Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 03:59, курсовая работа
Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию.
1 Инновационная деятельность на предприятии
1.1 Стратегия деятельности
Стратегия представляет собой
обобщенную модель действий, необходимых
для достижения поставленных
целей. Значение выработки
Единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие выделить некоторые обобщенные принципы выработки стратегии бизнеса. Выбор стратегии бизнеса осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и состояние портфеля продукции.
Из ключевых факторов прежде всего исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы, являющиеся зачастую решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать пути развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.
Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на неисследованные рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют значительных финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.
Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, играет значительную роль при выборе стратегии фирмы. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников — важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего.
Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, влиянием природной среды, политическими факторами и т.д.
Еще один ключевой фактор — интересы руководства фирмы. Например, руководство любит рисковать или, наоборот, оно стремится всеми способами избегать риска. Это может стать решающим фактором в выборе стратегии. В другом случае руководство может взять курс на поглощение другой фирмы исходя только из того, что оно решило свести личные счеты или доказать что-то определенным лицам.
Обязательно
должен приниматься во внимание временной
фактор. Дело в том, что и возможности,
и угрозы для фирмы, и планируемые изменения
всегда имеют определенные временные
границы. При этом важно учитывать и календарное
время, и продолжительность интервалов
осуществления конкретных действий по
реализации стратегии. Часто успеха добивается
та фирма, которая успешно управляет процессами
во времени. [1]
1.2 Роль инноваций в развитии предприятия
Инновационная
деятельность предприятия направлена
прежде всего на повышение
Конкурентоспособность — это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
И все же, как ни важны
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание. (1)
Управлять конкурентоспособностью — значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
Указанные составляющие конкурентоспособности являются много-факторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.
По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.
Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в современных условиях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.[3]
Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.
Каковы же основополагающие принципы новаторской деятельности? П.Друкер считает, что нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует.
Что нужно делать:
-целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей источников инноваций;
-инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться;
-инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: "Смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?"
-внедрять инновации
эффективнее, имея небольшие деньги и
небольшое количество людей, ограниченный
риск. В противном
случае почти всегда не хватает времени
и средств для многочисленных доработок,
в которых нуждается инновация;
-эффективная инновация
должна быть нацелена на лидерство
на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе
она создает ситуацию,
когда конкуренты вас опередят.
Чего не следует делать:
-инновациями будут пользоваться обычные люди, а при достижении крупных масштабов — и люди некомпетентные. Все чересчур сложное в конструкции или в эксплуатации почти наверняка обречено на неудачу;
не разбрасывайтесь,
не пытайтесь делать несколько вещей
сразу. Инновация требует концентрации
энергии. Необходимо, чтобы люди, над ней
работающие, хорошо понимали друг друга;
-осуществляйте
нововведения ради удовлетворения потребностей
текущего времени. Если нововведение не
найдет немедленного
приложения, оно останется лишь идеей.
Предприятием следует управлять таким
образом, чтобы в нем создавалась атмосфера
восприятия нового не как угрозы, а как
благоприятной возможности. Сопротивления
изменениям коренятся в страхе перед неизвестным.
Каждый работник должен осознать, что
нововведения — это лучшее средство сохранить
и укрепить свое предприятие. Организация
инновационной деятельности на основе
указанных принципов позволит предприятию
продвинуться вперед и добиться успеха.
Более того, необходимо понять, что нововведения
— это гарантия занятости и благополучия
каждого работника.
2 Показатели эффективного использования инноваций
Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Однако не менее важной она является и для переходной экономики.
Основные факторы и показатели эффективности использования инноваций представлены в таблице 1.
Таблица
1-Виды факторы и показатели эффективности
использования инноваций
Вид эффекта | Факторы, показатели |
Экономический | Показатели
учитывают в стоимостном |
Научно-технический | Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность |
Финансовый | Расчет показателей базируется на финансовых показателях |
Ресурсный | Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса |
Социальный | Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций |
Экологический | Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду |
В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период, показатели годового эффекта. Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов, а именно:
- продолжительности инновационного периода;
- срока службы объекта инноваций;
- степени достоверности исходной информации;
- требований инвесторов.
Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат.
В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.
Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.
Метод
исчисления эффекта (дохода) инноваций,
основанный на сопоставлении результатов
их освоения с затратами, позволяет
принимать решение о
Для
оценки общей экономической
- интегральный эффект;
-индекс рентабельности;
-норма рентабельности;
- период окупаемости.
Интегральный эффект( Эинт) представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат
,
(2)
где
Тр – расчетный год;
Рt – результат в t-й год;
Зt – инновационные затраты в t-й год;
Интегральный эффект имеет также другие названия, а именно: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект.
Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии