Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:25, курсовая работа
Рассмотрена история развития и основные направления инновационной деятельности в Японии, схема финансирования.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Исторические аспекты и особенности японского менеджмента 3
1.1. История и развитие инновационной деятельности в Японии 3
1.2. Особенности Японского менеджмента 7
Глава 2. Направления и организация инноваций 11
2.1. Особенности и направления японских инноваций 11
2.2. Организация НИОКР в компаниях 13
Глава 3. Финансирование инноваций 18
3.1. Структура финансирования НИОКР 18
3.2. Государственная политика в сфере НИОКР 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Распределение расходов на НИОКР по отраслям науки
(по исследовательским органам в млрд. иен)
Всего |
449,9 |
504,4 |
529,5 |
603,8 |
660,4 |
763,9 |
Гуманитарные науки |
19,1 |
21,2 |
23,8 |
24,9 |
24,3 |
29,6 |
Естественные и технические науки |
420,7 |
471,5 |
494,3 |
566,3 |
621,0 |
717,6 |
Прочие науки |
10,2 |
11,8 |
11,4 |
12,5 |
15,1 |
16,7 |
Таким
образом, одной из особенностей структуры
расходов на НИОКР кроме их прикладной
направленности является их концентрация
преимущественно в области
Сравнительно низкая доля государства в финансировании НИОКР, их преимущественно прикладная направленность обусловили две особенности результатов японских исследований и разработок – высокий уровень технологической отдачи, выражающийся в большом количестве зарегистрированных патентов и весьма небольшом количестве принципиальных нововведений.
Правительство Японии финансирует примерно 25% от общего объема НИОКР, выполняемых в стране. Причем преимущественно финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Фундаментальные исследования финансируются главным образом государством. Преимущественное развитие получили косвенные формы государственного финансирования инновационного предпринимательства. Фирмы, занимающиеся НИОКР, если и получают прямую финансовую поддержку, то только частично. В основном для таких компаний предусматриваются налоговые льготы. Кроме того, государство стимулирует малое инновационное предпринимательство через контракты и государственные заказы на разработку новых технических решений и изделий. Структуру инновационной деятельности в Японии можно представить следующим образом: 13% — фундаментальные исследования; 25% — прикладные исследования; 62% — опытно-конструкторские разработки.
Правительство Японии создало систему финансирования НИР и ОКР, позволяющую направлять средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены как прямое, так и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования; применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы «банк — правительство — субъект экономии», которые координируют кредитование по специально выделяемым кредитным линиям. Основной объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выполняют Бюро трастовых фондов и Японский банк развития. Государственная инвестиционная программа отличается гибкостью, подвержена изменениям с учетом экономических процессов, происходящих в стране.
Основными направлениями комплексного подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности являются:
• финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного госзаказа;
• финансирование НИОКР из различных фондов;
• льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР;
• государственные дотации крупным промышленным компаниям для закупки лицензий на использование ноу-хау;
• льготное кредитование перспективных НИОКР;
• национализация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости (все расходы относятся на счет государства);
• защита японского производителя от конкуренции;
• создание условий для получения новых технологий из других стран;
• импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;
• привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;
• согласование государственной инвестиционной программы с интересами национальной промышленности.
Организации, поддерживающие
малое инновационное
В принципе, в Японии не обеспечивается оптимального, с точки зрения всего общества, финансирования исследований и разработок со стороны частного сектора. Во-первых, фундаментальные исследования по самой своей природе весьма рискованное предприятие. И рискуют, прежде всего, корпорации, так как им приходится инвестировать средства под эти исследования. Во-вторых, результаты фундаментальных исследований нередко непредсказуемы, область их коммерческого применения может выходить за сферу коммерческих интересов фирмы. В этом случае фирмы, по существу, финансируют исследования, результатами которых пользуются другие фирмы. Внешние потери не позволяют фирме-инноватору получать все выгоды от своих изобретений. Поэтому неопределенность результатов НИОКР удерживает многие фирмы от затрат ресурсов. Однако если их идеи можно осуществить в ходе проекта, поддерживаемого государством, компании также готовы вложить в него часть средств.
В современных условиях успешная конкуренция с ведущими игроками мирового рынка без создания и постоянного совершенствования национальной инновационной системы невозможна. В большинстве моделей национальных инновационных систем либо основным, либо одним из ключевых игроков является государство.
Японская промышленная политика
развивает высокотехнологичные
отрасли не столько посредством
использования рыночного
В последнее время наблюдается тенденция к усилению регламентации финансирования НИОКР и повышение в их структуре доли расходов на фундаментальные исследования, а также стремление Японии проводить свою научно-техническую политику и за рубежом.
Сейчас можно с уверенностью
сказать, что сосредоточение усилий
на внедрении новых технологий в
сочетании с проведением