Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:49, лекция
Развитие науки в первой половине XX в. характеризовалось усилением регулирующих функций государства путем создания ведомственных научных институтов и лабораторий, увеличением доли бюджетного финансирования. Резко возросла степень огосударствления науки в период Второй мировой войны и послевоенные годы. Международные отношения определялись «гонкой вооружений», в основе которой лежали новейшие научно-технические разработки. Успехи во внедрении технологий двойного назначения обеспечивали высокую конкурентоспособность, лучшие возможности для экспортной экспансии и получения более высоких прибылей.
1. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов
2. Регулирование инновационной деятельности в промышленно развитых странах
3. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
4. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
В целях дальнейшего стимулирования инновационных процессов в конце 2004 г. Правительство РФ определило механизм установления партнерских отношений государства с частным бизнесом, стимулирования вовлечения в экономический оборот результатов научно-технической деятельности и совершенствования защиты прав интеллектуальной собственности.
Правительство одобрило безвозмездную передачу прав на результаты научно-технической деятельности, полученные с привлечением государственных средств, прежде всего исполнителям работ, либо потребителям, либо «частным инвесторам, участвующим совместно с государством в получении этих результатов». Были решены вопросы о льготном налогообложении инновационных предприятий на начальной стадии работы и об упрощении процедуры взимания налогов и дифференциации налоговых ставок.
Налоговые
преференции будут
На решение задач по развитию инновационной деятельности повлияла и реорганизация федеральных органов власти в июле 2004 г. Были созданы новые органы исполнительной власти, подведомственные Министерству образования и науки РФ: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), а также Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии), подведомственное Министерству информационных технологий и связи РФ. Создан Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию (Указ Президента России от 30 августа 2004 г. № 1131). Этот консультативный орган определяет приоритетные направления научно-технической и инновационной политики, вносит соответствующие предложения, в том числе и по реформированию системы образования.
Главными задачами инновационного развития являются:
3) координация действий федеральных региональных и местных органов исполнительной власти в реализации государственной инновационной политики и эффективного функционирования инновационной системы, адаптация научных организаций к рыночным условиям;
4) обеспечение высокого качества образования, системы подготовки и переподготовки кадров для эффективного ведения инновационной деятельности.
Механизмы государственного регулирования инновационных процессов:
1) аккумуляция средств на научные исследования и инновации;
2) координация инновационной деятельности, т.е. определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов;
3) стимулирование инноваций;
4) создание правовой базы инновационных процессов;
5) формирование научно-инновационной инфраструктуры;
6) институциональное обеспечение инновационных процессов;
7) регулирование социально-экологической направленности инноваций;
8) повышение общественного статуса инновационной деятельности;
9) региональное регулирование инновационных процессов;
10) регулирование международных аспектов
инновационных процессов (научно-технической
и инновационной кооперации, а также международного
трансфера инноваций)
Функции
государственных органов
по регулированию инновационной
деятельности:
1. Координация инновационной
деятельности. Задачи государства –
определение общих стратегических ориентиров
инновационных процессов и содействие
кооперации и взаимодействию различных
структур в осуществлении инноваций.
2. Стимулирование
инноваций. Центральное место здесь
занимают поощрение конкуренции, а также
различные финансовые субсидии и льготы
участникам инновационных процессов.
Большое значение имеет частичное или
полное государственное страхование инновационных
рисков.
3. Создание правовой
базы инновационных
процессов. Важно формирование не только
необходимого законодательства, обеспечивающего
стабильность и своевременную корректировку
норм в соответствии с общественными и
технологическими изменениями, но и реально
действующих механизмов его соблюдения.
Особое место принадлежит государственной
защите прав создателей научно-технической
продукции и инноваторов.
4. Кадровое обеспечение
инноваций. Содержание программ обучения
в государственных учебных заведениях
должно способствовать как развитию творческого
потенциала генераторов инноваций, так
и восприимчивости специалистов к нововведениям.
5. Формирование инновационной
инфраструктуры. Государство обеспечивает
деятельность информационных систем –
одного из основных каналов распространения
нововведений, оказывает инноваторам:
юридические, консультационные и другие
услуги. Государство может также выступать
посредником между инновационными субъектами,
оказывать им помощь в поиске партнеров,
в заключении сделок под государственные
гарантии и т.п.
6. Институциональное
обеспечение инновационных
процессов. Здесь главное – создание
государственных организаций и подразделений,
выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения
в отраслях государственного сектора
(оборона, здравоохранение, образование
и т.д.). Государство также содействует
распространению в экономике организационных
структур, наиболее эффективных с точки
зрения продуцирования и внедрения инноваций
(крупные корпорации, малый бизнес и т.п.).
7. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.
8. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансферт нововведений.
Системная организация инновационной деятельности предполагает решение задач пяти уровней:
1 уровень - выработка национальной инновационной доктрины;
2 уровень - формирование общей инновационной политики и ее национальных составляющих;
3
уровень – разработка и
4 уровень - разработка совокупности программ, позволяющих форсировать инновационную деятельность по направлениям, отвечающим приоритетам региона, муниципального образования и предприятия;
5
уровень – разработка и
Оптимальная
организация работы на всех уровнях
предполагает необходимость делегирования
части вопросов местным властям и руководству
предприятий на основе принципов обеспечения
равных прав и равной защиты интересов
субъектов инновационной деятельности,
входящих в общее инновационное пространство
при равной ответственности за реализацию
совместных инновационных проектов и
программ.
4. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Туристская деятельность — это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики. Их доходы значительно превышают поступления от традиционных сфер туризма (гостиницы, рестораны, транспорт и др.).
Основными задачами государства являются:
1) определение и разработка принципов политики в области туризма, программ их реализации, механизма контроля и исследования результатов деятельности (организация статистики, ведомственных исследований);
2) создание благоприятных условий для туризма, координация действий различных компаний, организаций и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;
3) поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации, формирование привлекательного образа страны.
Многие
государства создают
Государственный сектор все чаще обращается к информационным технологиям и Интернету как средствам продвижения своего продукта — туристского направления.
В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму (Finnish Tourist Board — FTB) является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментом для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии.
Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу».
Развитие
туристского бизнеса
В 1995 г. совместно с региональными туристскими организациями (была создана база данных туристского продукта и услуг (на английском языке), охватывающая всю Финляндию, под названием РROMIS. Основной объем информации для базы данных поставляется и обновляется информационными провайдерами — партнерами PROMIS — и предприятиями малого и среднего бизнеса, лицензии которым провайдеры предоставляют бесплатно.
В 2001 г. национальная туристская организация Финляндии первая в мире начала продвигать национальную базу данных как услугу в соответствии с протоколом беспроводного доступа (Wireless Application Protocol — WAP). Эта база включает файлы с информацией о достопримечательностях, средствах размещения, событиях, турах и экскурсиях, телефонных номерах туристских бюро.
Базовые системы MIS и PROMIS финансируются Финским советом по туризму и являются бесприбыльными.
В 1990-х гг. в связи с широким распространением компьютеров ОМТН стали интенсивно использовать информационные технологии. Вначале это были замкнутые системы для обеспечения деятельности туристских и информационных отделов, сейчас же эти системы через Интернет охватывают конечных потребителей, которым доносят информацию о туристском продукте, его привлекательности и доступности по цене, легкости и простоте бронирования.
ОМТН, выступая посредником, работают, как правило, безвозмездно, финансируются государством, хотя и не избегают вовлечения в коммерческие операции (смешанные региональные и местные государственно-частные).
Информационная
эра меняет стиль жизни. В недалеком
будущем ОМТН не нужны будут представительства
во всех крупных