Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:58, реферат
Инфраструктура инновационной деятельности, или инновационная инфраструктура – это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности. Инфраструктура подразделяется на следующие функциональные сферы:
1. транспорт и связь;
2. информация и телекоммуникация;
3. кредитно – финансовая сфера;
4. фондовый рынок;
5. институт посредников;
6. компании и фирмы, оказывающие услуги специального и консалтингового характера.
Об
инфраструктуре инновационной
деятельности
Начальник отдела инноваций, оценки и коммерциализации ИС Кыргызпатента
Адилов
Т.М.
Инфраструктура инновационной деятельности, или инновационная инфраструктура – это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности. Инфраструктура подразделяется на следующие функциональные сферы:
Важнейшим направлением создания инновационной инфраструктуры является формирование инновационных центров, научных и технологических парков и инкубаторов, благодаря которым осуществляется стратегия стимулирования роста, сводящая воедино элементы промышленной, региональной и инновационной политики.
С организационной точки зрения промышленный или технологический парк – это участок территории, где компактно размещается значительное число промышленных, научных предприятий и научно-производственных фирм, эксплуатирующие единые объекты инфраструктуры.
Семейство научных
и научно-технологических
С экономической точки зрения парк является территориально производственным образованием, построенным на взаимодействии двух комплексов – инфраструктурного, генерирующего услуги, и производственного, то есть предприятий-пользователей.
При правильной организации и удачном месторасположении парки могут стать региональными полюсами роста, обеспечить прямые и косвенные эффекты развития всего региона. Базовый эффект содействия экономическому росту достигается в парках благодаря тому, что единица вложений в инфраструктуру может дать здесь многократное увеличение частных инвестиций в производство, активизацию спроса в сопряженных отраслях и развитие смежных производств вне территории парка.
При этом отбор инвестиционных проектов, осуществляемый оператором парка, обеспечивает максимализацию инновационной отдачи на единицу производственных вложений.
В результате, парки становятся инструментами стимулирования структурной перестройки, положительно влияющими на скорость и направления индустриальных сдвигов.
Содействуя появлению новых предприятий, развитию реального сектора экономики и росту производства в масштабах отдельных территорий, парки одновременно создают новые рабочие места. В совокупности это приводит к расширению налогооблагаемой базы, и, соответственно, к увеличению доходных статей бюджетов различных уровней. Парковые образования различных форм собственности – частные, государственные, смешанные (с участием региональных и местных органов власти) – получили широкое распространение в промышленно развитых странах.
У нас есть понимание того, что в Кыргызской Республике для организации целостной инфраструктуры инновационной деятельности необходимо создать первоначальные элементы, обобщенные в инновационно-технологические центры (ИТЦ). Инновационно-технологические центры – это конгломераты из множества малых предприятий, размещенных под одной крышей. Для их формирования должны быть выделены существенные финансовые ресурсы, которые инвестировались бы преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны размещаться малые предприятия. Как правило, инновационно-технологические центры организуются на свободных площадях организаций, неспособных самостоятельно их содержать.
ИТЦ
должны оказывать комплекс услуг
находящимся в них малым
Помимо создания общереспубликанской сети ИТЦ, необходимо сформировать систему подготовки менеджеров, интегрировать ИТЦ и технопарки. В идеале ИТЦ становятся связующим звеном между расположенными в них малыми предприятиями и научно-образовательными структурами с одной стороны, и промышленностью -с другой. Все это вместе должно лечь в основу создаваемой национальной инновационной системы.
Введение
в оборот нового понятия Национальной
инновационной системы
В законе Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности» №128 от 26 ноября 1999 г. предусматривалось создание инновационной сети, своего рода прообраза национальной инновационной системы.
Для
ИТЦ, созданных на базе вузов, одно из
предлагаемых в настоящее время
решений состоит в преобразован
В нашей республике Национальная инновационная система (НИС) должна опираться на вузовскую науку и некоторые промышленные предприятия. На базе крупных университетских центров каждого региона республики будут разработаны комплексные планы организации инновационно-технологических центров или научно-инновационных центров.
На
первом этапе государство должно
содействовать созданию Национальной
инновационной системы в
Мировой опыт показывает, что государство является основным инициатором создания Национальных инновационных систем и обеспечивает их развитие своими, в том числе финансовыми ресурсами. При этом как правило, фундаментальные исследования финансируются из бюджета, прикладные при участии бюджета и негосударственных средств, в том числе крупных предприятий. Развитие производства обеспечивается собственно ресурсами негосударственного, т.е. венчурного сектора экономики. Ориентация государственной политики на резкое повышение статуса науки и образования, стимулирование предприятий, занятых наукоемким производством позволит создать основы принципиально новой модели экономического развития нашей республики, т.е. инновационной экономики.
Особым направлением деятельности должно стать привлечение средств различных зарубежных фондов, в том числе действующих в Кыргызской Республике, для проведения исследований, разработок и коммерциализации инновационных проектов.
***
Нам
известно, что в ряде стран СНГ
по данному аспекту экономического
развития за последнее время
Ускоренные шаги предпринимаются Казахстаном, где уже функционируют: национальный технопарк в Алмате (с правом свободной технологической зоны) и два региональных технопарка в областях.
Украина интенсивно развивает малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере. Начиная с 1999 года в Украине создано 16 технопарков, разработана нормативно-правовая база, которая обеспечивает экономическую заинтересованность в инновационной деятельности. Технологическими парками решаются не только вопросы обеспечения потребностей внутреннего рынка Украины, но и постоянно наращиваются объемы поставок на экспорт конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции.
За последние годы Российская концепция создания технопарков прошла в своем развитии путь от идеи до реально существующей и эффективно действующей модели.
В настоящее время
в среде научно-технической
К сожалению, пока государственная
политика в странах Содружества
в области инноваций и
Без преувеличения можно сказать, что из-за отсутствия четкой и внятной программы инновационного развития возрастает реальная угроза национальной безопасности государств – участников СНГ. Это связано с тем, что уже через 3-4 года собственный научно-промышленный комплекс государств Содружества будет неспособен обеспечить их потребности в обновлении производства. Они будут вынуждены закупать технику и технологии, попадая в зависимость от внешних источников.
Для решения основных задач инновационного развития должны быть использованы преимущества экономик стран СНГ, в частности:
Природные ресурсы, развитая минерально-сырьевая база и транспортная инфраструктура;
Значительный
технологический потенциал
Резерв производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках ряда развивающихся стран;
Значительный научно-технический потенциал, большое количество патентов, ноу-хау, высококвалифицированные научные кадры;
Система высшего образования мирового уровня.
В то же время необходимо учитывать и такие негативные факторы, как:
Дефицит денежных ресурсов в большинстве стран СНГ, непосредственно влияющий на инновационную активность;
Технологическая отсталость и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции отдельных отраслей промышленности;
Неразвитость
сферы малых инновационных
Отсутствие разветвленной инновационной инфраструктуры;
Несовершенство, а кое-где и отсутствие нормативно-правовой базы инновационной деятельности;
Слабая работа в области защиты прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, налицо
противоречие между уровнем