Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:32, дипломная работа
Вопросы исследования финансовых и организационно-экономических инноваций приобретают особую актуальность на современном этапе экономического развития. Создание системы эффективного управления инновационной деятельностью в области организационно-экономического развития с целью повышения потенциала отечественных банков является новым научным направлением, особенно в аспекте финансовой глобализации и усиления конкуренции.
Актуальность повышения эффективности инновационной деятельности на основе использования потенциала научно-технического прогресса раскрыта во многих трудах зарубежных и отечественных ученых и практиков.
Введение
Глава 1. Теоретические основы банковских инноваций
1.1 Сущность банковской инновации
1.2 Классификация банковских инноваций
Заключение
Список литературы
Приложения
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
"Инновации в банковской сфере
Выполнил: Студентка гр. ФН-61
Специальность "Финансы и кредит"
Сухарева А.
Научный руководитель:
к. э. н., Шабурова О.А.
Астрахань – 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы банковских инноваций
1.1 Сущность банковской инновации
1.2 Классификация банковских инноваций
Заключение
Список литературы
Приложения
В соответствии с динамично меняющимися условиями деятельности любой банк как полноценный участник рынка вынужден меняться сам, становясь инициатором внутриорганизационных инновационных процессов. Естественно, что данные процессы не должны протекать стихийно, их необходимо осуществлять планомерно в рамках разработанной инновационной стратегии, являющейся частью общей стратегии развития банковской системы. Одно из главных препятствий к формированию эффективной политики в области инноваций заключается в том, что сегодня трудно оценить инновационный потенциал различных вариантов организационно-экономического развития банков. Необходимо провести структуризацию нововведений, что даст возможность определить не только выбор конкретной стратегии или способ построения экономического и организационного механизма управления банком, но также характер будущей деятельности, состав банковских операций, формы обслуживания клиентов.
Вопросы исследования финансовых и организационно-экономических инноваций приобретают особую актуальность на современном этапе экономического развития. Создание системы эффективного управления инновационной деятельностью в области организационно-экономического развития с целью повышения потенциала отечественных банков является новым научным направлением, особенно в аспекте финансовой глобализации и усиления конкуренции.
Актуальность повышения эффективности инновационной деятельности на основе использования потенциала научно-технического прогресса раскрыта во многих трудах зарубежных и отечественных ученых и практиков.
Австрийский экономист Й. Шумпетер является основоположником теории инноваций. Он рассматривал инновацию (техническую) как средство предпринимателя для получения прибыли и обосновал, что "динамичный предприниматель" является источником конъюнктурных колебаний. Анализируя причины этих колебаний, Й. Шумпетер, впервые в экономической науке, выделил и дал характеристику "новых комбинаций изменений в развитии". [1]
П.Ф. Дракер инновацию определяет как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.
Определение П.Ф. Дракера, на наш взгляд, более полно отражает суть классического определения Й. Шумпетера, одновременно подчеркивая необходимость практической реализации нового товара и значение предпринимательского фактора в качестве условия эффективности развития производства.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Традиционно все инновации делятся на две основные категории: технологические и нетехнологические.
Большинство исследователей уделяют наибольшее внимание технологическим инновациям, являющимся прямой характеристикой интенсивности развития производства. К ним относят все изменения, затрагивающие средства, методы, технологии производства, определяющие научно-технический прогресс.
Соответственно, инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера относят к нетехнологическим инновациям.
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков (табл.1)
Таблица 1[2]
Классификация инноваций
Вид инновации | Особенности |
По степени новизны | |
радикальные (базисные) инновации | реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии |
улучшающие инновации | реализующие средние изобретения |
модификационные инновации | направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства |
По объекту применения | |
продуктовые инновации | ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих |
технологические инновации | нацеленные на создание и применение новой технологии |
процессные инновации | ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне |
комплексные инновации | представляющие собой сочетание различных инноваций |
По масштабам применения | |
отраслевые |
|
межотраслевые |
|
региональные |
|
в рамках предприятия |
|
По причинам возникновения | |
реактивные (адаптивные) инновации | обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами |
стратегические инновации | инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе |
По эффективности | |
экономическая |
|
социальная |
|
экологическая |
|
интегральная |
|
Классификация нововведений по критерию значимости в развитии производительных сил общества предполагает их деление на следующие группы:
Во-первых, базовые нововведения - это такие нововведения, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, качественных изменений технологической системы, создания новых отраслей.
Во-вторых, крупные и принципиальные нововведения - инновации, возникшие на базе аналогичного ранга изобретений, научных и технических рекомендаций, в результате которых происходит смена поколений техники в рамках данного направления или появление новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа.
В-третьих, средние и комбинаторные нововведения представляют собой использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов.
В-четвертых, мелкие и комбинаторные нововведения - нововведения, возникающие на основе мелких изобретений, рационализаторских предложений, производственного опыта.
Эффективность работы банка и его конкурентоспособность на рынке во многом зависят от внедрения новых банковских продуктов и услуг. К новым банковским услугам относят деятельность по оказанию помощи или содействия клиенту в получении прибыли, способная приносить дополнительный комиссионный доход. [3] В отличие от банковского продукта услуга может носить незавершенный характер.
Новый банковский продукт - комбинированная, либо нетрадиционная форма банковского обслуживания, создаваемая на основе маркетинговых исследований потребностей рынка. Новым банковским продуктом может быть и кредитно-финансовый инструмент. Так, в 1752 году возникли чеки, как реакция банков на запрет британского правительства выдавать кредитными организациями банкноты, оплачиваемые по предъявлении в кассе. В 1958 году была выпущена первая массовая банковская карточка Bank Americard (ныне Visa), предоставлявшая возможность продленного кредита (кредитная карта). До этого карточные схемы носили локальный характер[4].
Понятие банковская операция означает процедуру действий, направленную на решение определенной задачи по управлению банковским капиталом. К банковским операциям относятся формы контроля и учета движения денежных средств и ценных бумаг, методы планирования финансовых показателей, методология составления финансовых планов разных видов, приемы финансового анализа, формы организации финансовой работы в банке и различные другие действия.
Банковские операции как действия имеют неосязаемую форму, и чтобы быть проданной, банковская операция должна быть материализована. Формой материализации банковской операции является какой-то определенный документ (методические указания, инструкция). Этот документ представляет собой уже банковский продукт, то есть он является объектом купли-продажи на финансовом рынке.
Реализуемые на рынке новые банковские продукты и услуги в их совокупности представляют собой банковские инновации.
Итак, как синтетическое понятие банковская инновация, или совокупность новых банковских продуктов и услуг - это результат деятельности банка, направленной на получение дополнительных доходов в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи нововведений, содействующих клиентам в получении прибыли[5].
Среди непременных свойств, присущих инновации, можно выделить следующие характеристики:
* новизна;
* удовлетворение рыночного спроса;
* коммерческая реализуемость.
Все вышеперечисленные признаки в полной мере отвечают и понятию банковского продукта, однако в данном случае необходимо обосновать понятие "новизны" применительно к внедрению именно новых банковских продуктов:
* любой продукт, самостоятельно разработанный банком для удовлетворения потребностей клиентов и не имевший ранее аналогов на рынке, является новым;
* любой продукт, уже имеющийся в спектре услуг банка и используемый на одном из рынков, но выведенный на другой - также является новым;
* любой продукт, внедряемый банком на основе анализа рынка и оценки коммерческой реализуемости создания копии уже имеющегося на рынке продукта, является новым[6].
Вышеизложенное позволяет однозначно сделать вывод, что понятие "инновации" применимо ко всем нововведениям во всех сферах функционирования банка, обладающим определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом, примером которого можно считать прирост клиентской базы банка, увеличение доли рынка, сокращение издержек на проведение какого-либо вида операций и так далее, или создают условия для всего вышеперечисленного. Инновационный процесс, то есть процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка: от разработки концепции или идеи до ее практической реализации.
Наиболее полную классификацию нововведений в общенаучном аспекте дает А.И. Пригожин. Опираясь на нее, а также обобщая теоретико-методологические исследования других авторов в этой области, постараемся привести к определенной структуре весть спектр банковских инноваций и выявить основные закономерности, влияющие на их появление. [7] Представленные далее классификации охватывают все множество банковских инноваций в различных разрезах, определяя всестороннее понимание предмета классификации. Этим объясняется некоторое пересечение классификационных подмножеств между собой.
Прежде всего, классифицировать банковские инновации можно по причинам зарождения. Для этого выделяются реактивные и стратегические инновации.
Реактивные инновации относятся к проведению банком так называемой оборонительной стратегии, они направлены на выживание кредитной организации на рынке и являются в основном реакцией на нововведения банка-конкурента. В этом случае банк вынужден осуществлять инновационную деятельность для обеспечения своего выживания в конкурентной борьбе на рынке [8].
Стратегические нововведения в основном направлены на упреждение необходимости инновационных преобразований, их основная цель - получение определенных конкурентных преимуществ в перспективе.
Таким образом, складывается понимание, что при разработке финансовых инноваций банкиры должны оценивать не только краткосрочный результат, но и перспективное развитие предлагаемых услуг, тщательно прорабатывать риски внедряемых предложений, причем не только для банка, но и для всей системы в целом. В результате вырисовывается глобальная задача, которая может быть осуществлена только в тесном взаимодействии бизнеса и государства.
При осуществлении реактивных инноваций (см. рис.1) наблюдается ситуация, когда вводимые кредитной организацией-конкурентом инновации перемещают стандарт эффективности на другой уровень, выше признаваемого ранее. Для компенсации появившегося "отставания" банк, понеся определенные затраты, обязан произвести необходимые обновления технологических процессов или спектра предлагаемых продуктов для достижения нового соотношения затрат и эффективности.
Рис.1. Процесс осуществления реактивных инноваций[9]
В результате проведения стратегических инноваций (см. рис.2) новый благоприятный стандарт эффективности (в этом случае еще перспективный) достигается банком раньше его конкурентов с ощутимо сократившимися затратами. Причем в случае осуществления стратегических нововведений кредитная организация выдвигается на новые конкурентные позиции, благодаря чему в благоприятную для нее сторону меняется и ее положение на рынке.
Рис.2. Процесс осуществления стратегических инноваций[10]
Такого рода инновацией в свое время послужило вступление банков в международные платежные системы Visa International, MasterCard International и т.д. для эмитирования собственных пластиковых карт, которые на данный момент времени являются достаточно широко распространенным средством платежа, но в перспективе еще найдут свое дальнейшее развитие и распространение.