Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:44, реферат
Объектом исследования является инновационная деятельность, предметом исследования является правовое регулирование в области инновационной деятельности в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, можно сформулировать следующие задачи:
рассмотреть понятие и основные признаки инновационной деятельности;
рассмотреть понятие правового регулирования в области инновационной деятельности;
Введение...................................................................................................................2
Понятие и основные признаки инновационной деятельности............................4
Правовое регулирование инновационной деятельности.....................................7
Заключение.............................................................................................................13
Список используемой литературы.......................................................................14
Содержание
Содержание....................
Введение......................
Понятие
и основные признаки инновационной
деятельности..................
Правовое
регулирование инновационной
Заключение....................
Список
используемой литературы....................
Введение
В российском праве термин "инновация" появился в начале 1980-х годов. Определение инновации дано в постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы". Инновация (нововведение) рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Сложились
различные подходы к пониманию
сущности инновации. Инновации рассматриваются
и как результат научно-
В связи с этим немало важную роль, в осознании инноваций играет и аспект изучения правового регулирования инновационной деятельности. Исходя из этого основная цель данной работы состоит в рассмотрении правового регулирования инновационной деятельности России.
Объектом
исследования является инновационная
деятельность, предметом исследования
является правовое регулирование в
области инновационной
Исходя из цели работы, можно сформулировать следующие задачи:
рассмотреть понятие и основные признаки инновационной деятельности;
рассмотреть
понятие правового регулирования в
области инновационной деятельности;
Понятие
и основные признаки
инновационной деятельности
Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.2
Определение инновации неразрывно связано с понятием инновационной деятельности. Ценности интеллектуального характера могут приобрести статус нововведений лишь в случае их использования в процессе инвестиционных вложений в какой-либо объект предпринимательской деятельности с целью получения определенного эффекта.
Инновационное предпринимательство — это процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, который направлен на организацию потока нововведений. Это и является основной целью деятельности предпринимательских структур, занимающихся инновациями. 3
Инновационная деятельность имеет узкоспециализированную направленность, поэтому ее характерными признаками являются: создание и использование интеллектуального продукта; доведение новых оригинальных
идей до реализации в виде готовой продукции на рынке. Первый признак характеризует содержание инновационной деятельности, которое основано на терминах «создание» и «использование » интеллектуального продукта. Данное утверждение следует дополнить аргументом ведущих специалистов в этой сфере, точка зрения которых заключается в том, что изобретение можно и даже нужно рассматривать в качестве товара.
Законодатель установил особенности такого вида продукции, определяемые сущностью создаваемого и используемого интеллектуального товара. Например, произведения науки подчиняются требованиям законодательства об авторском праве. Этот продукт выражен идеальным товаром (в данном случае — произведение науки) в какой-то объективной форме, позволяющей другим лицам (кроме автора) ознакомиться с содержанием этого произведения. Продукты, охраняемые государством как продукты технического творчества, т.е. открытия и изобретения, полезные
людям, промышленные образцы, подчиняются предписаниям патентного законодательства и считаются созданными по факту их признания в качестве таковых компетентным государственным органом.4 Некоторые результаты интеллектуальной деятельности отличаются спецификой своего создания, например селективные достижения, результаты которых существуют и
используются лишь в натуральной форме. Такие кардинальные особенности отличают продукты селекции от других технических решений (ст. 32 Закона РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях»).
Таким образом, с одной стороны, продукцию интеллектуальной деятельности можно использовать в качестве идеи (либо информации) при ее воплощении, а с другой — продуктом интеллектуальной деятельности признается изготовленное изделие, в котором использованы все признаки запатентованной полезной модели, включенные в формулу патента (изобретения, открытия).5
Правовое регулирование
Второй признак инновационной деятельности указывает на то, что его содержанием являются действия по доведению новых «оригинальных» идей до готовой продукции. Такая продукция включает в себя множество разнообразных изделий, работ, услуг, технологий, научно-технической документации, произведений науки, ноу-хау, коммерческой информации и иной инновационной деятельности (получение реальной продукции). На последнем этапе этой деятельности осуществляется процесс коммерциализации, т.е. выход на рынок нововведений, а результатом
является
получение прибыли. Краткая характеристика
инновационной деятельности позволяет
сделать вывод о том, что она является
предпринимательской, так как содержит
необходимые элементы предпринимательства.
6
Правовое
регулирование инновационной
деятельности
Инновационная деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое обеспечение инновационной деятельности в современной России несовершенно.
В декабре 1999 г. был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике", но затем он был отклонен Президентом РФ.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим начальные стадии инновационного процесса, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).7
Закон
определяет правовой статус субъектов
научной и (или) научно-технической
деятельности, порядок формирования
государственной научно-
Особое значение для научно-технической сферы имеет Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности. К информации, составляющей коммерческую тайну, отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау). Закон связан с решением проблемы контроля оборота результатов научно-технической деятельности.8
Действуют
законодательные акты, регламентирующие
правовой режим отдельных
Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет БК РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Ежегодно в Федеральном законе "О федеральном бюджете" оговариваются инвестиционные проекты и их финансирование.
НК РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности.
При отсутствии законодательного акта, регламентирующего инновационную деятельность, возрастает значение подзаконных актов, связанных с ее правовым обеспечением.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. В Основах сформулированы цель, задачи и важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий.9
Федеральная
целевая научно-техническая
Основными
задачами Программы являются развитие
инфраструктуры инновационной деятельности,
развитие механизмов стимулирования инновационной
активности организаций всех секторов
экономики, совершенствование нормативно-
Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). В качестве главной задачи государственной политики в области развития науки и стимулирования инноваций рассматривается эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики.
Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 1187-р был утвержден План мероприятий на 2003-2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования.10
"Концепция
государственной инновационной
политики Российской Федерации
на 2002-2005 годы" содержит цели и
задачи государственной
В целях усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала и создания условий, способствующих привлечению инвестиций, Правительство РФ приняло постановление от 31 марта 1998 г. N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу".
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности" направлено на обеспечение устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом.11
Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863.