тема 6.
1.Государственное
регулирование инновационных
процессов и эффективная инновационная
политика является одним из главных условий
функционирования экономики.
Структурная перестройка экономики, ориентированная
на использование интеллектуальных ресурсов
и развитие высокотехнологичных производств
в противовес материало- и энергоемким
производствам, предполагает создание
условий для непрерывного обновления
технологий и продукции, роста образовательного
уровня населения и совершенствования
управления путем нововведений (инноваций),
основанных на новейших научных знаниях.
Конечным результатом является рост конкурентоспособности
продукции, предприятия, экономики в целом.
Современные тенденции мирового экономического
развития, когда конкурентоспособность
национальных экономик определяется в
первую очередь уровнем технологического
развития, диктуют необходимость принятия
национальной промышленной политики России
с опорой на научно-промышленный сектор.
В настоящее время инновации становятся
основным средством увеличения прибыли
хозяйствующими субъектами. Однако при
отсутствии государственного регулирования
многие нововведения не могли бы быстро
внедряться в практику. Генерируемый инновациями
экономический рост позволяет повысить
уровень жизни населения, способствует
решению проблем занятости, повышает уровень
образования и здравоохранения, смягчает
социальные противоречия и конфликты,
т.е. инновации влияют на соц. стабильность.
Влияние инноваций на окружающую среду,
решение экологических проблем.
Активизация международного
научно-технического сотрудничества,
интернационализация хозяйственной жизни,
объединение ресурсов различных стран,
трансфер технологий.
Зависимость глобальной
конкурентоспособности национальной
экономики от уровня развития инновационных
процессов. Взаимосвязь уровней научного
потенциала и национальной безопасности.
Необходимость
государственного регулирования инновационных
процессов объясняется не только
их общенациональным значением, но и
экономическим содержанием. Также в
задачи государства входит и
прогнозирование развития науки и техники,
что предполагает разработку системы
частных прогнозов по важнейшим направлениям
и комплексного прогноза научно-технического
развития. Оно дает представление о предполагаемых
научных и технических результатах и
достижениях, о возможном использовании
этих результатов в производстве и других
сферах экономики, о последствиях.
. государство
способствует развитию науки, в том числе
прикладной, и подготовке научных и инженерных
кадров (основной источник инновационных
идей);
. в рамках большинства правительственных
ведомств существуют разнообразные программы,
направленные на повышение инновационной
активности бизнеса;
Государство оказывает поддержку инновационной
деятельности в целях модернизации российской
экономики, обеспечения конкурентоспособности
отечественных товаров, работ и услуг
на российском и мировом рынках, улучшения
качества жизни населения.
3. Государственная
инновационная политика - это составная
часть социально-экономической политики,
которая выражает отношение государства
к инновационной деятельности, определяет
цели, направления, формы деятельности
органов государственной власти РФ в области
науки, техники и реализации достижений
науки и техники. Государственная инновационная
политика представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на активизацию
инновационной деятельности, повышение
ее эффективности и широкое использование
результатов в целях ускоренного социально-экономического
развития страны и наиболее полного удовлетворения
общественных потребностей. Представляется
в разрабатываемых правительством Российской
Федерации концепции социально-экономического
развития Российской Федерации на долгосрочную
перспективу и программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу.Основными целями государственной
инновационной политики Российской Федерации
являются:
-создание экономических,
правовых и организационных условий
для инновационной деятельности;
-повышение эффективности
производства и конкурентоспособности
продукции отечественных товаропроизводителей
на основе создания и распространения
базисных и улучшающих инноваций;
-содействие
активизации инновационной деятельности,
а также развитию рыночных
отношений и предпринимательства
в инновационной сфере;
-расширение государственной
поддержки инновационной деятельности,
повышение эффективности использования
государственных ресурсов, направляемых
на развитие инновационной деятельности;
-содействие
расширению взаимодействия субъектов
Российской Федерации при осуществлении
инновационной деятельности;
-осуществление
мер по поддержке отечественной
инновационной продукции на международном
рынке и по развитию экспортного
потенциала Российской Федерации.
Основными приоритетными
направлениями инновационной политики,
осуществляемой государством на современном
этапе развития нашей страны, являются:
-работы по
созданию, освоению и распространению
техники и технологий, которые
ведут к кардинальным изменениям
в технологическом базисе страны.
Эти работы носят, как правило,
межотраслевой характер и не могут быть
решены при существующем монопродуктовом
(отраслевом) принципе организации и планировании
производства;
-работы по
крупным отраслевым научно-техническим
проектам, требующие масштабной
концентрации ресурсов, которые
не под силу отдельным предприятиям;
-научно-техническое
обеспечение мероприятий, направленных
на реализацию социальных целей
общества (через развитие здравоохранения,
образования, культуры, охраны окружающей
среды, инфраструктуры);
-направления
НТП, связанные с международным
разделением труда и внешнеэкономической
деятельностью государства.
Результатами
реализации новой инновационной
политики должны являться:
-качественно
новый уровень ресурсосбережения,
рост производительности труда,
фондоотдачи, снижение материалоемкости,
энергоемкости, капиталоемкости продукции,
достижение ее высокой конкурентоспособности
и, как следствие, коренное преобразование
структуры народного хозяйства и внешней
торговли в сторону разгрузки сырьевого
сектора экономики и увеличение вклада
обрабатывающих отраслей;
-качественно
новый уровень жизни населения
в результате совершенствования
бытовой предметной среды для
городского и сельского населения;преодоление
технического отставания страны;
-достижение
высокого уровня социальной направленности
НТП за счет широкого распространения
новых технологических систем, обеспечивающих
экологическую чистоту и безопасность
промышленного производства.
Государственная
научно-техническая политика — составная
часть социально-экономической политики,
которая выражает отношение государства
к научной и научно-технической деятельности,
определяет цели, направления, формы деятельности
органов государственной власти Российской
Федерации в области науки, техники и реализации
достижений науки и техники.
Целями научно-технической политики являются:
государственная поддержка национальной
науки; стимулирование развития ее приоритетных
направлений, имеющих общенациональное
значение; обеспечение условий для внедрения
и эффективного использования научных
достижений в сфере производства.
Конечной целью научно-технической политики
является обеспечение экономического
роста, конкурентоспособности страны
на мировом рынке, решение социальных
проблем, обеспечение экономической безопасности.
5. Федеральный
закон от 23 августа 1996
г. N 127-ФЗ "О науке
и государственной научно-технической
политике
Принят
Государственной Думой 6 июля 2011 года
Одобрен
Советом Федерации 13 июля 2011 года
Состоит
из:
Глава I.
Общие положения
Глава II.
Субъекты научной и (или) научно-технической
деятельности
Глава III.
Организация и принципы регулирования
научной и (или) научно-технической деятельности
Глава IV.
Формирование и реализация государственной
научно-технической политики
Глава IV.1.
Государственная поддержка инновационной
деятельности
Глава V.
Заключительные положения
Федеральный
закон регулирует отношения между
субъектами научной и научно-технической
деятельности, органами государственной
власти и потребителями научной и научно-технической
продукции.
Научная
деятельность определяется как деятельность,
направленная на получение и применение
новых знаний.
Установлен
правовой статус научных работников
и научных организаций.
Научным
работником является гражданин, обладающий
необходимой квалификацией и
профессионально занимающийся научной
и (или) научно-технической деятельностью.
Научной организацией признается юридическое
лицо независимо от организационно-правовой
формы и формы собственности, а также общественное
объединение научных работников, осуществляющие
в качестве основной научную или научно-техническую
деятельность, подготовку научных работников
и действующие в соответствии с учредительными
документами научной организации.
Научные
организации подразделяются на научно-исследовательские
организации, научные организации
образовательных учреждений высшего
профессионального образования, опытно-конструкторские,
проектно-конструкторские, проектно-технологические
и иные организации, осуществляющие
научную и (или) научно-техническую деятельность.
Определяется
также статус российских Академий наук.
В целях
продолжения работы по обеспечению
государственного регулирования инновационных процессов
разработана Концепция государственной инновационной
политики Российской
Федерации, в которой с учетом сильных
и слабых сторон экономики РФ сформулированы
стратегии и приоритеты развития инновационной деятельности,
приведены методические основы и конструктивные
предложения по институциональным преобразованиям,
совершенствованию рыночных механизмов,
созданию экономических и правовых условий
для активизации инновационной деятельности.
Учитывая необходимость в принятии документа,
определяющего основные принципы, которыми
руководствуется государство при реализации
государственной инновационной политики, проект
Концепции был рассмотрен и одобрен Правительственной
комиссии по научно-инновационной политике, которую
рекомендовано использовать для разработки
Основных направлений государственной инновационной
политики и плана действий, позволяющего
создать при поддержке государства целостную,
эффективно функционирующую инновационную систему,
увеличить число инновационно-активных предприятий,
обеспечить инновационное развитие промышленного
производства, удовлетворяющего соц-эк
потребностям населения страны.
Проект Концепции разработан с учетом
реализации инновационной политики Российской
Федерации, Основ политики Российской Федерации
в области развития науки и технологий
на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Основных
направлений реализации государственнойполитики по
вовлечению в хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности, Основных
направлений развития внебюджетного финансирования
высокорисковых проектов (системы венчурного
инвестирования) в научно-технической
сфере, Программы соц-эк развития РФ.
Проект Концепции согласован с заинтересованными
министерствами и ведомствами, учеными
академий наук, имеющих государственный
статус, фондами.
Интенсивность инновационной деятельности
во многом определяет уровень национального
экономического развития. В глобальной
экономической конкуренции выигрывают
страны, которые обеспечивают благоприятные
условия для инновационной деятельности.
Концепция определяет цели инновационной
стратегии и механизмы поддержки приоритетных
инновационных проектов.
.