Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:50, курсовая работа
Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Введение………………………………………………………………….…3
1. Основы государственного регулирования инновационной
деятельности ………………………………….……………………………5
2. Формирование государственной инновационная политики в
зарубежных странах…………………………….…………………………8
3. Особенности государственного регулирования инновационной
деятельности в Российской Федерации………………………………….14
Заключение...………………………………………………………………24
В отличие от стратегии
активного вмешательства, при которой
«ведущая роль в выборе приоритетов
научно-технического развития принадлежит
государству, в стратегии
Смешанная стратегия
используется в странах, где в
экономике значительную часть составляет
государственный сектор, и государство
заинтересовано в поддержании высокого
экспортного потенциала отраслей этого
сектора. В этом случае по отношению
к государственным предприятиям
государство использует стратегию
активного вмешательства, а к
остальным стратегию децентрализованного
регулирования. Подобная практика получила
распространение в Швеции.
«В США, с помощью
крупномасштабных целевых проектов
государственное регулирование
инновационных процессов
* стимулирование
создания венчурных фирм и
исследовательских центров
* бесплатная выдача
лицензий на коммерческое
* льготное кредитование
и выдача грантов мелким
* формирование государственной
инновационной инфраструктуры
* мониторинг и
прогнозирование инновационных
процессов в стране и за
рубежом, государственная
* предоставление
субъектам инновационной
* осуществление морального
поощрения выдающихся ученых
и инноваторов (вручение государственных
наград, присвоение почетных званий, пропаганда
достижений и потребления инновационных
продуктов и услуг и проч.);
* льготное налогообложение
инновационной деятельности;
* антимонопольное
законодательство, обеспечивающее
развитие внутренней и
Япония и Южная
Корея начали реализацию политики превращения
стран из «имитаторов» и «рационализаторов»
в творцов технологий, прежде всего
в таких областях, как информационные
системы, механотроника, биотехнологии,
новые материалы, за счет государственной
политики, которая обеспечивает восприимчивость
к достижениям мирового научно-технического
прогресса через координацию
действий различных секторов в области
науки и технологий.
В Японии для развития
экспортного производства используются
не только прямое субсидирование и
другие традиционные экономические и
административные способы воздействия
на экспортеров, но и специфичные косвенные
методы, к числу которых относятся целевое
распределение финансовых средств, предоставляемых
частными банками и сосредоточение их
в приоритетных отраслях.
К основным направлениям
инновационной политики, осуществляемой
странами, входящими в Евросоюз,
относятся:
* единое антимонопольное
законодательство;
* система ускоренной
амортизации оборудования;
* льготное налогообложение
НИОКР;
* поощрение малого
наукоемкого бизнеса;
* прямое финансирование
предприятий, осуществляющих
* кооперация университетской
науки и предприятий,
Повышение роли государства
в области инновационной
Функция дополнительного
стимулирования осуществляется государством
посредством инструментов экономической
политики (кредит, налоги, антитрестовское
законодательство, регулирование международного
обмена технологиями и др.), что позволяет
существенно уменьшить
Другой причиной
повышения роли государства в
области инновационной
Для развития информационного
обеспечения НИОКР создан Европейский
информационный центр. В 90-е годы стали
приниматься целевые программы: по распространению
в Евросоюзе результатов НИОКР "ВЭЛЬЮ");
Европейская стратегическая программа
научных исследований в сфере технологии
информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа
по исследованию передовых способов связи
в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является
повышение конкурентоспособности европейских
компаний на рынках высоких технологий.
Активное участие
государства в инновационной
деятельности связано с необходимостью
долгосрочного прогнозирования
результатов научно-
3.
Особенности государственного
регулирования инновационной
Формирование рыночных
отношений в России коренным образом
меняет систему государственного управления
инновациями. Принципиально изменяются
функции органов
Правительство Российской
Федерации совместно с
Государственная инновационная
политика в России реализуется на
двух уровнях деятельности: общегосударственном
(федеральном) и региональном (местном).
Основной задачей
федеральной инновационной
Общие вопросы инновационной
политики отражены в указах Президента
РФ, в подготовке которых участвуют
отделы аппарата Президента, а также
Совет по научно-технической политике
при Президенте РФ. Являясь консультативным
органом, Совет информирует Президента
о процессах, происходящих в научно-технической
сфере в стране и за рубежом; разрабатывает
предложения о стратегии
Органы законодательной
власти РФ – Государственная Дума
и Совет Федерации – имеют
право на законодательные инициативы
в сфере инновационной
Для целей настоящей
Концепции используются следующие
термины:
- "инновация (нововведение)"
- конечный результат
- "инновационная
деятельность" - процесс, направленный
на реализацию результатов
- "государственная
инновационная политика" - определение
органами государственной
- "инновационный
потенциал (государства,
"инновационная
сфера" - область деятельности
производителей и потребителей
инновационной продукции (
- "инновационная
инфраструктура" - организации, способствующие
осуществлению инновационной
- "инновационная
программа (федеральная,
Правительственная
комиссия по научно-технической политике,
возглавляемая Председателем
Исключительной прерогативой
государства является правовое регулирование
инновационной деятельности. Однако
до сих пор отсутствует
Одна из функций
государства по поддержке инновационной
деятельности – руководство формированием
федеральных целевых программ. Разработка
ведется в рамках государственных
научно-технических программ. Координацию
усилий государства по поддержке
инновационной деятельности осуществляют
три ведомства – Министерство
экономики, Министерство промышленности,
науки и технологий и Государственный
комитет по промышленной политике.
Министерство экономики
РФ, непосредственно
Информация о работе Инновационная деятельность в России и зарубежом