом, инновации (нововведения) могут рассматриваться и как результат, и как процесс. При этом результат - удовлетворение общественных потребностей - рассматривается как цель управления инновационным процессом, а сам процесс - как объект управления (А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, 2000).
Следует особо подчеркнуть, что идея, результат исследования, изобретение, проект, технология становятся инновациями только тогда, когда они начинают использоваться с целью получения экономического эффекта (А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, 2000).
Рассматривая инновационные процессы в системе образования, следует отметить, что современные трактовки понятия "инновации в образовании" весьма противоречивы. Чаще инновации в образовании связывают с разработкой и внедрением новых средств, методов и технологий воспитания и обучения. Но, по мнению И.П. Подласого (2001), инновации не сводятся только к ним.
Педагогические инновации
- это рассматриваемые в
Инновационный процесс предполагает преобразование научных знаний в инновацию, в результате которого на рынке появляется новый товар, продукт, и он признается потребителями. Применительно к образовательной деятельности в качестве такого товара, продукта может выступать новая, теоретически обоснованная и экспериментально апробированная методика или технология воспитания или обучения (например, методика целенаправленного развития двигательных качеств детей с использованием тренажерных устройств и приспособлений), которая доведена до "товарного вида" и может быть представлена на рынке образовательных услуг в качестве конкурентоспособного продукта.
Разработка инновационных технологий физического воспитания детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных, хотя и достаточно сложных задач, направленных на повышение эффективности и качества дошкольного образования в целом.
Анализ специальной литературы
свидетельствует, что одним из перспективных
инновационных направлений
"В процессе адаптирования технологических достижений в области спорта в интересах целенаправленного преобразования физического потенциала человека принципиальное место должно занять признание приоритета тренировки как ведущего и самого эффективного способа такого преобразования ", - отмечает Л.И. Лубышева (2000). Подчеркивается, что это особенно важно для повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, где до сих пор приоритетн ую роль играет обучение двигательным действиям и формировани е двигательных умений и навыков, и в результате упускались наиболее благоприятные возможности для развития физических качеств человека в сенситивные периоды его возрастной эволюции.
С биологической точки
зрения тренировку следует рассматривать
как процесс направленной адаптации
организма к воздействию
Необходимость использования оздоровительной тренировки с целью совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста сегодня признается многими специалистами. Это связано прежде всего с тем, что методика проведения занятий по физической культуре, сложившаяся в системе дошкольного образования, не способствует в достаточно полной мере реализации оздоровительных задач, поскольку направлена главным образом на освоение двигательных навыков и по своей физической нагрузке недостаточна для достижения тренированности организма детей (Пимонова, 1990; Н.И. Шлык с соавт., 1990; Т.И. Кравчук, 1996; Л.И. Лубышева, 2000).
Для повышения оздоровительной
эффективности физического
Как указывает Ю.К. Чернышенко (1998), для практической реализации идеи конверсии технологий спортивной тренировки педагог должен решить ряд частных задач:
- поиск эффективной и
хорошо зарекомендовавшей себя
технологии спортивной
- выявление доступных
пределов и возможных допусков
при переносе технологии на
решение задач физического
- соответствующая модификация
рабочих операторов - систем упражнений,
принципов и методов их
В данном случае в качестве эффективной и хорошо зарекомендовавшей себя организационно-методической формы физической подготовки рассматривается круговая тренировка .
Разработаны методика и алгоритм применения круговой тренировки в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методическими особенностями
круговой тренировки как организационно-
- обусловленность выбора
упражнений возрастом,
- применение сюжетных
комплексов круговой
- направленность комплексов
круговой тренировки на
- оптимальная моторная
плотность занятий с
- использование различных
вариантов однотипных
Следует подчеркнуть, что
оздоровительная эффективность
физических упражнений определяется степенью
индивидуализации и дифференциации
программ тренировки в зависимости
от состояния здоровья, физического
развития и физической подготовленности
занимающихся. Это обусловливает
необходимость комплексной
Реализация
Вариант упражнения для первой подгруппы |
Вариант упражнения для второй подгруппы |
Вариант упражнения для третьей подгруппы |
"Ванька-встанька " | ||
И.п. - сидя, согнув ноги, руки за головой; 1 -2 - лечь на спину; 3-4 - и.п. |
То же, но руки на пояс или скрестно к плечам |
То же, но руки в упоре сзади; выполнять с помощью рук |
"Туры - горные козлы" | ||
И.п. - стоя ноги вместе лицом к скамейке (высота 30 см), руки внизу; 1-2 -встать на скамейку; 3-4 - и.п. |
То же на скамейке высотой 20 см |
И.п. - то же; 1 - согнуть правую вперед на скамейку; 2 - и.п.; 3-4 - то же с левой |
"Мячики" | ||
И.п. - присед, руки на коленях; выпрыгивания вверх |
И.п. -то же Прыжки в приседе |
И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс Прыжки на месте |
"Котенок на заборе" | ||
Ходьба по напольному гимнастическому бревну, руки за голову |
То же, но руки свободно балансируют |
Ходьба по гимнастической скамейке, руки свободно балансируют |
"По мачтам и реям" | ||
Лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом с переходом приставными шагами с пролета на пролет (шесть секций) |
Ограничить число |
Ограничить число |
Информация о работе Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста