Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:37, реферат
Управление разработкой и внедрением инноваций на предприятиях неразрывно связано с постоянным принятием решений и осуществлением контроля за их реализацией. Оба эти вида деятельности предполагают получение и переработку определенной информации - как о внешней среде, так и о процессах, происходящих внутри предприятия. Поэтому можно говорить о существовании информационной среды - внешней и внутренней, - в которой потенциально содержится информация для осуществления актов принятия решений об инновациях и контроля их исполнения. Информационная среда является важнейшей частью процессов разработки и внедрения нововведений и требует для своего формирования и поддержания значительных усилий и ресурсов на всех стадиях инновационной деятельности. Очевидно, что чем глубже информационная проработка на начальной стадии принятия решения об инновации, тем более обоснованное принимается решение и, как следствие, успешно проходит его реализация. Без должного информационного обеспечения успех нововведений бывает случайным, а в некоторых случаях, недоучет определенных факторов вследствие недостаточной информированности является причиной отказа от инновации на более поздних стадиях ее реализации.
Развитие и совершенствование информационной инфраструктуры научно-инновационной сферы имеет многоплановый комплексный характер и ведется по следующим направлениям:
· совершенствование государственной системы научно-технической информации и развитие информационных ресурсов в целях обеспечения эффективной информационной поддержки различных стадий инновационного процесса;
· развитие компьютерной сети, обеспечивающей условия эффективного взаимодействия всех участников инновационного процесса с использованием современных телекоммуникационных технологий;
· разработка и использование новых информационных технологий, повышающих эффективность работы информационной инфраструктуры научно-инновационной сферы.
«Информационное обеспечение инновационной деятельности»
Управление разработкой и внедрением инноваций на предприятиях неразрывно связано с постоянным принятием решений и осуществлением контроля за их реализацией. Оба эти вида деятельности предполагают получение и переработку определенной информации - как о внешней среде, так и о процессах, происходящих внутри предприятия. Поэтому можно говорить о существовании информационной среды - внешней и внутренней, - в которой потенциально содержится информация для осуществления актов принятия решений об инновациях и контроля их исполнения. Информационная среда является важнейшей частью процессов разработки и внедрения нововведений и требует для своего формирования и поддержания значительных усилий и ресурсов на всех стадиях инновационной деятельности. Очевидно, что чем глубже информационная проработка на начальной стадии принятия решения об инновации, тем более обоснованное принимается решение и, как следствие, успешно проходит его реализация. Без должного информационного обеспечения успех нововведений бывает случайным, а в некоторых случаях, недоучет определенных факторов вследствие недостаточной информированности является причиной отказа от инновации на более поздних стадиях ее реализации.
Развитие
и совершенствование
· совершенствование
государственной системы
· развитие
компьютерной сети, обеспечивающей условия
эффективного взаимодействия всех участников
инновационного процесса с использованием
современных
· разработка
и использование новых
1. Необходимость информации на стадиях жизненного цикла инноваций
На стадии
появления идеи об инновации большее
значение имеет внешняя информация.
Источники такой информации находятся,
как правило, вне предприятий. Для
инноваций типа "новая продукция",
особенно в пищевой и легкой промышленности,
источниками информации являются результаты
маркетинговых исследований. Для
технологических и технических
инноваций большинство
Таким образом,
в условиях информационного бума
с одной стороны, и с другой
- информационного голода предприятий
в области новой техники и
технологий, информация об инновациях
приходит на предприятия разными, порой
неожиданными путями. Отсутствует система
информирования предприятий о достижениях
в конкретных областях науки и
техники, не сформирован рынок
На стадии принятия решения об инновации роль информационной поддержки этого процесса возрастает. Качество принимаемого решения во многом зависит от объективности, всесторонности, достоверности, точности, полноты и других качеств информации, используемой при принятии решения. На этой стадии внешняя информация об инновации должна быть увязана с внутренней. Желаемые параметры нововведения должны быть соизмерены с возможностями предприятия, его готовностью к инновации. Возможности предприятия - это его производственный потенциал, кадровый потенциал, положение на рынке, финансовое состояние и др.
В материалах исследований имеются примеры инноваций, когда недостаток информации внешнего характера и трудности ее получения (Деталь) привели к принятию необоснованного решения, так как не были учтены особенности технологии литья для нового вида продукции. В результате от инновации пришлось отказаться. В связи с неполной информацией о нововведении в процессе разработки выявляются побочные эффекты, которые приводят к дополнительным затратам или к изменениям технологии (Огни). Можно привести и другие примеры.
Внутренняя
информация, связанная с оценкой
собственных возможностей предприятий,
на стадии принятия решения также
имеет большое значение. Предприятия,
на которых внедрены компьютеризированные
системы управления, в этом смысле
оказываются в более выгодном
положении. Действующие информационные
технологии позволяют в короткий
срок получить полную и достоверную
информацию о состоянии производства,
поставщиках, потребителях, наличии
ресурсов и др. Из обследованных
предприятий настоящая
На стадии
внедрения инноваций также
Предприятия заинтересованы в распространении информации о своей продукции, возможностях производства. Для этого используются многие информационные каналы. Выпускается рекламная продукция (буклеты, каталоги и др.), даются рекламные объявления в газеты, журналы и на телевидение. Некоторые предприятия имеют доступ в Internet и размещают там свою информацию. Участие в выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях и других публичных мероприятиях также дает возможность распространить информацию о своем предприятии. На некоторых предприятиях организуются специальные конференции с привлечением потенциальных потребителей продукции.
Обеспечение информационной поддержки инновационной деятельности включает:
· создание и пополнение банков данных научно-технических результатов и потенциальных возможностей исполнителей научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям;
· осуществление
связи с удаленными информационными
центрами и базами данных, в том
числе зарубежными, с использованием
украинских и иностранных
· обеспечение доступа заинтересованных организаций и лиц к информационным базам данных (ИБД) и информационным ресурсам Интернет в области инновационной деятельности;
· поиск
и отбор инновационных
· создание и пополнение банков данных о потребительских свойствах товаров ведущих фирм и т.п.
В ходе разработки
и реализации инновационных проектов
руководителям и специалистам предприятий
и организаций, участвующих в
их реализации, а также отдельным
физические лицам, самостоятельно осуществляющим
исследования и разработки, приходится
готовить и принимать разнообразные
решения, для обоснования которых
необходимы различные данные о состоянии
внешней среды (научно-технической,
финансово-экономической, производственно-
При этом необходимо обеспечить:
- возможности
для каждого из участников
инновационного процесса
- возможность
наращивания сведений о научно-
- обеспечение
доступа к различным
- наличие
сведений о потенциальных
- выполнение некоторых “интеллектуальных” функций.
Последнее
предполагает, что при отсутствии
в базах данных объектов с параметрами,
необходимых участнику
· перечни объектов частично соответствующих запросу (по отдельным параметрам или их сочетаниям);
· разработки с близкими к запрашиваемым значениями параметров объектов;
· адреса субъектов,
которые могут осуществить
2. Кому необходима информация в инновационной деятельности?
Информацией должны обеспечиваться, прежде всего, лица, принимающие ключевые решения в ходе реализации инновационного процесса:
- научный
руководитель инновационного
- инновационный менеджер (исполнительный директор или технический руководитель проекта);
- исследователь
(исполнитель прикладных НИР,
отрабатывающих концепцию и
- конструктор
(разработчик конструктивных
- технолог
(разработчик технологических
- проектировщик
(разработчик проектов
- маркетолог (специалист по определению структуры потенциальных рынков новых товаров и их ключевых параметров, позиционированию новой продукции/услуг на них, по определению структуры их потенциальных пользователей и возможных конкурентов и т. п.);
- рекламист
(специалист по способам
- правовед
(специалист по
- метролог
(специалист по проблемам
- финансист
(потенциальный инвестор
- экономист
(специалист по технико-
- логистик (специалист по снабжению и сбыту новых товаров);
- руководители инновационного предприятия и предприятия - конечного потребителя новой продукции/услуг.
Информация о работе Информационное обеспечение инновационной деятельности