Инновационная деятельность как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 05:44, реферат

Описание работы

В основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства. Инновационная активность экономики приобрела характер центрального социально-экономического процесса в индустриально развитых странах. Изменения факторов производства выражаются в возрастании их информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих. Эти тенденции тесно связаны с трансформацией форм и методов организации субъектов хозяйственной деятельности и управления ими.

Работа содержит 1 файл

uid.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Московский  технический университет связи  и информатики 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

По дисциплине: Управление инновационной деятельностью

По теме: «Инновационная деятельность как объект управления» 
 
 
 
 

                Выполнил: Саськов М.В.

                Группа: ЭУ0602 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва 2010. 

 

      Введение 

     В основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит  инновационная направленность стратегии  и тактики развития производства. Инновационная активность экономики  приобрела характер центрального социально-экономического процесса в индустриально развитых странах. Изменения факторов производства выражаются в возрастании их информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих. Эти тенденции тесно связаны с трансформацией форм и методов организации субъектов хозяйственной деятельности и управления ими.

     Тема  данного реферата: «Инновационная деятельность как объект управления». Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

     В данной курсовой работе рассматриваются следующие основные вопросы: теоретические основы управления инновациями; инновационная деятельность как объект управления; планирование инновационной деятельности. Раскрытие этих вопросов, по моему мнению, позволит сделать выводы о значимости инноваций для экономики страны и выявить наиболее эффективные формы организационной деятельности.

 

      1. Инновационная  деятельность как  объект управления

     1.1 Особенности управления  инновационной деятельностью

 

     В последние годы произошли значительные изменения в деятельности, поведении  и философии корпорации. Ее задачей теперь становится Координация разнородных видов деятельности, имеющих выходы на различные товарные рынки. Сама корпорация становится средоточием связи многих рынков и заинтересованности влиятельных групп.

     Это потребовало пересмотра подходов к принципам и функциям менеджмента. Например, в центре внимания менеджера находятся ключевые факторы успеха компании, формирование преимуществ в конкурентной борьбе, характеристика влияния внешних и внутренних факторов среды на стратегическое положение компании.[3, с. 127]

     Стратегическое  планирование и управление деятельностью  компании становятся центральным направлением современного менеджмента. Деловые  стратегии крупной корпорации, основанные на функциональных и операционных составляющих, оказываются недостаточными. Для многопрофильной диверсифицированной компании важной функцией менеджмента представляется теперь выстраивание стратегической пирамиды и разработка стратегий на четырех различных организационных уровнях:

  1. Корпоративная стратегия (для компаний и всех сфер ее деятельности в целом).
  2. Деловая стратегия (для каждого вида деятельности компании).
  3. Функциональная стратегия (для каждого функционального 
    направления, определенной сферы деятельности).
  4. Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных 
    структурных единиц). Она разрабатывается внутри функциональных направлений.

     Для моноотраслевых компаний существуют только нижние уровни стратегии и стратегических действий.[4, с. 87] функциональная стратегия (НИОКР, производство, маркетинг, персонал и т.д.

     Изменение характера экономического развития потребовало создания новой парадигмы  управления, все большее значение получают типы поведения предприятия, направленные на достижения. Организация  рассматривается как открытая система, ориентированная на внезапные и резкие изменения во внешней и внутренней среде (в технологиях, рынках, поведении конкурентов, социально-политическом и экономическом окружении). Меняются механизмы, структуры, методы и подходы менеджмента. Значительные изменения происходят в понимании процесса управления. Процессуальный подход, логика организации и координации в менеджменте также видоизменяются. В процессе управления обязательны своевременная реакция на изменения в окружающей среде, четкая корреляция усилий и вознаграждения, установление долевого участия работников в прибыли, непосредственное участие менеджера в работе групп на всех этапах, а также четкое видение организации и ее будущего.

     В таком подходе "процесс управления представляется как совокупность циклических действий", он жестко привязан к процессу производства и образует "непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций".[11, с. 98]

     Ускорение темпов научно-технического прогресса  в последнее десятилетие, интернационализация и глобализация процессов в мировой экономике обусловили значительное повышение динамичности и изменчивости условий хозяйственной деятельности. Решающим фактором выживания и эффективного функционирования компаний стала способность работать в следующих условиях:

  • быстрое и резкое изменение социально-экономической, политической, правовой среды;
  • множественные изменения рыночной конъюнктуры и рыночной ситуации; высокая неопределенность внешних и внутренних процессов;
  • повышенный коммерческий, финансовый, кредитный, предпринимательский риск;
  • потребность в значительных объемах внешней информации;
  • высокая изменчивость технологий производства;
  • резкое снижение детерминированности процессов производства и управления;
  • множественность источников информации, альтернативность решений и вариантов технологического обновления;
  • расширяющееся разнообразие новых товаров и услуг в сочетании с уникальностью и малосерийностью;
  • изменение требований к квалификации и качеству труда работников;
  • усиление индивидуализма, повышение уровня притязаний и нонконформизма персонала.[5, с. 227]

     Изменение моделей экономического роста, вовлечение все большего числа стран, компаний и производств в инновационное  развитие значительно видоизменяют функции и методы менеджмента, соотношение между его составляющими. Так, общий инновационный менеджмент включает:

  • нормативный менеджмент, нацеленный на разработку философии, инновационной политики и общих стратегических намерений;
  • стратегический менеджмент, занятый выработкой стратегий и их реализацией;
  • оперативный менеджмент, связанный с практическим осуществлением мероприятий по управлению инновационной деятельностью.

     Соотношение между этими видами менеджмента  непостоянно и носит ситуационный характер.

     Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Например, функции менеджера направлены на поддержание достигнутого состояния системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры. Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния. Даже эти сравнительно простые параметры имеют свою специфику в отношении инновационной деятельности. Они характеризуют неравновесность процессов, различную скорость процессов на разных стадиях, неравномерность течения процессов, изменчивость показателей структуры процесса, сложные переплетения пространственно-временных и причинно-следственных связей.

     Задачи  менеджера при выработке параметров управления еще сложнее. Параметры  управления должны быть рассчитаны на управление неравновесными системами  с асинхронным уровнем распространения  информации, инвестиционных ресурсов, накопленного технологического опыта и пр. Рыночный спрос на инновации также имеет асинхронный характер.[4, с. 91]

     1.2 Функциональное управление  инновационной деятельностью

 

     Качественные  сдвиги в современной экономике  демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

     Главными  компонентами инновационных систем выступают технологические, научные и научно-технические, социально-организационные, управленческие, а также когнитивные новшества, воплощенные в научных знаниях, изобретениях, ноу-хау и различных материальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения (инновации) различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, по уровню распространения и воздействию на экономические процессы.

     Это означает, что инновационная деятельность является не единичным актом внедрения какого-либо новшества, я целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.[8, с. 96]

     Будучи  многовариантным, альтернативным типом  деятельности, инновационный процесс  представляет собой комплекс связанных  между собой явлений – от рождения научной идеи до ее коммерциализации. Комплексность процесса придает особую сложность методам и приемам управления инновационной деятельностью; инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, многовариантностью и по своей сути являются вероятностными (стохастическими). В свою очередь это определяет особенности методологии и организации инновационного менеджмента.

     В процессе управления инновационной  деятельностью следует не только выявлять взаимосвязи различных  новшеств, но и поддерживать непрерывную  эволюцию инновационных систем. Это связано с расширением границ саморазвития и самоорганизации экономических систем и демонстрирует возросшие возможности совершенствования экономики и ее структурных преобразований. Поэтому под влиянием инновационной деятельности структурные преобразования экономики также вовлекаются в систему объектов инновационного менеджмента.[9, с. 171]

     Возрастание роли инновационных процессов в  экономике приводит к повышению  динамизма хозяйственных систем и всего воспроизводственного цикла. Это влечет за собой размывание межотраслевых границ, диверсификацию спроса и предложения и ориентирует инновационные фирмы на проникновение в новые отрасли и на новые рынки. Являясь объектом инновационного менеджмента, новшества не только заставляют менеджера искать новые формы рыночного поведения предприятия. Все эти факторы становятся объектами функционального инновационного менеджмента.

     Принципиальные  научные и технологические новшества, формирующие становление новой  модели экономического роста, являются объектом стратегического менеджмента, тогда как социально-организационные новшества и производственная среда, определяя пути альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико-экономической парадигмы, составляют объект функционального менеджмента. Тактику поведения хозяйствующего субъекта в условиях рынка диктуют такие краткосрочные стимулы, как цена и прибыль, но стратегия инновационного менеджмента связана с долгосрочными стимулами экономической развития и созданием новой модели экономического роста.

     Центральное место в системе инновационных преобразований по праву занимают новые технологии. Технологические инновации определяются большинством авторов как сложная система, с помощью которой идея или изобретение превращаются в объект коммерческой деятельности.

     Дисциплины, занимающиеся инновационными проблемами вкладывают в понятие "инновация" различное содержание. Так социология подчеркивает аспект духовного творчества и рассматривает инновацию в  контексте научной и умственной деятельности. Инновация – это и мотивация трудовой деятельности, и способы поведения, которые качественно отличаются от имевших место ранее. Теоретическое системное определение представляет инновацию как активное или пассивное изменение данной системы в отношении к внешней среде.

Информация о работе Инновационная деятельность как объект управления