Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:19, курсовая работа
Современный этап мирового развития связан с процессами глобализации в самом широком смысле, поскольку характеризуется резким усилением и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни. Это выражается в формирование мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. Однако наибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5
1.1. Инновации и инновационная деятельность, их экономическая сущность и значение. 5
1.2. Классификация инноваций. Инновационный процесс и его структура. 10
2.ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МЦЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД». 18
2.1.Краткая характеристика ОАО «Мценский литейный завод» 18
2.2. Экономическая характеристика предприятия. 21
3. СТРАТЕГИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ «МЛЗ» 27
3.1. Стратегия и задачи ОАО «Мценский литейный завод» 27
3.2. Достижения ОАО «Мценский литейный завод» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если персонал предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Инновации крайне важны для таких организаций, которые продают лицензии.
Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера - предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.
Признание полезности новой концепции или идеи конечным потребителем вызывает изменение внешней среды. Польза, полезная функция - это отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации. Вторичное внедрение относится уже к обновлению.
Новшества
формируют рынок новаций, инвестиции
- рынок капитала, инновации - рынок
конкуренции инноваций. Инновационный
процесс обеспечивает внедрение научно-технического
результата и интеллектуального потенциала
для получения новой или улучшенной продукции
(услуг) и максимальный прирост добавленной
стоимости.
Под воздействием современных изменений, тенденций и процессов как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.
Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.
Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих признаков.
По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.
Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.
Стратегическая
формирует перспективные
По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).
По
степени новизны инноваций
По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.
По
масштабам распространения
Несмотря на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.
Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.
Детальная и оригинальная типология инноваций дана А.И. Пригожиным. Он классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические и социальные нововведения), механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").
М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:
1) основанные
на использовании
2) также использующие научные исследования, но имеющие ограниченную область применения (например, измерительные приборы для химического производства);
3) разработанные
с использованием уже
4) входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте;
5) использующие
один продукт в различных
6) технически
сложные новшества,
7) использующие уже известную технику или методы в новой области.
Обобщенная классификация
Таблица 1.1.
Обобщенная классификация инноваций по признакам.
Признак классификации | Виды инноваций |
С точки зрения цикличного развития | - Крупнейшие
- Крупные - Средние - Мелкие |
В зависимости от степени использования научных знаний | Основанные
на:
- фундаментальных научных знаниях - научных исследованиях
с ограниченной областью - существующих технических знаниях - комбинации различных типов знаний - использовании одного продукта в различных областях - побочных результатах крупных программ - уже известной технологии |
С точки зрения структурной характеристики | - На входе
- На выходе - Нововведения структуры предприятия |
С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности | - Технологические
- Производственные - Экономические - Торговые - Социальные |
В области управления | - Инновации
продукции
- Инновации процессов (технологических) - Инновации рабочей силы - Инновации управленческой деятельности |
С точки зрения назначения | - Для потребления
в качестве товара массового
спроса
- Для промышленного потребления в гражданских отраслях - Для потребления в оборонном комплексе |
По способу | - Экспериментальные
- Прямые |
По стадии жизненного цикла | Инновации, внедряемые
на стадии:
- стратегического маркетинга - НИОКР - организационно- - производства - сбыта - сервиса |
В зависимости от размера экономического эффекта | - Обнаружение
новых областей применения (повышает
эффективность в 10-100 и более
раз)
- Использование
новых принципов - Создание новых
конструктивных решений ( - Расчет и оптимизации параметров (повышает эффективность на 2-10%) |
По уровню управления | - Федеральные
- Отраслевые - Территориальные - Первичного звена управления |
По срокам управления | - 20 и более
лет
- 10-15 лет - 5-10 лет - до 5 лет |
По степени охвата жизненного цикла | - НИОКР
- Освоение и применение НИОКР |
По объему | - Точечные
- Системные - Стратегические |
По
отношению к предыдущему |
- Заменяющие
- Отменяющие - Открывающие - Ретронововведения |
По назначению | Направленные
на:
- эффективность - улучшение условий труда - повышение качества продукции |
По источнику планирования | - Централизованные
- Локальные - Спонтанные |
По результативности | - Внедренные
и полностью используемые
- Внедренные и слабо используемые |
По уровню новизны | - Радикальные
и изменяющие или создающие
вновь целые отрасли
- Системные - Модифицирующие |
Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой.
Классификация
дает специалистам базу для выявления
максимального количества способов
реализации инноваций, тем самым
создавая вариантность выбора решений.
Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения (пример - выпуск некоторого технического изделия, не заменяющего производства уже существующих изделий, а дополняющего их). Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.
Инновационные
процессы рассматриваются как процессы,
пронизывающие всю научно-
В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:
1) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);
2) формулировка целей инновации;
3) анализ существующего положения (диагностика проблемы организации);
4) принятие
решения о целесообразности
5) разработка (проектирование) инновации;
6) согласование
и утверждение проекта
7) подготовка объекта к инновации;
8) внедрение инновации;
9) оценка
фактической эффективности
10) устаревание.
Контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.
Информация о работе Инновационная основа внешнеэкономической деятельности предприятия