Инновационная стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:54, реферат

Описание работы

Инновационная стратегия предприятия – специфическое явление, сложившееся и оформившееся в течение нескольких последних десятилетий. Сущность инновационной стратегии состоит в активном воздействии хозяйственным субъектом на рынок и перспективном изменении внутренней среды фирмы в соответствии со сложившимися социально-хозяйственными тенденциями.

Работа содержит 1 файл

№4.docx

— 26.00 Кб (Скачать)

Межрегиональная Академия Управления Персоналом

Одесский  институт 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

студентка 3 курса Ин 18 9-09 Б1МГТ

Вербицкая Наталия

Проверила 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Одесса 2011

Инновационная стратегия предприятия: условия формирования

Инновационная стратегия предприятия – специфическое  явление, сложившееся и оформившееся в течение нескольких последних  десятилетий. Сущность инновационной  стратегии состоит в активном воздействии хозяйственным субъектом  на рынок и перспективном изменении  внутренней среды фирмы в соответствии со сложившимися социально-хозяйственными тенденциями.

В условиях рынка инновационная деятельность является необходимой, поскольку продукция  предприятий, не способных к нововведениям, перестаёт пользоваться спросом, что  влечёт за собой банкротство. Но условия  для перехода к активной инновационной  стратегии сложились лишь недавно.

Развитый  спрос и потребительская культура населения определяют постоянный поиск  путей повышения уровня потребления, отдаётся предпочтение более качественным товарам. Происходит сегментация рынка, что обуславливает формирование индивидуализации производства.

Наличие большого количества эффективных производителей, завоевавших и охраняющих свои позиции  на рынке, увеличивает цену конкуренции, поскольку в основном исчерпываются  экстенсивные источники, и ограничивается применение ценовой конкуренции. Формированию большого количества высокоэффективных  производителей способствует процесс  глобализации.

Основные  возможности расширения сбыта заключаются  в предвидении рыночных изменений, основанном на маркетинговых исследованиях, поиск новых рыночных ниш, предложение  принципиально нового товара или  услуги, предложение товара или услуги с большей полезностью.

Третье  условие – наличие развитой научно-технической  инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных разработок различной сложности. Её эффективность может быть повышена государственной политикой.

Наряду  с совокупностью внешних по отношению  к предприятию условий, обуславливающих  необходимость перехода к инновационной  стратегии, необходим ряд изменений  внутренней среды предприятия.

Самое главное изменение – ориентация производства на рынок, достигающаяся  за счёт формирования новой философии  организации, новой корпоративной  культуры, привлечения к сотрудничеству маркетинговых структур или создание собственных для проведения маркетинговых  исследований.

Предприятию необходимо организовать поиск новых  идей, проведение исследований, быструю  разработку технологии или адаптацию  существующих. Все эти изменения  не возможно провести без обучения персонала, т.е. необходима организация работы по управлению персоналом.

Таким образом, переход предприятия к  инновационной стратегии рационален при определённом уровне развития рыночных отношений и при широком распространении  радикально меняет характер экономической  системы страны

Выбор инновационной стратегии предприятия В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов. Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения). Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств. Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Иными словами, стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей [5]. Политика же предприятия является деятельностью по претворению плана (стратегии) в жизнь. То есть политика полностью определяется стратегией, и в первом приближении их можно считать синонимами [6, 7]. Все большее число фирм признает необходимость стратегического планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе. С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности. Стратегическое планирование преследует две основные цели: 1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий. 2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.). Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет не потерять контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать. Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем. Общая цель организации должна учитывать [5]: а) основное направление деятельности фирмы; б) рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей); в) культура организации, ее традиции, рабочий климат. При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы, и какие потребности она может удовлетворить. Чтобы цель могла быть достигнута, нужно исходить из следующих принципов: 1. Четкая и конкретная формулировка цели, выраженная в конкретных измерителях (денежных, натуральных, трудовых). 2. Каждая цель должна быть ограничена во времени, задан срок ее достижения (например, наладить серийный выпуск новой модели мясорубки к концу 3-го квартала). Цели могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет) и краткосрочными (до 1 года). Цели уточняются с учетом изменений обстановки и результатов контроля. Цели должны быть достижимыми. Цели не должны отрицать друг друга. Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы: 1) оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемом периоде; 2) выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы; 3) исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы. Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное влияние на фирму. Основные проблемы, связанные с внешней средой – экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут отличаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает. Методы выбора инновационной стратегии Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика. Выделяют следующие типы инновационных стратегий [5]: 1. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам. 2. Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе.

Стабильность  самого предприятия в рыночной среде  вызывает необходимость разработки инновационной стратегии и ее реализации. Это позволяет предприятию успешно конкурировать на рынке с улучшенной или вновь созданной продукцией. Успешное функционирование предприятия определенное время на рынке позволяет ему заниматься поиском или разработкой новых продуктов или технологий, создавая определенную базу для адаптации инновации к данным производственным условиям, организации его производства и дальнейшего продвижения на рынок. 
Разработка инновационной политики предприятия предполагает определение целей и стратегий его развития на ближайшую и дальнюю перспективы, исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его соответствующими ресурсами. 
При разработке инновационной политики предприятия необходимо учитывать такие понятия, как жизненный цикл предприятия, продукции, технологического уклада, в который входит и жизненный цикл энергоносителей; жизненный цикл отрасли производства, в которой функционирует само предприятие, в конце концов, и жизненный цикл самого товара. Различные периоды этих циклов создают динамику развития общества. Изменения показателей, характеризующих экономическое и социальное развитие государства, их снижение или увеличение, при графическом рассмотрении, образуют волнообразное движение, имеющее в экономике название экономических волн. Экономические волны обладают различной амплитудой колебания - от сезонных до вековых. 
Внешняя среда предприятия состоит из многих слагаемых, которые определяют общую экономическую ситуацию как страны в целом, так и отдельно каждого региона. Экономические подъемы и кризисы непосредственно влияют на развитие и стабильность предприятия. Но среди общеэкономического подъема или спада следует различать изменения в развитии отрасли, в которой функционирует само предприятие, и чаще всего - регион. Каждая отрасль промышленности имеет свой жизненный цикл, и соответственно сами отрасли являются молодыми и старыми. Так, к старым отраслям относятся - ткацкая, угольная промышленности, кораблестроение, паровозостроение, по некоторым источникам, даже автомобилестроение. К новым же отраслям промышленности относятся производство волоконной оптики, биоинженерии, компьютеров различных модификаций, точное и сложное машиностроение. Так, если угольная промышленность и кораблестроение переживают кризисный период, производство компьютеров - бум в своем развитии. Общее экономическое развитие, которое определяется как большая экономическая волна, продолжительностью около 50 лет, распадается на составные - угасающие старые отрасли и процветающие новые. 
Такие старые отрасли, как связь получили новый импульс в своем развитии, например как спутниковая связь, а также новое технологическое оборудование с цифровым устройством. Связь является ярким примером применения улучшающих инноваций. 
Наряду с жизненным циклом отрасли следует различать и жизненный цикл производимой продукции и самого предприятия. 
В жизненном цикле любого предприятия четко прослеживаются состояния относительной статики и относительной динамики. Все зависит от содержания цели, которая ставится перед каждой стадией. Рассматривая цели как предвосхищение результата, на который направлены усилия предпринимателя (менеджера), их подразделяют на функциональные (поддержание достигнутого состояния системы) и новые (приобретение нового качественного состояния системы). Новые цели требуют выхода на новые ориентиры, новые критерии равновесия в системе, новые решения, новые организационные структуры, т.е. вызывают необходимость разработки и осуществления комплекса действий, которые определяются как стратегии. 
На экономическое положение предприятия, а в зависимости от производимой продукции, и на целую отрасль большое значение также оказывает и жизненный цикл товара (ЖЦТ). Наложение различных жизненных циклов, создающее циклическое движение, приводящее экономику то к подъему, то к кризису, называется общим словом - экономическая волна. 
Наложение различных циклов схематично показано на рисунке. К моменту очередного кризиса, как правило, большинство предприятий, на которых основывалась экономическая стабильность, оказываются предприятиями старой отрасли с устаревшими технологиям и и завершающим периодом жизненного цикла самого производимого товара. Это происходит не потому, что невостребованы сталь или трактор, а потому, что выплавка стали прежней технологией не выгодна, не рентабельна для дальнейшей реализации и применения для создания того же трактора. В конце концов, заканчивается очередной технологический уклад и начинается новый, который несет новые технологии, новые товары и новые энергоносители. 
 
Кризис - одно из тяжелейших состояний экономики. Эта неизбежная ситуация повторяется, как повторяется сама жизнь - рождение, становление, зрелость, упадок, смерть. И к ней нужно быть готовым. Для этого разработаны антикризисные мероприятия и целые программы, в основе которых лежат пакеты инновационного развития как предприятия, региона, так и страны. 
При антикризисном планировании, а также при разработке инновационной стратегии в первую очередь необходимо учитывать стадии циклического развития, как самого предприятия и производимой им продукции, так и внешней среды, определяя очередной этап ее развития. Одним из важнейших мероприятий при разработке как антикризисной программы, так и стратегического планирования, необходима оценка жизненного цикла самой инновации, то ли это основополагающая инновация, которая даст толчок развитию новых предприятий и новых отраслей, то ли это улучшающие, присущие предприятиям - виолентам, имеющим стабильное финансовое и рыночное положения. 
В разработках по перспективному развитию предприятия необходимо учитывать основные причины тех или иных явлений (смена технологий, жизненные циклы, сезонные колебания и т.д.), а не следствия - снижение производства, потеря конкурентоспособности товара, сокращение производственного штата. 
В этой связи необходимо разрабатывать перспективные планы, определяя цели, пути и методы их достижения. 
Для этих целей мы предлагаем использовать спектральный анализ большой экономической волны, индикаторами которого являются экономические показатели. Величина экономических показателей постоянно меняется, и эти изменения дают представления об общей ситуации в экономике, помогая определить фазу прохождения большой экономической волны. Применение спектрального анализа позволит предприятию своевременно внедрить инновационную программу, продукция которой будет являться конкурентоспособной, а самому предприятию, соответственно, успешно функционировать, что приведет к его стабильности и процветанию.

Информация о работе Инновационная стратегия предприятия