Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:58, реферат
В инноватике постоянно предпринимаются попытки построения единой теории инновационного процесса от начала до конца, т.е. когда этот процесс рассматривается во взаимосвязи стадий создания и коммерциализации новшеств. В результате было замечено, что эффективность инновационного процесса обеспечивается не столько результативностью каждого этапа инновации, сколько надежностью «стыков», скоростью перехода от любого предыдущего этапа к последующему.
Инновационные коммуникации
Термин
«инновационные коммуникации» означает
совокупность связей и отношений
субъектов инновации при
Коммуникация как деятельные отношения и управление этими отношениями базируется на системе взглядов по экономической оптимизации инноваций.
Во-первых, оптимизация коммуникаций возможна только при рационализации их совокупности на всем инновационном пути либо путем оптимизации значительных участков этого пути. Для решения такой задачи необходимо с системных позиций, к проектированию взаимосвязанных процессов подходить к выбору коммуникативных отношений, структуризации управления движения ресурсов в инновациях.
Во-вторых, учитывая социально-экономическое содержание инновационной системы, коммуникативные отношения строятся в ней не столько менеджерами, сколько за счет сети субъектных отношений.
В-третьих, возникающие издержки коммуникаций на протяжении всего инновационного процесса (рекрематической цепи) можно рассматривать как плату за партнерство субъектов инновации. Чем выше способность инновационной системы к адаптации в условиях все возрастающей неопределенности окружающей среды, тем более эффективными являются инновационные коммуникации.
Охарактеризуем основные общие свойства системы инновационных коммуникаций:
*
первое - система инновационных
* второе - между субъектами такой системы действуют существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества системы;
*
третье - коммуникации между субъектами
инновации определенным
* четвертое - система инновационных коммуникаций обладает интегративными качествами.
Указанные
свойства коммуникаций проявляются
всегда, когда они наполнены
Особенности инновационных коммуникаций
В инноватике постоянно предпринимаются попытки построения единой теории инновационного процесса от начала до конца, т.е. когда этот процесс рассматривается во взаимосвязи стадий создания и коммерциализации новшеств. В результате было замечено, что эффективность инновационного процесса обеспечивается не столько результативностью каждого этапа инновации, сколько надежностью «стыков», скоростью перехода от любого предыдущего этапа к последующему. Динамика и результаты создания и реализации новшеств зависят в первую очередь от самих участников инноваций и их взаимодействия.
Наиболее полная коммуникация субъектов инновации возникает на этапах активации и освоения новшества в производстве.
Инновационные коммуникации и характерные для них отношения возникают там, где участники инновации вступают в рыночные отношения и обмениваются информацией по предмету и объекту нововведения, а также (и это главное) разделяют будущий результат и несут риски, связанные с ним.
Повышение эффективности коммуникаций в инновациях
Повысить эффективность коммуникаций в инновациях можно путем реализации партнерских отношений, охватывающих максимально возможные фазы (стадии) инновационного процесса в каждом конкретном случае.
Теоретически основные субъекты инноваций могут выступать партнерами с момента начала разработки базового новшества до его полной коммерциализации.
Наиболее долговременной коммуникацией являются отношения между инвестором и производственным предпринимателем, так как они теоретически могут осуществлять совместную инновационную деятельность на пяти основных этапах жизненного цикла инновации. Но он может быть партнером предпринимателя на стадии производства, если примет решение о реинвестировании капитала, что зависит от участия в капитале субъекта нововведения.
Хорошую перспективу в создании эффективных коммуникационных связей при нововведениях в материальном производстве имеют некоммерческие партнерства (НП). Главной целью юридических и физических лиц объединенных в НП, является развитие инновационного потенциала и имущества в социально значимой облает деятельности граждан и юридических лиц. Основными задачами и предметом деятельности инновационных партнеров являются управление научными и инновационными проектами, направленными на повышение конкурентоспособности партнеров, привлечение средств инвесторов, организация потребительского спроса на новшества. Деятельность инновационных партнеров будет содействовать получению и использованию прав интеллектуальной и промышленной собственности, развивая рынок инвестиционных товаров.
Инновационные коммуникации отличаются рядом особенностей.
Внутренние инновационные коммуникации связаны:
-
с определением и постановкой
задач инновационного поиска, с
поиском перспективных
- с формированием и соорганизацией творческого коллектива, распределением задач, мотивацией участников;
-
с поиском, обработкой и
-
собственно с творческим
Внешние инновационные коммуникации связаны:
-
с привлечением внешних
-
с апробацией найденных
-
с патентованием, защитой
-
с презентацией, продвижением и
продажей инновационных
- с внедрением и поддержкой инноваций.
С точки зрения организации различных типов коммуникации важными являются факторы нормы и творчества. В обычных обеспечивающих коммуникациях внутри фирмы главенствует представление о норме. В самом деле, вся внутренняя документация, все внутренние коммуникативные процессы должны быть стандартны, понятны, освоены. В этом залог их эффективности.
Внешние обеспечивающие коммуникации, связанные с позиционированием фирмы (инновационной группы) во внешней среде, наряду с отработкой известных стандартов обязательно должно присутствовать и творчество, так как речь идет о конкурентном продвижении фирмы (бренда, группы).
Внутренние инновационные коммуникации более всего определяются творческим потенциалом группы. Здесь стандарт, норма занимают подчиненное положение – они должны способствовать творческому процессу, который должен привести к кульминации проекта. По сути, ради этой творческой кульминации делается и все до, и все после нее в инновационном проекте.
И, наконец, во внешних инновационных коммуникациях творчество опять уступает пальму первенства стандарту, соблюдению неких норм. В самом деле, нужно классифицировать, систематизировать привлекаемую информацию в начале проекта, систематизировать, стандартизировать сам продукт, отчетные документы, процедуры его регистрации и внедрения.
Таким образом, творчество и стандартизация в разных типах коммуникации в инновационном проекте присутствуют в разной степени, иногда превалирует творческая составляющая, иногда – необходимость следовать нормам и стандартам.
Мотивации в системе инновационных коммуникаций
В системе инновационных коммуникаций особая роль отводится мотивационному механизму - совокупности мотивов субъектов инновации, формирующихся под влиянием взаимодействия в инновационном процессе. Системный характер такого механизма приводит к необходимости согласования цели инновации, т.е. превращения ее в значимые и мотивационные цели. Именно структура инновационной цели определит мотивационный комплекс, обеспечивающий ее достижение. На каждом этапе инновационного процесса приходится продвигаться от цели к средству ее достижения. Этот процесс носит итерационный характер, поскольку мотивы выступают средством достижения цели.
Наблюдения показали, что в случаях, когда в системе инновационных коммуникаций не удается построить мотивационный комплекс, приходится уточнять цель инновации. При этом недостаточно ориентировать мотивации относительно наиболее эффективной инновационной логистики. Мировой опыт показывает, что среди мотивов, направляющих действия предпринимателей, наиболее важны следующие:
* возможность реализовать личные идеи и проекты;
*
поддержка общественности и
* престиж в обществе, известность и т.д.;
* выполнение этических норм.
Проблема мотивации новаций имеет свою специфику в силу сложности экономических, психологических и этических отношений, возникающих в ходе инновационного процесса. Так, мотивационный механизм включает элементы с различной длительностью их жизненного цикла. На каждом этапе (стадии) в зависимости от достигнутых результатов могут изменяться (уточняться) локальные инновационные цели и вместе с ними - средства их достижения. Если главная цель инновации остается неизменной, то корректировка тактики действий и инновационной логистики потребует уточнения каждого отдельного элемента мотивационного механизма и, следовательно, структуры мотивационной системы.
Мотивационный механизм инновации, включающий в себя научную, производственную, инвестиционную и рыночную (маркетинговую) деятельность, можно представить в виде интегрированной системы мотивов инновационного предпринимательства. Мотивы конкуренции на товарных рынках генерируют мотивы инновационного характера предпринимательства, а последние, в свою очередь, определяют мотивы инвестирования в реальный сектор в целях повышения эффективности хозяйствования и конкурентоспособности. В замкнутой системе инновационного мотивационного механизма цели постепенно трансформируются в базовые условия мотивации на последующем этапе инновации.
Сущность предпринимательства по Ф.А. Хайеку1 состоит в поиске и изучении новых экономических возможностей и является характеристикой поведения, а не деятельностью. Поэтому мотивы поведения, т.е. личный риск, желание долго и упорно работать с партнерами по инновации в надежде на будущий результат и согласие нести риски, являются элементами мотивационного механизма.
Предпринимательский стиль поведения собственника инновационного ресурса (новшества, финансов, имущества и т.п.) характеризуется стремлением повысить прибыльность бизнеса путем непрерывных целенаправленных изменений в эффективности использования ресурсов (новые технологии и продукты) и управлении бизнесом (инновационный менеджмент). Именно инновационный стиль предпринимательства позволяет не приспосабливаться к ограничениям, а эффективно их преодолевать, расширяя возможности бизнеса и повышая его конкурентоспособность.
Созидательное "разрушение", по И. Шумпетеру, составляет основу мотивационного механизма предпринимательства. Мотивы успешной конкуренции предполагают особое отношение к рискам, неизбежно возникающим из-за неопределенности внешней среды, противоречивости в оценке возможностей и действий инновационных партнеров, в необходимости альтернативного выбора решений. С одной стороны, риски на пути достижения инновационной цели понижают уровень мотивации. С другой стороны, возможные риски генерируют новые элементы мотивационного механизма, а именно:
*
углубленный анализ информации
о рынке новшеств и
*
согласованное распределение