Инновации как социально-экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:54, реферат

Описание работы

В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика категории «инновация»………………... 4
2. Классификация инноваций………………………………………… 9
3. Социально-экономическое содержание инновации на предприятии 13
Заключение………………………………………………………………… 24
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Инновации как социально-экономическая категория.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     2) изменение количества;

     3) перегруппировка или организационное  изменение;

     4) адаптационное изменение; 

     5) новый вариант (начало качественных изменений);

     6) новое поколение (меняется большинство  первоначальных свойств системы,  но базовая структура сохраняется);

     7) новый вид (качественное изменение  функциональных свойств производственной  системы, меняется первоначальная концепция, но функциональный принцип сохраняется);

     8) новый род (коренное изменение  функциональных свойств производственной  системы, которая меняет основной  функциональный принцип).

     А.И.Пригожин предложил достаточно полную классификацию  инноваций: 1. По месту в производственном цикле:

  • сырьевые;
  • обеспечивающие (связывающие);
  • продуктовые.

     2. По преемственности:

  • замещающие;
  • отменяющие;
  • возвратные;
  • открывающие;
  • ретровведения.

     3 По охвату:

  • локальные;
  • системные;
  • стратегические;

     4 По инновационному потенциалу  и степени новизны:

  • радикальные
  • комбинаторные
  • совершенствующие

     3 Инновация как  экономическая категория,  критерии инновации

     Факторы производства и инновации, то, на что  в большей степени ориентирована  наша экономика, должно быть не целью  функции большинства российских социально-экономических систем разных уровней, а средством их роста количества и эффективности.

     Коммерческий  аспект определяет инновацию как  экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует  обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые техники совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

     В соответствии с международными стандартами инновация – это конечный результат новшества то есть, прежде всего, изменения, связанные с введением новых элементов, отсюда выделим критерии инновации:

     1 Новизна.

     2 Товарность.

     3 Рыночная востребованность.

     4 Эффективность.

     5 Наукоемкость.

     С помощью критериев можно объяснить  феномен инновации, обеспечивающий экономический рост, как конечный результат осуществления инновационного процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориентированная на положительный эффект

 

  1. Социально-экономическое содержание инновации на предприятии
 

     Современное предприятие, функционируя в сложной  общественно-экономической среде, должно постоянно создавать и внедрять различного рода инновации, обеспечивающие его эффективность в рыночной экономике.

     Анализируя  инновационные намерения предприятий, возникает вопрос о предпосылках их необходимости. Следует напомнить, что понятие прогресса и развития имеет чрезвычайно короткую, всего  лишь от XVIII века, родословную. Перелом в понимании развития вносят, однако, только работы Дарвина, но на основе гегелевской философии. В наше время произошло столкновение между различными теориями развития. В связи с развитием квантовой физики, открытием необратимых процессов в области физики, с одной стороны, и возникновением в современном мире экологических угроз — с другой, стали возникать и развиваться, философские концепции, ставящие под сомнение прогресс вообше. Достижения науки и как результат экономический и технический прогресс не прибавили людям счастья. Одним изведущих теоретиков концепции сомнения относительно прогресса и развития является И. Хаберманс.

     В то же время в современной науке  есть течение, которое прямо обращено к оптимистическим идеям просвещения. Исходя, из тех же самых предпосылок развития современной науки, особенно квантовой физики, отмечая угрозу со стороны современного мира, в этих идеях прежде всего заложены огромные творческие возможности человека в его борьбе с двойственностью и творческое соучастие каждой человеческой личности в создании современного мира.

     Развитие, как философская категория предполагает процесс любого рода изменений разнообразных  форм материи. Хотя эти изменения  всегда каким-то образом направлены, в мире природы они не поддаются оценке — существуют объективно. В общественно-экономической жизни мы оперируем определенной системой ценностей, поэтому выше приведенное понимание развития является недостаточным длятого чтобы определить направление данного процесса развития. Каждый из трех типов процессов развития — прогрессивный, регрессивный и стагнационный — проявляется как своеобразная тенденция, поэтому исследование конкретных процессов развития требует определения доминирующей тенденции в конкретном периоде времени и пространстве. С помощью критерия ценности можно определить направление и характер процесса развития, являющегося объектом исследования.

     В литературе и обыденной жизни  развитие часто отождествляется  с прогрессом (т. е. с типом прогрессивного развития). В связи с этим следует подчеркнуть разбитие этих прнятий. Развитие является философской категорией, а прогресс — категорией из области этики. Поскольку этическое сознание является продуктом истории, оно, само подвергается изменениям, одни его ценности исчезают, другие же остаются. Это явление характерно и для прогресса. Общество, имея в своем распоряжении материальный потенциал, действуя под влиянием различных условий, создавая и используя инновации, вызывает прогресс (технический, общественный, организационный и т. д,.), оказывающий решающее влияние на темп общественно-экономического развития, уровень жизни и условий труда общества.

     Общественное  развитие вынуждает предприятия  к проведению постоянных перемен  во всех сферах их деятельности. Эти  изменения органически включают инновационный процесс. В научной литературе существует большое количество дефиниций инновации, часто заметно отличающихся друг от друга. В целом все согласны в том, что инновация всегда связана с прогрессом. В западной литературе существует два подхода к инновации: широкий и узкий. При широком подходе инновации — это всевозможные изменения внедрения новых или усовершенствованных решений в технику, организацию, процесс снабжения и сбыта, общественную жизнь и т. д.

     Из  этой дефиниции следует технический, экономический и организационный характер инновации. По мнению Шумпетера, предметом инновации могут быть: продукт, производственный процесс, а также организация, при условии, что они являются новыми и внедрены. На базе дефиниции Шумпетера возник ряд вариантов этого определения, причем они обычно представлены в трех значениях: функциональном, атрибутивном и предметном. При функциональном подходе акцент делается на показе инновации как процесса сознательного осуществления изменений в технике, технологии и организации труда. Такое видение заметно в приведенном определении Шумпетера. Атрибутивный подход, как отмечает Й. Валковский, сводится к менеджерскому подходу, когда инновация рассматривается как одна из возможных реакций предприятия на общественные потребности, или же социальному подходу, когда она становится элементом процесса социально-экономического прогресса.

     Предметный  подход касается целой совокупности изделий, процедур и методов, характеризующихся определенными чертами. Такой подход к инновации характерен для П.Р. Уайтрафельда и Р.Т. Лапье. По мнению последнего, инновация «выражается в: применении новых видов инструментов или же новых принципов пользования инструментом; внедрении нового технологического процесса или новой процедуры; применении нового вида сырья или же материала; использовании нового места или территории, прежде не известных, в осуществлении нового действия.

     Определение «использование нового места в осуществлении  нового действия» Р.Т. Лапье понимает широко, т. е. от отдельного рабочего места  на предприятии до социальных явлений. Ф. Котлер считает, что понятие инновации  относится к любой ценности, воспринимаемой как новое. А. Харман также понимает инновацию широко, отождествляя ее с внедрением новых или существенно улучшенных продуктов в экономику, а также с внедрением новых или существенно улучшенных производственных процессов. Следует особо отметить подход к понятию инновации П.Ф. Дрюкера: «Инновация является специфическим инструментом предприимчивости — действием, предающим ресурсам новые возможности создания богатства». Далее Дрюкер утверждает, что предприниматели с помощью инновации превращают изменение в оказию для начала новой хозяйственной деятельности или же для предложения новых услуг.

     Предприниматели должны целенаправленно искать источники  инновации, искать изменения и их проявления, указывающие на возможность  успешной инновации. Они также должны знать и применять принципы эффективной инновации. П. Ф. Дрюкер недвусмысленно подчеркивает, что «инновация не должна быть технической, она даже не должна быть чем-то материальным». Он является сторонником повсеместного применения социальных инноваций, утверждает, что такого рода инновации значительно более трудны в применении, чем технические. Дрюкер пишет: «Технологии можно импортировать "по 'низким ценам и при минимально культурном риске. Но для того чтобы успешно росли и развивались институты, они должны быть прочно укоренены в культуре». Он утверждает, что инновации — это скорее экономическое или социальное, чём техническое понятие. В польской литературе широкий подход к понятию инновации характерен для Л. Пасечного и Я. Венковского. Они считают инновации открытиями, являющимися следствием находчивости людей, которые приводят к прогрессивным изменениям в определенных положениях вещей. Широкой дефиниции инновации придерживается и М. Хольштейн-Бек. По ее мнению, инновацией является каждая культурная ценность, которая в данных пространственно-временных пределах рассматривается как новация. Ею может быть, например, идея, техническое или технологическое решение, организационная структура при условии, ее применения.

     В научной литературе можно встретить  и более узкое понимание значения инновации. Характерной чертой такого подхода является сведение инновации к техническим проблемам, чаще всего к внедрению новых изделий и новых технологий. К авторам, таким образом трактующим проблему инновации, на Западе относятся Р.Э. Джонстон, Д. Дессен, Д.А. Алле [8]. Из дефиниции, предложенной X. Сформулированная таким образом дефиниция не уточняет, где должно произойти это первое применение, то ли в мировом масштабе, то ли в масштабе данной страны, то ли в масштабах отдельных хозяйственных субъектов.

     Частичный ответ можно найти в интерпретации  понятия инновации, принадлежащей  Э. Хофмайстеру. Он считает, что под  инновацией следует понимать сознательную, направленную на достижение определенной цели волю превращения изобретения  в процесс или метод или же умелое выведение изделия на рынок.

     К польским авторам, разделяющим узкий  подход к понятию инновации, относится  Е. Бырский, который идентифицирует инновацию с промышленным производством, особенно с его техникой, технологией  и изделиями. Ян Муйжель называет инновациями промышленное применение новых технологий. И хотя дефиниция охватывает только изменения в процессе производства, из последующих выводов автора следует, что под инновацией он понимает также изменения в продукте. К. Познаньский под инновацией понимает «изменения в методах производства и продуктах (эвентуально в организации непосредственного производственного процесса), базирующиеся на новых или до этого момента не использовавшихся знаниях». В отличие от предыдущих дефиниций инновации К. Познаньский в своей интерпретации делает упор на сферу создания инновации. Он также считает, что в сфере теории процесс создания изобретения и производственное применение полученных знаний следует трактовать раздельно. Это объясняется прежде всего тем, что часть изобретений никогда не доходит до стадии использования, а также убеждением, что одним из элементарных составных частей технического прогресса являются инновации. Явления инновации имеют место как в том случае, когда они запланированы (заранее продуманы), целенаправленно и сознательно осуществлены для достижения определенных целей и задач, так и тогда, когда, изменения заранее не продуманы, но в конечном счете дают результаты и решения, благоприятные для предприятия. Учет в определении инновации незапланированных изменений необходим из-за возможности осуществления изменения рядовыми работниками спонтанным образом. В противном случае они бы сводились к роли пассивного инструмента в процессе производства.

Информация о работе Инновации как социально-экономическая категория