Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:50, реферат
Белорусская модель формирования социально-ориентированной рыночной экономики и стратегия устойчивого развития предусматривают проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики. С учетом растущей глобализации мировых рынков в условиях мирового финансового кризиса конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие производства и предприятия.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Белорусская модель формирования социально-ориентированной рыночной экономики и стратегия устойчивого развития предусматривают проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики. С учетом растущей глобализации мировых рынков в условиях мирового финансового кризиса конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие производства и предприятия.
Достижение главной стратегической цели инновационной политики - формирование конкурентной экономики - возможно за счет кардинального переоснащения и создания новых организаций и производств в промышленности, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи, медицине и других отраслях на основе внедрения передовых достижений науки и техники.
К
важнейшим методам
Конкретные мероприятия по инновационному развитию Республики Беларусь определены Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь.Разработанная с учетом Проекта перечня и структуры приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 годы. Концепция обеспечит единый согласованный подход к разработке Государственной программы органов государственного управления Республики Беларусь и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома, государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий», учреждений и организаций народнохозяйственного комплекса, образовательных учреждений, а также иных заинтересованных физических и юридических лиц.
Заказчиками
Государственной
программы предполагаются: Государственный
комитет по науке и технологиям (далее – ГКНТ),
Министерство промышленности, Министерство
образования, Министерство сельского
хозяйства и продовольствия, Министерство
здравоохранения, Министерство транспорта
и коммуникаций, Министерство природных
ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство
жилищно-коммунального хозяйства, Министерство
архитектуры и строительства, Министерство
энергетики, Министерство информации,
Министерство лесного хозяйства, Министерство
спорта и туризма, Министерство культуры,
Министерство связи и информатизации,
Министерство торговли, Министерство
по налогам и сборам, Государственный
комитет по имуществу, Государственный
военно-промышленный комитет, Национальная
академия наук Беларуси (далее – НАН Беларуси),
Белорусский государственный концерн
пищевой промышленности (далее – концерн
«Белгоспищепром»), Белорусский государственный
концерн по производству и реализации
фармацевтической и микробиологической
продукции (далее – концерн «Белбиофарм»),
Белорусский государственный концерн
по нефти и химии (далее – концерн «Белнефтехим»),
Белорусский государственный концерн
по производству и реализации товаров
легкой промышленности (далее – концерн
«Беллегпром»), Белорусский производственно-торговый
концерн лесной, деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной промышленности
(далее – концерн «Беллесбумпром»), Белорусский
республиканский союз потребительских
обществ (далее – Белкоопсоюз), облисполкомы
и Минский горисполком, государственное
учреждение «Администрация Парка высоких
технологий» (далее - Администрация Парка
высоких технологий).
2. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 – 2015 ГОДЫ
Основной целью Государственной программы является создание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь и повышение качества жизни белорусского народа.
Государственная программа направлена на решение важнейших для республики задач по формированию сбалансированной экономики, основанной на знаниях, в том числе увеличении доли экспорта, включая рост высоко- и среднетехнологичной продукции, оптимизации импорта и обеспечении положительного торгового баланса.
Важной
характеристикой белорусской
Рост
конкурентоспособности
Экономический рост по всем подотраслям должен сопровождаться созданием и широким внедрением как ресурсоэнергосберегающих, так и экологически чистых и малоотходных технологий, разработкой новых видов экологичной продукции.
Необходимо проводить постоянную работу по снижению импортной составляющей в национальном производстве, ориентируясь, прежде всего, на отечественное сырье, материалы и комплектующие, а также по минимизации импорта в целом.
В соответствии с опытом высокоразвитых стран мира при формировании инновационной экономики определяющая роль отводится формированию национальных инновационных систем.
В целом необходимо значительно увеличить расходы на внедрение инноваций. Увеличение расходов должно осуществляться за счет разных источников финансирования, и в первую очередь за счет внебюджетных. Бюджетные средства на проведение наиболее актуальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должны выделяться с учетом конкурсной оценки бизнес-планов инновационных проектов на основе подтверждения конкретным предприятием-заказчиком наличия достаточных объемов собственных средств и их увязки с обоснованными потребностями рынка.
В 2011 – 2015 годах необходимо внести концептуальные изменения в стратегию государственной поддержки малого, среднего предпринимательства.
Для реализации целей и задач Государственной программы необходимо продолжить формирование НИС, в том числе:
по
созданию системной законодательной
базы для формирования технологической
и экономической среды, благоприятствующей
инновационному развитию, развитию рыночных
институтов и механизмов нововведений,
рынка научно-технической
по
развитию действующих структурно-
по формированию инновационной инфраструктуры, всесторонней поддержке государством новообразованных инновационно-ориентированных структур, созданию условий для слияния элементов инновационной инфраструктуры и больших научных и образовательных центров;
по развитию инновационного предпринимательства, в том числе малого инновационного предпринимательства, которое является более мобильным и способным к оперативной разработке и внедрению новшеств в производство;
по
развитию финансовой инфраструктуры и
активному привлечению
по созданию мотивационных механизмов инновационной деятельности, которые делают развитие науки и внедрение ее достижений экономически выгодными; созданию привлекательного налогового климата, таможенной, тарифной, ценовой и амортизационной политики, нацеленных на стимулирование внедрения в производство новых технологий и привлечение внутренних и зарубежных инвестиций в научно-техническую сферу;
по
развитию институтов использования
и защиты прав интеллектуальной собственности,
системы государственной
по
подготовке кадров для инновационной
деятельности, разработке альтернативы
оттока высококвалифицированных
по
стимулированию прямого сотрудничества
с зарубежными научно-
3. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 – 2015 ГОДЫ
3.1. Приоритетные задачи и направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь
Основными мерами по развитию научно-технического потенциала республики являются:
развитие
научных школ, привлечение молодых
исследователей к работе в секторе
науки и инноваций, вложение средств
в образование для
существенный рост средств, направляемых не только на исследования и разработку, но и на освоение в производстве новой продукции, концентрация этих средств в ведущих институтах и научно-практических центрах;
развитие, а в ряде случаев и создание с нуля недостающих элементов инновационной инфраструктуры, формирование инжинирингового бизнеса. При продаже наукоемких технологий и интеллектуальных услуг, в том числе под «ключ», мы должны быть конкурентоспособными.
На современном этапе необходимо активизировать деятельность по использованию новых знаний и технологий в реальном секторе экономики, что позволит в перспективе гарантировать возврат средств, направляемых на исследования и разработки.
Для более эффективной реализации научно-технического потенциала предстоит увеличить объем внедрения НИОК(Т)Р в реальное производство и добиться максимально полного их использования в экономике.
С
учетом прогноза наиболее перспективных
направлений науки и техники
для достижения максимальной отдачи
в области инновационной сферы
необходимо продолжить развитие приоритетных
направлений научно-
3.1.1. Информационные технологии; 3.1.2. Технологии производства и обработки новых материалов ; 3.1.3. Лазерно-оптические технологии; 3.1.4. Технологии производства металлов и сплавов со специальными свойствами для обеспечения машиностроительной отрасли ; 3.1.5. Нанотехнологии и технологии создания наноматериалов ; 3.1.6. Технологии обработки космической информации
3.1.7. Технологии производства топлива и энергии из альтернативных и местных источников; 3.1.8. Технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания
3.1.9. Технологии в медицине ; 3.1.10. Технологии создания лекарственных средств
3.1.11. Технологии атомной энергетики, безопасного обращения с радиоактивными отходами; 3.1.12. Технологии создания электронной компонентной базы 3.1.13. Биотехнологии
3.3. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы
В результате выполнения Государственной программы ожидается достижение к 2015 году следующих основных показателей инновационного развития Республики Беларусь (Таблица 1):
доля новой продукции в объеме промышленного производства – 25 процентов;
доля
инновационной продукции в
доля инновационно-активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности – 30,5 процента;
удельный вес накопленной амортизации активной части основных средств промышленных предприятий не более 53 процентов.
создание и сертификация систем менеджмента качества по ИСО 9001 (с нарастающим итогом) – 3000 производств;
доля затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента и инвентаря в общем объеме инвестиций в основной капитал – 50,0 процентов;
численность работников, выполняющих
научные исследования и
расходы
республиканского бюджета на научную,
научно-техническую и
Основные прогнозные показатели инновационного развития по республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому Республики Беларусь на 2015 год представлены в приложении 2.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь в 2015 году (Таблица 2) ожидается увеличение валового внутреннего продукта по сравнению с показателем 2010 года в 1,45-1,5 раза, рост инвестиций в основной капитал – в 1,47 – 1,54 раза, рост производительности общественного труда – в 1,45 – 1,48 раза и снижение энергоемкости – на 26,6 – 30,1 процента.
В 2015 году предусматривается выход Республики Беларусь на положительное торговое сальдо (товары и услуги) – 280 млн. долларов США.