Государственное регулирование инновационных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:23, доклад

Описание работы

Государственное регулирование инновационных процессов и эффективная инновационная политика является одним из главных условий функционирования экономики. Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях.

Работа содержит 1 файл

тема 6 1инновац мен.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

тема 6.

1.Государственное регулирование инновационных процессов и эффективная инновационная политика является одним из главных условий функционирования экономики. Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. Конечным результатом является рост конкурентоспособности продукции, предприятия, экономики в целом. Современные тенденции мирового экономического развития, когда конкурентоспособность национальных экономик определяется в первую очередь уровнем технологического развития, диктуют необходимость принятия национальной промышленной политики России с опорой на научно-промышленный сектор. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты, т.е. инновации влияют на соц. стабильность. Влияние инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.

Активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной жизни, объединение ресурсов различных стран, трансфер технологий.

Зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных  процессов. Взаимосвязь уровней научного потенциала и национальной безопасности.

Необходимость государственного регулирования инновационных  процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и  экономическим содержанием. Также в задачи государства входит и прогнозирование развития науки и техники, что предполагает разработку системы частных прогнозов по важнейшим направлениям и комплексного прогноза научно-технического развития. Оно дает представление о предполагаемых научных и технических результатах и достижениях, о возможном использовании этих результатов в производстве и других сферах экономики, о последствиях.

. государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); 
. в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; 
Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.

3. Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются:

-создание экономических,  правовых и организационных условий  для инновационной деятельности;

-повышение эффективности  производства и конкурентоспособности  продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

-содействие  активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных  отношений и предпринимательства  в инновационной сфере;

-расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

-содействие  расширению взаимодействия субъектов  Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;

-осуществление  мер по поддержке отечественной  инновационной продукции на международном  рынке и по развитию экспортного  потенциала Российской Федерации.

Основными приоритетными  направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:

-работы по  созданию, освоению и распространению  техники и технологий, которые  ведут к кардинальным изменениям  в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило,  межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;

-работы по  крупным отраслевым научно-техническим  проектам, требующие масштабной  концентрации ресурсов, которые  не под силу отдельным предприятиям;

-научно-техническое  обеспечение мероприятий, направленных  на реализацию социальных целей  общества (через развитие здравоохранения,  образования, культуры, охраны окружающей  среды, инфраструктуры);

-направления  НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Результатами  реализации новой инновационной  политики должны являться:

-качественно  новый уровень ресурсосбережения,  рост производительности труда,  фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;

-качественно  новый уровень жизни населения  в результате совершенствования  бытовой предметной среды для  городского и сельского населения;преодоление  технического отставания страны;

-достижение  высокого уровня социальной направленности  НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.

Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства. Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

5. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике

Принят  Государственной Думой 6 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Состоит из:

 Глава I. Общие положения

 Глава II. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности

 Глава III. Организация и принципы регулирования научной и (или) научно-технической деятельности

 Глава IV. Формирование и реализация государственной научно-технической политики

 Глава IV.1. Государственная поддержка инновационной деятельности

 Глава V. Заключительные положения

Федеральный закон регулирует отношения между  субъектами научной и научно-технической  деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции.

Научная деятельность определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Установлен  правовой статус научных работников и научных организаций.

Научным работником является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и  профессионально занимающийся научной  и (или) научно-технической деятельностью. Научной организацией признается юридическое  лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские  организации, научные организации  образовательных учреждений высшего  профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические  и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Определяется  также статус российских Академий наук. 

В целях  продолжения работы по обеспечению  государственного регулирования инновационных процессов разработана Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации, в которой с учетом сильных и слабых сторон экономики РФ сформулированы стратегии и приоритеты развития инновационной деятельности, приведены методические основы и конструктивные предложения по институциональным преобразованиям, совершенствованию рыночных механизмов, созданию экономических и правовых условий для активизации инновационной деятельности. 
Учитывая необходимость в принятии документа, определяющего основные принципы, которыми руководствуется государство при реализации государственной инновационной политики, проект Концепции был рассмотрен и одобрен Правительственной комиссии по научно-инновационной политике, которую рекомендовано использовать для разработки Основных направлений государственной инновационной политики и плана действий, позволяющего создать при поддержке государства целостную, эффективно функционирующую инновационную систему, увеличить число инновационно-активных предприятий, обеспечить инновационное развитие промышленного производства, удовлетворяющего соц-эк потребностям населения страны. 
Проект Концепции разработан с учетом реализации инновационной политики Российской Федерации, Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Основных направлений реализации государственнойполитики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, Основных направлений развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере, Программы соц-эк развития РФ. 
Проект Концепции согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами, учеными академий наук, имеющих государственный статус, фондами. 
Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень национального экономического развития. В глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности. Концепция определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов.

.

Информация о работе Государственное регулирование инновационных процессов