72
Инновационная деятельность —
это деятельность направленная на использование
и коммерциализацию результатов научных
исследований и разработок для расширения
и обновления номенклатуры и улучшение
качества выпускаемой продукции (товаров,
услуг), совершенствования технологии
их изготовления с последующим внедрением
и эффективной реализацией на внутреннем
и зарубежных рынках, предполагающая целый
комплекс научных, технических, технологических,
организационных, финансовых и коммерческих
мероприятий, которые в своей совокупности
приводят к инновациям
Различают несколько
видов инноваций:
- технические появляются
в производстве продуктов с новыми или
улучшенными свойствами;
- технологические
возникают при применении более совершенных
способов изготовления продукции;
- организационно-управленческие
связаны с процессами оптимальной организации
производства, транспорта, сбыта и снабжения;
- информационные
решают задачи рациональной организации
информационных потоков в сфере научно-технической
и инновационной деятельности, повышения
достоверности и оперативности получения
информации;
- социальные направлены
на улучшение условий труда, решение проблем
здравоохранения, образования, культуры.
Государство
осуществляет все виды регулирования
инновационной деятельности - организационное,
экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
Высшая
форма регулятивной деятельности -
это выработка и проведение инновационной
политики, управление инновационной
деятельностью. Такая политика разрабатывается
на основе утверждения приоритетного
значения инновационной деятельности
для современного общественного
развития. Государство создает организационные,
экономические и правовые условия
для инновационной деятельности.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ государственного
регулирования, способствующие созданию,
освоению и распространению инноваций:
- развитие
рыночных отношений,
- проведение
налоговой политики и политики ценообразования,
способствующих росту предложения на
рынке инноваций,
- создание
выгодных налоговых условий для ведения
инновационной деятельности всеми субъектами,
- обеспечение
эффективной занятости в инновационной
сфере,
- расширение
спроса на инновации,
- предоставление
финансовой поддержки и налоговых льгот
российским предприятиям, осваивающим
и распространяющим инновации,
- содействие
модернизации техники,
- развитие
лизинга наукоемкой продукции,
- активизация
предпринимательства,
- пресечение
недобросовестной конкуренции,
- поддержка
отечественной инновационной продукции
на международном рынке,
- развитие
экспортного потенциала страны,
- развитие
внешнеэкономических связей в инновационной
сфере,
- внешнеэкономическая
поддержка, включая предоставление таможенных
льгот для инновационных проектов, включенных
в государственные инновационные программы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ФАКТОРЫ государственного
регулирования инновационной деятельности:
- государственная
поддержка инновационных проектов, включенных
в федеральные и региональные инновационные
программы;
- содействие
развитию инновационной инфраструктуры,
- кадровая
поддержка инновационной деятельности,
- содействие
подготовке, переподготовке и повышению
квалификации кадров, осуществяющих инновационную
деятельность;
- моральное
стимулирование инновационной деятельности
(например, присвоение звания Заслуженный
новатор РФ указом президента РФ);
- информационная
поддержка инновационной деятельности
(обеспечение свободы доступа к информации
о приоритетах государственной политики
в инновационной сфере, к сведениям о завершенных
научно-технических исследованиях, которые
могут стать основой для инновационной
деятельности, к данным о выполняемых
и завершенных инновационных проектах
и программах и т.п.);
- содействие
интеграционным процессам, расширению
взаимодействия субъектов РФ в инновационной
сфере, развитию международного сотрудничества
в этой области;
- защита
интересов российских субъектов инновационной
деятельности в международных организациях.
ФИНАНСОВЫЕ
ФАКТОРЫ государственного
регулирования инновационной деятельности:
- проведение
бюджетной политики, обеспечивающей финансирование
инновационной деятельности,
- направление
в инновационную сферу государственных
ресурсов и повышение эффективности их
использования,
- выделение
прямых государственных инвестиций для
реализации инновационных программ и
проектов, важных для общественного развития,
но не привлекательных для частных инвесторов,
- создание
благоприятного инвестиционного климата
в инновационной сфере,
- предоставление
дотаций, льготных кредитов, гарантий
российским и иностранным инвесторам,
принимающим участие в инновационной
деятельности,
- снижение
отчислений субъектам РФ налогов в федеральный
бюджет в случае использования ими своих
бюджетных средств для финансирования
федеральных инновационных программ и
проектов.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ФАКТОРЫ государственного
регулирования инновационной деятельности:
- установление
правовых основ взаимоотношений субъектов
инновационной деятельности,
- гарантирование
охраны прав и интересов субъектов инновационной
деятельности, в частности, охраны таких
наиболее существенных для развития инновационной
деятельности прав, как права интеллектуальной
собственности.
Нормативно-правовое
регулирование инновационной деятельности
осущестляется на базе Конституции РФ,
Гражданского кодекса РФ, принимаемых
в соответствии с ними законов и иных нормативных
правовых актов РФ и субъектов РФ, а также
международных договоров РФ, относящихся
к инновационной деятельности. В основе
этого регулирования - правовая охрана
результатов, полученных в ходе инновационной
деятельности. Поскольку эти результаты
представляют собой новые интеллектуальные
продукты и технологии, постольку они
предстают как объекты интеллектуальной
собственности. Их правовая охрана осуществляется
на базе требований по охране интеллектуальной
собственности, установленных Гражданским
кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими
законодательными актами в области охраны
интеллектуальной собственности.
Нормативно-правовое
регулирование взаимоотношений
между субъектами инновационной
деятельности, а также между ними
и другими участниками инновационного
процесса осуществляется на основе договоров,
а именно:
- договоров
на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ,
- договоров
на выполнение проектных и изыскательских
работ,
- договоров
строительного подряда,
- договоров
по оказанию услуг для осуществления инновационной
деятельности,
- договоров
страхования инновационных рисков,
- договоров
(контрактов) с инвесторами,
- и иных
договоров, предусмотренных законодательством
РФ.
Регулирование
инновационной деятельности происходит
на базе:
- инновационных
прогнозов
- инновационных
стратегий
- инновационных
программ
- инновационных
проектов.
- программ
и проектов поддержки инновационной деятельности.
ИННОВАЦИОННЫЙ
ПРОГНОЗ -
это предвидение основных параметров
инновационной деятельности (ее направлений,
видов, объектов, последствий и т.п.)
Инновационные прогнозы являются составной
частью прогноза социально-экономического
развития РФ, разрабатываемого в соответствии
с законодательством РФ.
В инновационных прогнозах строятся сценарии
освоения и распространения базисных
инноваций, социально-экономических последствий
практического использования новых наукоемких
продуктов и технологий.
ИННОВАЦИОННАЯ
СТРАТЕГИЯ -
это определение приоритетных направлений
инновационной деятельности.
Стратегические приоритеты государственной
инновационной политики отражаются в
концепции социально-экономического развития
РФ на долгосрочную перспективу, в программе
социально-экономического развития РФ
на среднесрочную перспективу, докладываются
Федеральному собранию РФ.
Субъекты РФ разрабатывают инновационные
прогнозы и стратегии региональной инновационной
политики.
ИННОВАЦИОННЫЙ
ПРОЕКТ -
это комплекс взаимосвязанных документов,
которые предусматривают осуществление
конкретной инновационной деятельности
в определенный период времени.
ПРОЕКТ
(ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа)
развития инновационной инфраструктуры.
ИННОВАЦИОННАЯ
ПРОГРАММА -
это комплекс взаимосвязанных инновационных
проектов и проектов поддержки инновационной
деятельности.
На
основании инновационной стратегии
Правительство РФ разрабатывает
государственную инновационную
программу, которая является составной
частью программы социально-экономического
развития РФ на среднеспочный период.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ) ИННОВАЦИОННАЯ
ПРОГРАММА включает
в себя:
- федеральные
целевые инновационные программы по важнейшим
базисным инновациям,
- крупные
инновационные проекты,
- федеральные
программы поддержки инновационной деятельности,
развития инновационной инфраструктуры.
Инновационные
проекты включаются в государственную
инновационную программу на основании
конкурсного отбора, участие в
котором осуществляется на добровольных
началах. Участвующие в конкурсном
отборе инновационные проекты подлежат
обязательной государственной научно-технической
и экологической экспертизе, предметом
которой является их новизна, социально-экономическая
и экологическая эффективность.
Органы
государственной власти субъектов
РФ разрабатывают региональные и
межрегиональные инновационные
программы.