Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:51, доклад
Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности
Инновационная деятельность в туризме
Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.
Основные
направления инновационной
- выпуск новых видов туристского продукта,
ресторанного продукта, гостиничных услуг
и т.д.;
- использование новой техники и технологии
в производстве традиционных продуктов;
- использование новых туристских ресурсов,
ранее не использовавшихся. Уникальный
пример – путешествия туристов на космических
кораблях;
- изменения в организации производства
и потребления традиционного туристского,
ресторанного продукта, гостиничных услуг
и т.д.; новый маркетинг, новый менеджмент;
- выявление и использование новых рынков
сбыта продукции (гостиничные и ресторанные
цепи).
Основу
инновационной деятельности во всех
секторах экономики составляет реализация
достижений научно-технического прогресса.
Сказанное в полной мере относится
и к сфере социально-
Научно-техническая
революция не только стала материальной
основой формирования массового
туризма. Она оказала огромное влияние
на инновационную деятельность в
социально-культурный сервис и туризм
через высокие технологии, к числу
которых относятся новые
Появление
полимерных, композитных и других
новых материалов привело к появлению
новых видов одежды и обуви, нового
спортивного и иного
Появление
современных средств информации
и связи оказало глубокое влияние
на общественное производство и быт
людей. Современную туристскую деятельность
и работу туристских фирм нельзя представить
без Internet. Современная аудио-видео-техника
существенно изменила технологию менеджмента.
Управление переводится в режим реального
времени и т.д.
Таким образом, инновационная деятельность
в сфере туризма направлена на создание
нового или изменение существующего продукта,
на совершенствование транспортных, гостиничных
и других услуг, освоение новых рынков,
внедрение передовых информационных и
телекоммуникационных технологий и современных
форм организационно-управленческой деятельности.
Развитие услуг и сервисной деятельности в российском обществе. Сервисная деятельность в структуре социальных отношений.
В России, расположенной на масштабной территории северной и центральной частей Евразийского материка, проявилось немало общемировых тенденций развития услуг, сервисной деятельности. Вместе с тем историческая эволюция отечественной сферы услуг отмечена немалым своеобразием. Характер и динамика услуг в нашей стране в значительной степени определялись суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но мало обжитой территорией, многообразием социальных, региональных и культурно-религиозных миров, свойственных населению страны.
Первичными потребностями, на которые ориентировались семейно-бытовые процессы и общественные услуги, сводились к необходимости наличия у людей прочного жилища, теплой одежды, калорийной пищи, которая возмещала бы ресурсные затраты организма в сложных жизненных условиях, создания возможности передвижения по обширной территории и осуществления культурных коммуникаций людей.
Из-за неблагоприятных природно-климатических и ландшафтных условий, а также по причине скудного прибавочного продукта в России на протяжении столетий не было объективной базы для расширения рыночных отношений и динамичного типа развития. В обществе закрепился так называемый раздаточный тип хозяйства с коллективными формами труда, с мобилизационной формой развития, а также воспроизводство довольно низкого, порой аскетического уровня жизни граждан России.
У разных этнических групп и культурных сообществ были неодинаковые представления об иерархии социальных запросов, различное понимание комфортной жизни, способов сохранения здоровья, развития высших потребностей и т.п. Новые, наиболее эффективные и продвинутые формы обслуживания, которые шли из Западной Европы, поначалу укореняясь в городах, среди образованных слоев населения, имели мало шансов быстро распрост-раниться по территории страны. Им противодействовали местные традиции, неодинаковые условия жизни, а также массовая привычка жить устоявшимся укладом, по старинке.
Сравнительно
со странами Запада
сфера услуг в
нашей хозяйственной
практике относительно
поздно стала дифференцироваться
как самостоятельная
область предпринимательства.
Формирование самостоятельного
статуса в экономике
задерживалось в
силу неразвитости рыночных
отношений, невысокого
уровня жизни граждан
России, а также
нетребовательности
людей в повседневной
практике, идеалов
скромного, если не аскетического
существования, что
вело к широкой
практике семейного
самообслуживания.
Весьма неоднозначным
было влияние дворянского
сословия на развитие
отечественного сервиса.
До отмены крепостного
права в 1861 г. дворяне
широко использовали
в быту труд домашней
прислуги из крепостных.
Вместе с тем, начиная
с петровского времени,
царствующие персоны
обязывали дворян поддерживать
в обществе и в семейных
отношениях западноевропейские
стандарты жизни. Это
распространило в дворянской
среде моду на все загра-ничное.
Каменные особняки и
сельские усадьбы для
знати стали строить
по особым проектам.
Комнаты состоятельных
людей "наряжаются"
по-европейски: вместо
лавок - стулья и кресла,
на стенах - большие
зеркала и портреты
хозяев.
Для
обслуживания знати
в стране появляются
зарубежные специалисты
по личным услугам: доктора
с университетским
образованием, парикмахеры,
модистки, шляпницы
и т.п. Наиболее дорогие
образцы одежды, обуви,
парфюмерии выписывались
из-за границы. Все
это говорит о
неоднозначном развитии
процесса удовлетворения
потребностей представителей
высших классов. С одной
стороны, они игнорировали
отечественные традиции
и бытовые обычаи в этом
направлении, с другой,
их образ жизни предлагал
более современные и
во многом эффективные
образцы социального
поведения, поддержания
здоровья и отдыха и
т.п.
Удовлетворение жизненных
потребностей людей
со средним и низким
достатком носило характер
самообслуживания на
основе традиций. Если
человеку нездоровилось,
он обращался к знахарю.
Гигиена поддерживалась
путем систематического
посещения бани: во многих
городах существовали
общественные бани (хотя
зажиточные семьи пользовались
собственными банями).
Большинство крестьян,
бедных горожан сами
шили для себя одежду
или прибегали к услугам
знакомых, строили жилье,
изготовляли хозяйственный
инвентарь, мастерили
нехитрые украшения.
К XIX в. на основе этих
хозяйственных занятий
в некоторых районах
страны начали развиваться
так называемые народные
ремесла и промыслы.
Важнейшими этапами индустриализации дореволюционной России стали промышленные подъемы 1893-1899 и 1909-1913 гг. Усиливающаяся конкуренция создавала в отечественной производственной практике современные формы организации и обслуживания, облегчающие сбыт продукции.
Среди
направлений индустрии,
имеющих прямое отношение
к массовым видам
услуг, следует указать
на развитие средств
передвижения (железнодорожное
строительство и
паровозостроение, теплоходо-
и самолетостроение).
Среди других отраслей
индустриального производства,
имеющих прямое отношение
к сфере услуг, следует
указать на текстильную
и пищевую, которые являлись
крупнейшими отраслями
российской экономики
того периода.
В отличие от дифференцированных
реформ имперского типа
почти все преобразования
советского периода
приобретали универсалистскую
направленность и осуществлялись
под жестким контролем
партийно-государственных
органов. Модернизационные
преобразования того
времени были направлены
на внедрение единых
для страны форм общественной
собственности, однотипной
организации трудовой
деятельности, сходных
условий быта и отдыха
людей. Именно в этот
период была закреплена
иерархичная вертикаль
власти между разными
уровнями управления
социальной практикой.
В стране проводилась
плановая экономическая,
социальная и культурная
политика, связанная
с централизованным
перераспределением
ресурсов между разными
регионами и социальными
слоями, а также между
общественным производством,
с одной стороны, и обслуживанием
населения, с другой.
В стране действовала достаточно эффективная для своего времени система общего образования и подготовки современных кадров для разных сфер деятельности. Слабозащищенные слои были охвачены социальным обеспечением, которое действовало на основе усредненных и низких норм вспомоществования, но позволяло дойти до жителей отдаленных территорий и сельских уголков страны. Следовательно, все основные группы населения имели определенный уровень доходов, достаточный для потребления общественных услуг.
На территории страны сложилась единая социокультурная инфраструктура, включая сеть информационных, научных и образовательных центров. В крупных, средних, малых городах действовала инфраструктура культурного обслуживания с разветвленной сетью театров, кинотеатров, концертных залов, музеев, клубов.
Вместе
с тем жизненный
стандарт и качество
обслуживания широких
слоев советского
общества едва ли можно
считать удовлетворительным:
их уровень имел тенденцию
к понижению или
обесцениванию. Так,
запросы среднеобеспеченной
семьи росли быстрее,
чем возможности
удовлетворить их
в рамках господствовавшей
системы обслуживания.
Поэтому семья
использовала все
возможности для
увеличения материальной
обеспеченности как
посредством труда (через
личное подсобное
хозяйство, дополнительный
заработок), так и
за счет служебного
положения, помощи родственников,
переплаты за нужные
услуги, перепродажи
дефицитных товаров.
Кроме того, действующая
система обслуживания
была негибкой, она предоставляла
крайне усредненный
набор услуг, с трудом
удовлетворяющий и половину
реальных потребностей
населения.
Либерально-рыночные преобразования, проводившиеся в России в первой половине 90-х годов, носили более глубокий характер, так как затронули ключевые аспекты общественного производства, жизнедеятельности людей, ведения ими домашних хозяйств. Слабая продуманность либеральных реформ, которые в основном проводились на уровне макроэкономических мер, перераспределения собственности и валютно-финансового регулирования, сопровождалась устаревшей социальной и культурной политикой. Все это приобрело негативные последствия для сферы услуг - нищающее население не могло обеспечить рентабельную деятельность предприятий сервиса.
В современной России насущной задачей социальной политики является адаптация социальной сферы к рыночным условиям хозяйствования, в частности, предоставление минимальных социальных гарантий разным слоям населения для выравнивания стартовых возможностей граждан, особенно молодого возраста. Заботой властей в центре и на местах остаются такие социальные аспекты жизни населения, как уменьшение разницы стоимости жизни в разных регионах страны и неприемлемой дифференциации в образе жизни людей, регулирование доходов населения на уровне прожиточного минимума и ликвидация неплатежей всех видов, предоставление минимального перечня жизненно важных социальных услуг незащищенным и бедным слоям населения, регулирование соотношение доли рабочего и доли свободного времени работников и т.п.
Если
рассмотреть основные
статистические показатели
развития услуг в
России за последнее
десятилетие, то можно
видеть, что в 1993 г.
валовой внутренний
продукт в экономическом
исчислении резко
упал по отношению
к 1990 г. Но уже в 1996
г. по отношению к 1990
г. он вырос с 23 до 53%,
а общая численность
занятых в сфере
сервиса возросла
с 37 до 50%.
Но вряд ли правомерно
считать, что данный
рост отображает эффективное
включение отечественной
сферы услуг в мировые
процессы, связанные
с сервизацией экономики.
В большей степени он
свидетельствует о кризисе
сферы материального
производства и связан
с перераспределением
работников из стагнирующих
производств в сферу
сервиса. К тому же увеличение
доли сервиса в ВВП России
сопровождалось резким
спадом производства
массовых - социальных
и культурно-эстетических -
услуг, распространенных
в советский период:
бытовых, ме-дицинских,
санаторно-оздоровительных,
спортивно-туристских
услуг, а также услуг
в сфере искусства, музейного
и библиотечного обслуживания
и др.
После распада СССР общеэкономические механизмы, организационная структура руководства сферой услуг, основанные на государственной собственности, исчезли из нашей экономической практики в короткие сроки. Сегодня продолжают действовать лишь их отдельные звенья и сегменты. Сфера услуг продолжает оставаться в экономическом и организационном плане во многом дисфункциональной по отношению к целому ряду общественных потребностей. Многие новые виды сервиса генерируют услуги высокодоходного характера, т.е. нацеленные преимущественно на небольшую часть обеспеченных и сверхобеспеченных людей. В то же время частный капитал не склонен осваивать малорентабельные сервисные производства, необходимые обществу и регионам страны.
Ныне в руках государства и местных властей полностью или частично остается ряд направлений сервисной деятельности - жилищно-коммунальные и бытовые услуги, железнодорожный и городской транспорт, почта, телеграф и телефон, образование, система здравоохранения, а также значительная часть социокультурных услуг. При этом в каждом из указанных сегментов постоянно растут тарифы на обслуживание, возрастает доля платных услуг. Наряду с государственным сектором услуг параллельно развивается и частный сектор. Между этими секторами усиливается конкуренция, но это пока не приводит к снижению себестоимости сервисной продукции и снижению расценок на услуги. Все это обусловливает тот факт, что на сервисное обслуживание потребителям приходится выделять все большую долю из своих доходов, что не может удовлетворить основную часть населения.