Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:00, курсовая работа
Механизмы приспособления к изменившейся внешней среде, разнообразные преобразования и нововведения рассматриваются в специальной отрасли знания – инноватике. Инноватика – это наука о целенаправленных изменениях, нововведениях в организации. Предметом нашего рассмотрения в данной работе является нововведения в организациях, то есть целенаправленные изменения в функционировании предприятий как системы, которые вносят в них относительно стабильные элементы, существенно преобразующие функции и характер управления ими
Прямую конкуренцию гигантов выдерживают лишь очень немногие экплеренты. Истощение ресурсов еще долгое время сказывается на состоянии фирмы и делает его неустойчивым. Уступив же лидерство, эксплеренты превращаются во второстепенных производителей массовой продукции и занимают на рынке позицию вице-лидера, также опасную.
Фирма-эксплерент
не относится к потере самостоятельности
как к трагедии. Отцы-основатели
фирмы при «дружественном»
В настоящее
время в отличие от того, что
было сто лет назад, немногие компании-эксплеренты
проходят все испытания конкурентной
борьбы и становятся крупными специализированными
фирмами или новыми лидерами. При
все более узком круге
2.2.4 Стратегии
в сфере мелкого
Мелкий бизнес важен не только своей многочисленностью, но и способностью решать функциональные задачи, выдвигаемые экономикой:
· обслуживать локальные потребности;
· выполнять производственные функции на уровне деталей и повышать эффективность крупного производства;
· наполнять инфраструктуры производственных процессов;
· стимулировать предприимчивость граждан страны;
· повышать занятость населения, особенно в непромышленных населенных пунктах.
В современном развитии экономики платежеспособный спрос далеко не автоматически рождает предложение. Производство избирательно, поскольку экономически оправдано при достаточном уровне рентабельности и соблюдении определенных условий. Многие потенциальные потребители остаются неудовлетворенными. Мелкие фирмы, удовлетворяя локальный и узкогрупповой или даже индивидуальный спрос, тем самым связывают экономику на всем пространстве. Они берутся за все, что не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвали «коммутанты».
Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диффузии нововведения, с другой – их рунитизации. Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ускоряется.
Мелкие фирмы
активно содействуют
Коммутанты также активно участвуют в процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий.
Эволюционный путь развития
Становление.
Создание мелкой
фирмы не вызывает особых трудностей.
В соответствии с интересами и
возможностями основателей
Зрелость.
Коммутанты традиционного
типа, определившись в сфере
Снижение глубины переработки – производственная политика крупных фирм: они концентрируют свою деятельность только на важнейших технологических операциях. Все остальные операции перепоручаются субпоставщикам – мелким коммутантам.
Во всем мире
подражание является одной из самых
распространенных сфер деятельности мелкого
легального бизнеса. Отсюда появление
дженериков и клонов (копий программ).
Клон - мейкеры – производители
легальных копий продуктов
Мелкий коммутант-подражатель
получает значительные конкурентные преимущества
по сравнению с фирмой, выведшей
товар на рынок, поскольку имитировать
дешевле, чем создавать новое
самому. Издержки малы. Поэтому нет
нужды в выпуске громадного числа
стандартных товаров, чтобы распределить
между ними расходы на НИОКР и
т.п. (модернизация нашего вооружения,
проданного Франции, Чехии, Украине). Мелкое
подражательное производство оказывается
эффективней крупного, обеспечивая
качество, примерно совпадающее с
качеством соответствующих
Спад и ликвидация.
Падение спроса на услуги и товары коммутантов автоматически ведет к их ликвидации, но не банкротству. Они довольно легко переносят эти трудности и возрождаются вновь на новом сегменте рынка.
2.3 Специфика
российских инновационных
Силовая стратегия массового и стандартного производства
Отечественные виоленты – это конечные производители сложной системной, наукоемкой продукции, имеющие масштабные и стабильные рынки сбыта. Самые важные недостатки наших виолентов и соревновании с западными фирмами – узкий производственный фокус и чрезмерное количество однопрофильных предприятий.
Организациям
– виолентам присущи две зоны
конкуренции: производство традиционной
продукции и инновационная
Таблица 3. Типология
конкурентных стратегий оборонных
стратегий оборонных компаний-
Зона конкуренции | Конкурентные стратегии | Основной эффект в конкурентной борьбе | |
Способ конкуренции | Метод реализации способа конкуренции | ||
Производство традиционной продукции | Экономия на издержках | Горизонтальная интеграция | Реализация положительного эффекта масштаба |
Инновационный подход: разработка новой продукции | Дифференциация продукции и технологий | Вертикальная интеграция и диверсификация | Реализация
синергического эффекта в результате
объединения технологических |
Стратегия диверсификации продукции и рыночных сегментов (ниш)
Зона сосредоточения
компаний-патиентов в
Производственная
специфика данных отраслей предопределяет
широкие возможности нишевой
специализации производителей. Из трех
факторов дифференциации продукта (качество,
сервис, реклама) российские патиенты
преуспевают только в первом. Именно
обладание уникальными
Стратегия мелких фирм
Коммутантная
стратегия изначально неадекватна
научно-производственному и
Своеобразная
форма коммутантной рыночной стратегии
возникает тогда, когда оборонные
предприятия адаптируют импортные
технологии к конкретным местным
или отраслевым потребностям. Здесь
локальный рынок является региональным
или отраслевым сегментом глобального
рынка высокотехнологической
Комбинация стратегий
Российским инновационным организациям приходится проявлять большую активность на рынке, используя весь набор стратегий. По своей основной тематике они в основном патиенты, так как занимают узкоспециализированную нишу и не в состоянии массово тиражировать свои новые продукты в силу ограниченного спроса. По своим многочисленным уникальным разработкам они эксплеренты, так как в состоянии довести свои новинки лишь до стадии опытного и мелкосерийного изготовления. В силу того, что для выживания приходится заниматься удовлетворением локальных региональных или муниципальных потребностей, а также оказанием различного рода услуг, оборонные организации осуществляют стратегию коммутантов.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели следующие виды инновационных стратегий:
· Виолентная стратегия
Этот вид стратегии характерен для крупных компаний и предприятий, являющихся технологическими лидерами в сфере массового и крупносерийного производства. На их долю приходится до половины всего ВНД и объема выпускаемой продукции. Крупные фирмы и компании проводят НИОКР, осваивают наукоемкие технологии и выпускают продукцию высокого качества по доступным ценам. В то же время значительная часть крупных производителей продукции не всегда идет на риск и предпочитает оставаться на вторых ролях, уделяя основное внимание снижению издержек производства за счет применения ресурсосберегающих технологий и модернизации выпускаемой продукции.
· Патиентная стратегия
Многие промышленные
организации проводят специализацию
производства с целью дифференциации
продукции в интересах
· Эксплерентная стратегия
Рискованные прорывы
в ранее неизвестные или
· Коммутантная стратегия
Типична для мелких и малых организаций. Конкурентными преимуществами малых форм инновационной деятельности таких организаций являются:
1. высокая эффективность управления и прозрачность производственно-хозяйственной деятельности;
2. хорошая приспосабливаемость мелких фирм и организаций в силу уникальных и нетипичных мотивов предпринимательства;
3. низкие издержки производства и затраты на НИОКР, управление, складские и рекламные работы;
4. легкость ухода с рынка в связи с переходом к новому бизнесу;