Инновационная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:44, реферат

Описание работы

Объектом исследования является инновационная деятельность, предметом исследования является правовое регулирование в области инновационной деятельности в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, можно сформулировать следующие задачи:
рассмотреть понятие и основные признаки инновационной деятельности;
рассмотреть понятие правового регулирования в области инновационной деятельности;

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Понятие и основные признаки инновационной деятельности............................4
Правовое регулирование инновационной деятельности.....................................7
Заключение.............................................................................................................13
Список используемой литературы.......................................................................14

Работа содержит 1 файл

Реферат ИМ.docx

— 31.61 Кб (Скачать)

Содержание 

Содержание..............................................................................................................1

Введение...................................................................................................................2

Понятие и основные признаки инновационной  деятельности............................4

Правовое  регулирование инновационной деятельности.....................................7

Заключение.............................................................................................................13

Список  используемой литературы.......................................................................14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

      В российском праве термин "инновация" появился в начале 1980-х годов. Определение  инновации дано в постановлении  Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы". Инновация (нововведение) рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

      Сложились различные подходы к пониманию  сущности инновации. Инновации рассматриваются  и как результат научно-технической  деятельности, и как процесс создания и распространения новой техники, технологии, организационных форм и  т.п. По-разному используются понятия  новшества, нововведения, инновации. Часто  они отождествляются. К основным характерным свойствам инновации  относятся в первую очередь новизна  и коммерциализация. Инновации не всегда принимают товарную форму. Они  могут создаваться для внутреннего  применения, но и в этом случае коммерциализация остается потенциальным свойством  инновации.1

      В связи с этим немало важную роль, в осознании инноваций играет и аспект изучения правового регулирования  инновационной деятельности.  Исходя из этого основная цель данной работы состоит в рассмотрении правового регулирования  инновационной деятельности России.

      Объектом  исследования является инновационная  деятельность, предметом исследования является правовое регулирование в  области инновационной деятельности в Российской Федерации.

      Исходя  из цели работы, можно сформулировать следующие задачи:

    рассмотреть понятие и основные признаки инновационной деятельности;

    рассмотреть понятие правового регулирования в области инновационной деятельности; 

 

Понятие и основные признаки инновационной деятельности 

      Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.2

      Определение инновации неразрывно связано с понятием инновационной деятельности. Ценности интеллектуального характера могут приобрести статус нововведений лишь в случае их использования в процессе инвестиционных вложений в какой-либо объект предпринимательской деятельности с целью получения определенного эффекта.

        Инновационное предпринимательство — это процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, который направлен на организацию потока нововведений. Это и является основной целью деятельности предпринимательских структур, занимающихся инновациями. 3

      Инновационная деятельность имеет узкоспециализированную направленность, поэтому ее характерными признаками являются: создание и использование интеллектуального продукта; доведение новых оригинальных

идей  до реализации в виде готовой продукции  на рынке. Первый признак характеризует содержание инновационной деятельности, которое основано на терминах «создание» и «использование » интеллектуального продукта. Данное утверждение следует дополнить аргументом ведущих специалистов в этой сфере, точка зрения которых заключается в том, что изобретение можно и даже нужно рассматривать в качестве товара.

        Законодатель установил особенности такого вида продукции, определяемые сущностью создаваемого и используемого интеллектуального товара. Например, произведения науки подчиняются требованиям законодательства об авторском праве. Этот продукт выражен идеальным товаром (в данном случае — произведение науки) в какой-то объективной форме, позволяющей другим лицам (кроме автора) ознакомиться с содержанием этого произведения. Продукты, охраняемые государством как продукты технического творчества, т.е. открытия и изобретения, полезные

людям, промышленные образцы, подчиняются  предписаниям патентного законодательства и считаются созданными по факту их признания в качестве таковых компетентным государственным органом.4 Некоторые результаты интеллектуальной деятельности отличаются спецификой своего создания, например селективные достижения, результаты которых существуют и

используются  лишь в натуральной форме. Такие  кардинальные особенности отличают продукты селекции от других технических решений (ст. 32 Закона РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях»).

      Таким образом, с одной стороны, продукцию  интеллектуальной деятельности можно использовать в качестве идеи (либо информации) при ее воплощении, а с другой — продуктом интеллектуальной деятельности признается изготовленное изделие, в котором использованы все признаки запатентованной полезной модели, включенные в формулу патента (изобретения, открытия).5

        Правовое регулирование отношений  по поводу того или иного интеллектуального продукта регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами.

        Второй признак инновационной деятельности указывает на то, что его содержанием являются действия по доведению новых «оригинальных» идей до готовой продукции. Такая продукция включает в себя множество разнообразных изделий, работ, услуг, технологий, научно-технической документации, произведений науки, ноу-хау, коммерческой информации и иной инновационной деятельности (получение реальной продукции). На последнем этапе этой деятельности осуществляется процесс коммерциализации, т.е. выход на рынок нововведений, а результатом

является  получение прибыли. Краткая характеристика инновационной деятельности позволяет сделать вывод о том, что она является предпринимательской,  так как содержит необходимые элементы предпринимательства. 6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правовое  регулирование инновационной  деятельности 

      Инновационная деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое обеспечение инновационной деятельности в современной России несовершенно.

      В декабре 1999 г. был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике", но затем он был отклонен Президентом РФ.

      Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим начальные стадии инновационного процесса, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).7

      Закон определяет правовой статус субъектов  научной и (или) научно-технической  деятельности, порядок формирования государственной научно-технической  политики.

      Особое  значение для научно-технической  сферы имеет Федеральный закон  от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности. К информации, составляющей коммерческую тайну, отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау). Закон связан с решением проблемы контроля оборота результатов научно-технической деятельности.8

      Действуют законодательные акты, регламентирующие правовой режим отдельных интеллектуальных продуктов, таких, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения  товаров.

      Существенную  роль в бюджетном обеспечении  инновационной политики играет БК РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Ежегодно в Федеральном законе "О федеральном бюджете" оговариваются инвестиционные проекты и их финансирование.

      НК  РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности.

      При отсутствии законодательного акта, регламентирующего  инновационную деятельность, возрастает значение подзаконных актов, связанных  с ее правовым обеспечением.

      Основы  политики Российской Федерации в  области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. В Основах сформулированы цель, задачи и важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий.9

      Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. утверждена постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605.

      Основными задачами Программы являются развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной  активности организаций всех секторов экономики, совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную  защиту прав интеллектуальной собственности.

      Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). В качестве главной задачи государственной политики в области развития науки и стимулирования инноваций рассматривается эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики.

      Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 1187-р был утвержден План мероприятий на 2003-2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования.10

      "Концепция  государственной инновационной  политики Российской Федерации  на 2002-2005 годы" содержит цели и  задачи государственной инновационной  политики, характеризует стратегию  инновационного развития, механизмы  реализации инновационной политики.

      В целях усиления государственного воздействия  на процессы реформирования инновационного потенциала и создания условий, способствующих привлечению инвестиций, Правительство  РФ приняло постановление от 31 марта  1998 г. N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу".

      Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности" направлено на обеспечение устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом.11

      Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863.

Информация о работе Инновационная деятельность