Инновационная программа на 2011-2015год

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:50, реферат

Описание работы

Белорусская модель формирования социально-ориентированной рыночной экономики и стратегия устойчивого развития предусматривают проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики. С учетом растущей глобализации мировых рынков в условиях мирового финансового кризиса конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие производства и предприятия.

Работа содержит 1 файл

Концепция .docx

— 25.20 Кб (Скачать)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Белорусская модель формирования социально-ориентированной  рыночной экономики и стратегия  устойчивого развития предусматривают  проведение эффективной инновационной  и инвестиционной политики. С учетом растущей глобализации мировых рынков в условиях мирового финансового  кризиса конкурентоспособными могут  быть только высокотехнологичные и  наукоемкие производства и предприятия.

     Достижение  главной стратегической цели инновационной  политики - формирование конкурентной экономики - возможно за счет кардинального  переоснащения и создания новых  организаций и производств в промышленности, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи, медицине и других отраслях на основе внедрения передовых достижений науки и техники.

     К важнейшим методам государственного управления инновационным развитием  относится разработка государственных  прогнозов и программ, система  которых определена Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г.

     Конкретные  мероприятия по инновационному развитию Республики Беларусь определены Государственной  программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь.Разработанная с учетом Проекта перечня и структуры приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 годы. Концепция обеспечит единый согласованный подход к разработке Государственной программы органов государственного управления Республики Беларусь и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома, государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий», учреждений и организаций народнохозяйственного комплекса, образовательных учреждений, а также иных заинтересованных физических и юридических лиц.

     Заказчиками Государственной  программы предполагаются: Государственный комитет по науке и технологиям (далее – ГКНТ), Министерство промышленности, Министерство образования, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство архитектуры и строительства, Министерство энергетики, Министерство информации, Министерство лесного хозяйства, Министерство спорта и туризма, Министерство культуры, Министерство связи и информатизации, Министерство торговли, Министерство по налогам и сборам, Государственный комитет по имуществу, Государственный военно-промышленный комитет, Национальная академия наук Беларуси (далее – НАН Беларуси), Белорусский государственный концерн пищевой промышленности (далее – концерн «Белгоспищепром»), Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (далее – концерн «Белбиофарм»), Белорусский государственный концерн по нефти и химии (далее – концерн «Белнефтехим»), Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (далее – концерн «Беллегпром»), Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (далее – концерн «Беллесбумпром»), Белорусский республиканский союз потребительских обществ (далее – Белкоопсоюз), облисполкомы и Минский горисполком, государственное учреждение «Администрация Парка высоких технологий» (далее - Администрация Парка высоких технологий). 

2. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 – 2015 ГОДЫ

     Основной  целью Государственной программы является создание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь и повышение качества жизни белорусского народа.

     Государственная программа направлена  на  решение  важнейших для республики задач  по формированию   сбалансированной экономики,  основанной на знаниях, в том числе увеличении  доли экспорта, включая  рост высоко- и среднетехнологичной продукции, оптимизации импорта и обеспечении положительного торгового баланса.

     Важной  характеристикой белорусской экономики  является высокая концентрация производства в промышленности. Организация инновационной  деятельности на этих предприятиях и  обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является одной  из главных задач.

     Рост  конкурентоспособности экономики может быть достигнут за счет внедрения новых высоких технологий (информационных, наноэлектронно-оптических, тонкой химии, биологических и др.), обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, и производства новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов.

     Экономический рост по всем подотраслям должен сопровождаться созданием и широким внедрением как ресурсоэнергосберегающих, так и экологически чистых и малоотходных технологий, разработкой новых видов экологичной продукции.

     Необходимо  проводить  постоянную  работу по снижению импортной составляющей в  национальном производстве, ориентируясь, прежде всего, на отечественное сырье, материалы и комплектующие, а  также по минимизации импорта  в целом.

     В соответствии с опытом высокоразвитых стран мира при формировании инновационной  экономики определяющая роль отводится  формированию  национальных инновационных  систем.

     В целом необходимо значительно увеличить  расходы на внедрение инноваций. Увеличение расходов должно осуществляться за счет разных источников финансирования, и в первую очередь за счет внебюджетных. Бюджетные средства на проведение наиболее актуальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должны выделяться с учетом конкурсной оценки бизнес-планов инновационных проектов на основе подтверждения конкретным предприятием-заказчиком наличия достаточных объемов собственных средств и их увязки с обоснованными потребностями рынка.

     В 2011 – 2015 годах необходимо внести концептуальные изменения в стратегию государственной поддержки малого, среднего предпринимательства.

     Для реализации целей  и задач Государственной  программы необходимо продолжить формирование НИС, в том числе:

     по  созданию системной законодательной  базы для формирования технологической  и экономической среды, благоприятствующей инновационному развитию, развитию рыночных институтов и механизмов нововведений, рынка научно-технической продукции;

     по  развитию действующих структурно-функциональных блоков НИС (научного сектора, сферы  образования, производственных комплексов), повышения их интегрированности  и эффективности в рыночных условиях;

     по  формированию инновационной инфраструктуры, всесторонней поддержке государством новообразованных инновационно-ориентированных структур, созданию условий для слияния элементов инновационной инфраструктуры и больших научных и образовательных центров;

     по  развитию инновационного предпринимательства, в том числе малого инновационного предпринимательства, которое является более мобильным и способным  к оперативной разработке и внедрению  новшеств в производство;

     по  развитию финансовой инфраструктуры и  активному привлечению иностранных  инвестиций;

     по  созданию мотивационных механизмов инновационной деятельности, которые  делают развитие науки и внедрение  ее достижений экономически выгодными; созданию привлекательного налогового климата, таможенной, тарифной, ценовой  и амортизационной политики, нацеленных на стимулирование внедрения в производство новых технологий и привлечение  внутренних и зарубежных инвестиций в научно-техническую сферу;

     по  развитию институтов использования  и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки  коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

     по  подготовке кадров для инновационной  деятельности, разработке альтернативы оттока высококвалифицированных специалистов из страны;

     по  стимулированию прямого сотрудничества с зарубежными научно-исследовательскими организациями.  

3. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 – 2015 ГОДЫ

3.1. Приоритетные задачи и направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь

     Основными мерами по развитию научно-технического потенциала республики являются:

     развитие  научных школ, привлечение молодых  исследователей к работе в секторе  науки и инноваций, вложение средств  в образование для воспроизводства  специалистов в инновационной сфере;

     существенный  рост средств, направляемых не только на исследования и разработку, но и  на освоение в производстве новой  продукции, концентрация этих средств в ведущих институтах и научно-практических центрах;

     развитие, а в ряде случаев и создание с нуля недостающих элементов  инновационной инфраструктуры, формирование инжинирингового бизнеса. При продаже  наукоемких технологий и интеллектуальных услуг, в том числе под «ключ», мы должны быть конкурентоспособными.

     На  современном этапе необходимо активизировать деятельность по использованию новых  знаний и технологий в реальном секторе  экономики, что позволит в перспективе  гарантировать возврат средств, направляемых на исследования и разработки.

     Для более эффективной реализации научно-технического потенциала предстоит увеличить  объем внедрения НИОК(Т)Р в реальное производство и добиться максимально полного их использования в экономике.

     С учетом прогноза наиболее перспективных  направлений науки и техники  для достижения максимальной отдачи в области инновационной сферы  необходимо продолжить развитие приоритетных направлений научно-технической  деятельности и критических технологий, а именно следующих.

      3.1.1. Информационные технологии; 3.1.2. Технологии производства и обработки новых материалов ; 3.1.3. Лазерно-оптические технологии; 3.1.4. Технологии производства металлов и сплавов со специальными свойствами для обеспечения машиностроительной отрасли ; 3.1.5. Нанотехнологии и технологии создания наноматериалов ; 3.1.6. Технологии обработки космической информации

      3.1.7. Технологии производства топлива и энергии из альтернативных и местных источников; 3.1.8. Технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания

      3.1.9. Технологии в медицине ; 3.1.10. Технологии создания лекарственных средств

      3.1.11. Технологии атомной энергетики, безопасного обращения с радиоактивными отходами; 3.1.12. Технологии создания электронной компонентной базы 3.1.13. Биотехнологии

3.3. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы инновационного развития  Республики Беларусь на 2011–2015 годы

      В результате выполнения  Государственной  программы ожидается достижение к 2015 году следующих основных показателей  инновационного развития Республики Беларусь (Таблица 1):

     доля  новой продукции в объеме промышленного  производства – 25 процентов;

     доля  инновационной продукции в объеме отгруженной промышленной продукции  – 20,0 процентов;

     доля  инновационно-активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности – 30,5 процента;

     удельный  вес накопленной амортизации  активной части основных средств промышленных предприятий не более 53 процентов.

     создание  и сертификация систем менеджмента  качества по ИСО 9001 (с нарастающим  итогом) – 3000 производств;

     доля  затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента  и инвентаря в общем объеме инвестиций в основной капитал – 50,0 процентов;

       численность работников, выполняющих  научные исследования и разработки – 32,85 тыс. человек;

     расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную  деятельность – 0,9 процента к ВВП.

     Основные  прогнозные показатели инновационного развития по республиканским органам  государственного управления, облисполкомам  и Минскому горисполкому Республики Беларусь на 2015 год представлены в  приложении 2.

     Согласно  прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь в 2015 году (Таблица 2) ожидается увеличение  валового внутреннего продукта по сравнению  с показателем 2010 года в 1,45-1,5 раза, рост инвестиций в основной капитал – в 1,47 – 1,54 раза, рост производительности общественного труда –  в 1,45 – 1,48 раза и снижение энергоемкости – на  26,6 – 30,1 процента.

     В 2015 году  предусматривается  выход  Республики Беларусь  на положительное  торговое сальдо (товары и услуги) – 280 млн. долларов США.

Информация о работе Инновационная программа на 2011-2015год