Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:54, реферат
В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика категории «инновация»………………... 4
2. Классификация инноваций………………………………………… 9
3. Социально-экономическое содержание инновации на предприятии 13
Заключение………………………………………………………………… 24
Библиографический список
2) изменение количества;
3)
перегруппировка или
4) адаптационное изменение;
5) новый вариант (начало качественных изменений);
6)
новое поколение (меняется
7)
новый вид (качественное
8)
новый род (коренное изменение
функциональных свойств
А.И.Пригожин предложил достаточно полную классификацию инноваций: 1. По месту в производственном цикле:
2. По преемственности:
3 По охвату:
4 По инновационному потенциалу и степени новизны:
Факторы
производства и инновации, то, на что
в большей степени
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые техники совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.
В соответствии с международными стандартами инновация – это конечный результат новшества то есть, прежде всего, изменения, связанные с введением новых элементов, отсюда выделим критерии инновации:
1 Новизна.
2 Товарность.
3 Рыночная востребованность.
4 Эффективность.
5 Наукоемкость.
С
помощью критериев можно
Современное
предприятие, функционируя в сложной
общественно-экономической
Анализируя
инновационные намерения
В
то же время в современной науке
есть течение, которое прямо обращено
к оптимистическим идеям
Развитие,
как философская категория
В литературе и обыденной жизни развитие часто отождествляется с прогрессом (т. е. с типом прогрессивного развития). В связи с этим следует подчеркнуть разбитие этих прнятий. Развитие является философской категорией, а прогресс — категорией из области этики. Поскольку этическое сознание является продуктом истории, оно, само подвергается изменениям, одни его ценности исчезают, другие же остаются. Это явление характерно и для прогресса. Общество, имея в своем распоряжении материальный потенциал, действуя под влиянием различных условий, создавая и используя инновации, вызывает прогресс (технический, общественный, организационный и т. д,.), оказывающий решающее влияние на темп общественно-экономического развития, уровень жизни и условий труда общества.
Общественное развитие вынуждает предприятия к проведению постоянных перемен во всех сферах их деятельности. Эти изменения органически включают инновационный процесс. В научной литературе существует большое количество дефиниций инновации, часто заметно отличающихся друг от друга. В целом все согласны в том, что инновация всегда связана с прогрессом. В западной литературе существует два подхода к инновации: широкий и узкий. При широком подходе инновации — это всевозможные изменения внедрения новых или усовершенствованных решений в технику, организацию, процесс снабжения и сбыта, общественную жизнь и т. д.
Из этой дефиниции следует технический, экономический и организационный характер инновации. По мнению Шумпетера, предметом инновации могут быть: продукт, производственный процесс, а также организация, при условии, что они являются новыми и внедрены. На базе дефиниции Шумпетера возник ряд вариантов этого определения, причем они обычно представлены в трех значениях: функциональном, атрибутивном и предметном. При функциональном подходе акцент делается на показе инновации как процесса сознательного осуществления изменений в технике, технологии и организации труда. Такое видение заметно в приведенном определении Шумпетера. Атрибутивный подход, как отмечает Й. Валковский, сводится к менеджерскому подходу, когда инновация рассматривается как одна из возможных реакций предприятия на общественные потребности, или же социальному подходу, когда она становится элементом процесса социально-экономического прогресса.
Предметный подход касается целой совокупности изделий, процедур и методов, характеризующихся определенными чертами. Такой подход к инновации характерен для П.Р. Уайтрафельда и Р.Т. Лапье. По мнению последнего, инновация «выражается в: применении новых видов инструментов или же новых принципов пользования инструментом; внедрении нового технологического процесса или новой процедуры; применении нового вида сырья или же материала; использовании нового места или территории, прежде не известных, в осуществлении нового действия.
Определение «использование нового места в осуществлении нового действия» Р.Т. Лапье понимает широко, т. е. от отдельного рабочего места на предприятии до социальных явлений. Ф. Котлер считает, что понятие инновации относится к любой ценности, воспринимаемой как новое. А. Харман также понимает инновацию широко, отождествляя ее с внедрением новых или существенно улучшенных продуктов в экономику, а также с внедрением новых или существенно улучшенных производственных процессов. Следует особо отметить подход к понятию инновации П.Ф. Дрюкера: «Инновация является специфическим инструментом предприимчивости — действием, предающим ресурсам новые возможности создания богатства». Далее Дрюкер утверждает, что предприниматели с помощью инновации превращают изменение в оказию для начала новой хозяйственной деятельности или же для предложения новых услуг.
Предприниматели должны целенаправленно искать источники инновации, искать изменения и их проявления, указывающие на возможность успешной инновации. Они также должны знать и применять принципы эффективной инновации. П. Ф. Дрюкер недвусмысленно подчеркивает, что «инновация не должна быть технической, она даже не должна быть чем-то материальным». Он является сторонником повсеместного применения социальных инноваций, утверждает, что такого рода инновации значительно более трудны в применении, чем технические. Дрюкер пишет: «Технологии можно импортировать "по 'низким ценам и при минимально культурном риске. Но для того чтобы успешно росли и развивались институты, они должны быть прочно укоренены в культуре». Он утверждает, что инновации — это скорее экономическое или социальное, чём техническое понятие. В польской литературе широкий подход к понятию инновации характерен для Л. Пасечного и Я. Венковского. Они считают инновации открытиями, являющимися следствием находчивости людей, которые приводят к прогрессивным изменениям в определенных положениях вещей. Широкой дефиниции инновации придерживается и М. Хольштейн-Бек. По ее мнению, инновацией является каждая культурная ценность, которая в данных пространственно-временных пределах рассматривается как новация. Ею может быть, например, идея, техническое или технологическое решение, организационная структура при условии, ее применения.
В научной литературе можно встретить и более узкое понимание значения инновации. Характерной чертой такого подхода является сведение инновации к техническим проблемам, чаще всего к внедрению новых изделий и новых технологий. К авторам, таким образом трактующим проблему инновации, на Западе относятся Р.Э. Джонстон, Д. Дессен, Д.А. Алле [8]. Из дефиниции, предложенной X. Сформулированная таким образом дефиниция не уточняет, где должно произойти это первое применение, то ли в мировом масштабе, то ли в масштабе данной страны, то ли в масштабах отдельных хозяйственных субъектов.
Частичный
ответ можно найти в
К польским авторам, разделяющим узкий подход к понятию инновации, относится Е. Бырский, который идентифицирует инновацию с промышленным производством, особенно с его техникой, технологией и изделиями. Ян Муйжель называет инновациями промышленное применение новых технологий. И хотя дефиниция охватывает только изменения в процессе производства, из последующих выводов автора следует, что под инновацией он понимает также изменения в продукте. К. Познаньский под инновацией понимает «изменения в методах производства и продуктах (эвентуально в организации непосредственного производственного процесса), базирующиеся на новых или до этого момента не использовавшихся знаниях». В отличие от предыдущих дефиниций инновации К. Познаньский в своей интерпретации делает упор на сферу создания инновации. Он также считает, что в сфере теории процесс создания изобретения и производственное применение полученных знаний следует трактовать раздельно. Это объясняется прежде всего тем, что часть изобретений никогда не доходит до стадии использования, а также убеждением, что одним из элементарных составных частей технического прогресса являются инновации. Явления инновации имеют место как в том случае, когда они запланированы (заранее продуманы), целенаправленно и сознательно осуществлены для достижения определенных целей и задач, так и тогда, когда, изменения заранее не продуманы, но в конечном счете дают результаты и решения, благоприятные для предприятия. Учет в определении инновации незапланированных изменений необходим из-за возможности осуществления изменения рядовыми работниками спонтанным образом. В противном случае они бы сводились к роли пассивного инструмента в процессе производства.
Информация о работе Инновации как социально-экономическая категория