Инновационная деятельность в нефтегазовом комплексе (на примере ОАО «АК «Транснефть»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и содержание инновационной деятельности;
- выявить источники инноваций в нефтегазовом комплексе;
- комплексной оценки экономической эффективности инноваций и инновационной деятельности нефтедобывающего предприятия.

Содержание

С.
Введение
1. Инновационная деятельность в нефтегазовом комплексе
3
5
1.1 Основные понятия и содержание инновационной деятельности
5
1.2 Источники инноваций в нефтегазовом комплексе
10
1.3 Оценка эффективности инновационной деятельности
13
1.3.1 Эффективность использования инноваций
13
3.2 Общая экономическая эффективность инноваций
14
2. Анализ деятельности ОАО «Уралсибнефтепровод» Туймазинское нефтепроводное управление ЛПДС «Субханкулово»
17
2.1 Краткая характеристика предприятия
17
2.2 Анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2009-2011 гг
3. Расчетное задание
20

23
Заключение
31
Список использованной литературы
33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Организация и планирование производства»

на тему:

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ (на примере ОАО «АК «Транснефть»)

 

Выполнил

ст.группы                     

 

Проверил:

доцент, к.э.н.                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

С.

Введение

1. Инновационная деятельность в нефтегазовом комплексе

3

5

1.1 Основные понятия и содержание инновационной деятельности

5

1.2 Источники инноваций в нефтегазовом комплексе

10

1.3 Оценка эффективности инновационной деятельности

13

1.3.1 Эффективность использования инноваций

13

3.2 Общая экономическая эффективность  инноваций

14

2. Анализ деятельности ОАО «Уралсибнефтепровод» Туймазинское нефтепроводное управление ЛПДС «Субханкулово»

17

2.1 Краткая характеристика предприятия

17

2.2 Анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2009-2011 гг

3. Расчетное задание

20

 

23

Заключение

31

Список использованной литературы

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы инновационной  деятельности  являются   ключевыми   для большинства  индустриально  развитых стран мира.  Научно-техническая продукция  как  результат  интеллектуальной   деятельности   требует создания   системы  охраны  промышленной  собственности  и  является обязательным атрибутом развитых стран.

Основу эффективности  национальной экономики современной  России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический  потенциал страны. Переход экономики  в новое качественное состояние  увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Актуальность темы выражается в том, что крупнейшие мировые нефтегазовые компании постоянно ищут пути повышения эффективности, в том числе за счет применения инноваций в поиске, разведке и добыче нефти. В таких условиях конкурентоспособность, а в долгосрочной перспективе и выживаемость российских нефтяных компаний определяется эффективностью их инновационной деятельности.

Инновационное развитие нефтегазового сектора  экономики РФ диктуется состоянием дел и на мировом рынке.

Поиск дополнительных источников непосредственно связан с основными проблемами научно-технического развития, которыми являются: повышение эффективности геологоразведочных работ; повышение эффективности разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами в целях повышения нефте-газоизвлечения; повышение эффективности доразведки месторождений с остаточными запасами нефти в обводненных зонах; повышение потенциальной продуктивности средне- и низкодебитных скважин, как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации; интенсификация и повышение качества строительства скважин глубиной более 4 км; повышение продуктивности скважин с низкопроницаемыми коллекторами.

Таким образом, разработка научных основ, закономерностей  функционирования и развития инновационных  процессов в нефтегазовом секторе  весьма актуальна и имеет важное теоретическое и практическое значение.

Объектом исследования является ОАО «АК «Транснефть». Предмет исследования – инновационная деятельность предприятий нефтегазовой промышленности.

 В зависимости от поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие и содержание инновационной деятельности;

- выявить  источники инноваций в нефтегазовом  комплексе;

- комплексной оценки экономической эффективности инноваций и инновационной деятельности нефтедобывающего предприятия.

Для выполнения работы были использованы следующие научно-педагогические методы исследования:

1) анализ научно-теоретической  литературы;

2) анализ учебно-методической  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ

1.1 Основные понятия и содержание инновационной деятельности

 

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин «инновация»  стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

Инновационная деятельность предприятия  есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

– проведение научно-исследовательских  и конструкторских работ по разработке идей новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

– подбор необходимых  видов сырья и материалов для  изготовления новых видов продукции;

– разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

– проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой  техники, необходимой для изготовления продукции;

– разработку и внедрение  новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

– исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

– подготовку, обучение, переквалификацию и специальные  методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

– проведение работ или  приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

– организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

Совокупность управленческих, технологических и экономических  методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Ее цель – предоставить предприятию существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличить рентабельность производства и сбыта.

Мотивами инновационной  деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто служат:

– необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования;

– изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;

– совершенствование  и динамика рынков сбыта и потребительских  предпочтений, то есть давление спроса;

– активизация конкурентов;

– конъюнктурные колебания;

– структурные отраслевые изменения;

– появление новых  дешевых ресурсов, расширение рынка  факторов производства, то есть давление предложения и т.д.

Внутренними мотивами инновационной  деятельности предприятия являются:

– стремление увеличить  объем продаж;

– расширение доли рынка, переход на новые рынки;

– улучшение конкурентоспособности  предприятия;

– экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;

– максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

Для развития инновационной  деятельности предприятия важное значение имеют количественные и качественные показатели:

– материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и пр.;

– кадровые, характеризующие  состав, количеству, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;

– научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и  фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;

– информационные, характеризующие  состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей  научной периодики, научно-технической  документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;

– организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управление НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;

– инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;

– рыночные, оценивающие  уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок;

– экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;

– финансовые, характеризующие  инвестиции в новшества и их эффективность.

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на: новые  для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать  предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе  в предприятие (изменения в  выборе и использовании сырья,  материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе  с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций  отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Информация о работе Инновационная деятельность в нефтегазовом комплексе (на примере ОАО «АК «Транснефть»)