Государственное регулирование инновационных преобразований в рыбохозяйственном комплексе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Ряд важнейших вопросов инновационного развития российской экономики и по сей день остается дискуссионным. В значительной степени это относится к ресурсному обеспечению инновационного развития национальной экономики. В настоящее время Россия отстает от наиболее развитых стран по темпам инновационного экономического развития. Такая ситуация диктует необходимость стимулирования инвестиционной активности в сфере новейших отраслей общественного производства, где создаются инновационные технологии и продукты

Содержание

Введение 3
1. Методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности 5
2. Характеристика развития российской рыбохозяйственной отрасли 8
3. Особенности инновационного развития рыбохозяйственной отрасли 12
4. Государственное регулирование инновационных преобразований в рыбохозяйственном комплексе 18
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование инновационных преобразований в рыбохозяйственном комплексе.docx

— 110.25 Кб (Скачать)

При этом в условиях стабильного  роста экспорта рыбной продукции  объем импортных поставок традиционно  значительно ниже и имеет более  низкие темпы роста, а в отдельные  годы происходило даже его снижение.

В то же время благодаря  устойчивому развитию отечественного рыбохозяйственного комплекса по предварительным экспертным оценкам доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке за 2010 год составила порядка 77,5 %.

По данным Росстата потребление  рыбы и рыбопродуктов на душу населения за 2009 год определено в количестве 15 кг. При этом в ряде субъектов Российской Федерации, и в первую очередь в прибрежных, этот показатель значительно выше (Сахалинская область - 34 кг, Камчатский край - 30 кг, Тюменская область - 21 кг).

Роль и участие в  этом Росрыболовства, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, выражается в осуществлении следующих функций:

- выработка и реализация  государственной политики и нормативно-правовое  регулирование в сфере рыбного  хозяйства, в том числе рыболовства, рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, сохранения водных биоресурсов, производства и реализации рыбной продукции, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо  охраняемых природных территориях  федерального  значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства;

- контроль и надзор  за водными биоресурсами и  средой их обитания во внутренних  водах Российской Федерации, за  исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса, за обеспечением безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства;

- оказание государственных  услуг, управление государственным  имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной продукции, обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Росрыболовство осуществляет свои полномочия в установленных законодательством Российской Федерации случаях на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне (далее - ИЭЗ) Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации (далее -континентальный шельф), а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана.

Для реализации государственной  политики в сфере продовольственной  безопасности в рыбохозяйственном комплексе требуется концентрация усилий по следующим направлениям:

  • расширение и более интенсивное использование потенциала водных биоресурсов и новых технологий их индустриального выращивания;
  • создание новых технологий глубокой и комплексной переработки водных биоресурсов, методов хранения и транспортировки рыбной продукции;
  • развитие научного потенциала рыбохозяйственного комплекса, поддержка новых научных направлений;
  • совершенствование механизмов регулирования рынка рыбной продукции в части устранения ценовых диспропорций на рынках рыбной продукции и материально-технических ресурсов;
  • повышение эффективности государственной поддержки, уделяя особое внимание созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей;
  • оперативное применение мер таможенно-тарифного регулирования для целей рационализации соотношения экспорта и импорта рыбной продукции;
  • активное использование защитных мер при растущем импорте рыбной продукции, а также в случаях демпинга и применения в зарубежных странах субсидий при их экспорте;
  • эффективная работа системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с учетом международных правил и стандартов;
  • поэтапное снижение зависимости отечественного рыбохозяйственного комплекса от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов.

Росрыболовство провело большую работу по подготовке изменений в Федеральный закон № 166-ФЗ, по результатам которой принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 420 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 420-ФЗ). В частности, введена норма, касающаяся снятия запрета на осуществление промысла с использованием судов, принадлежащих иностранным лицам на праве собственности, на основании договора бербоут-чартера за пределами континентального шельфа и ИЭЗ Российской Федерации. В районах действия международных договоров Российской Федерацией ведется промысел нетрадиционных для России видов водных биоресурсов и, соответственно, рыбопромысловых судов для промысла таких видов в настоящее время недостаточно. Механизм бербоут-чартера позволяет организовать такой промысел. Кроме того, следует отметить, что зачастую одним из условий договора бербоут-чартер является постепенный выкуп судна в собственность.

В связи с принятием  постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 589 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления в сфере рыбного хозяйства» Росрыболовство приступило к осуществлению новых функций в сфере рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства и реализации рыбной продукции, обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства.

Всего в 2010 году принято 15 постановлений  и более 30 распоряжений Правительства  Российской Федерации, подготовленных Росрыболовством, а также издано 77 нормативных правовых акта Росрыболовства.

С 2009 года за 1058 пользователями на 10-летний период закреплено 6487 долей  квот, что позволило с одной  стороны эффективным пользователям планировать развитие своего бизнеса, а с другой - стимулировать более полное освоение выделяемых квот. В 2010 году данная работа была продолжена, заключено свыше 1850 договоров о закреплении долей квот с более чем 140 юридическими лицами, получившими право на добычу (вылов) водных биоресурсов по результатам проведенных аукционов, а также в результате реорганизации.

В связи с окончанием в 2010 году двухлетнего периода, который  должен показать эффективность освоения пользователями объемов водных биоресурсов, выделяемых в соответствии с договорами о закреплении долей квот, в настоящее время большую важность приобретает организация кампании по обеспечению реализации нормы, установленной в пункте 2 части 2 статьи 13 Федерального закона № 166-ФЗ, о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биоресурсов. В целях реализации данных положений Росрыболовством издан приказ от 16 октября 2010 г. № 101  «Об организации в Росрыболовстве работы в связи с принудительным прекращением права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства».

Таблица 1.1.

Добыча (вылов) водных биоресурсов российскими  пользователями в морских районах  промысла в 2009 - 2010 годах13

Регионы

2009 год (тыс. тонн)

2010 год (тыс. тонн)

2010 год к 2009 году (в %)

Всего,

в том числе:

3679,3

3904, 5

106,1

Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн

2483,5

2557,3

103

Северный рыбохозяйственный бассейн

425,9

504,7

118

Западный рыбохозяйственный бассейн

46,2

42,7

92,5

Азово-Черноморский рыбохозяйственный бассейн

34

30,4

89,5

В олжско –Каспийский рыбохозяйственный бассейн

40,9

37,7

92,2

Конвенционные районы, ИЭЗ  иностранных государств и открытая часть Мирового океана

648,8

731,6

113


Традиционно основные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов  российскими рыбаками приходится на рыболовство, осуществляемое в ИЭЗ Российской Федерации, континентальном шельфе и открытой части Мирового океана.

Заключение

 

На основании изложенного, можно сформулировать ряд выводов.

Необходимым условием эффективного функционирования рыбной отрасли является реализация следующих форм и методов государственного управления: развитие государственного рынка рыбного сырья и обрабатывающего сектора; направленность внешнеторговой политики на уменьшение в экспорте рыбных товаров доли сырья; стимулирование добывающих, обрабатывающих, сбытовых предприятий к интеграции совместной деятельности с использованием рентных, налоговых и компенсационных инструментов воздействия.

При создании государственного рынка рыбного сырья в системе  национального рынка рыбопродукции целесообразно использовать эффективную модель федеральной контрактной системы США, а также норвежский опыт организации сбыта рыбной продукции.

Определены и обоснованы способы повышения эффективности  государственного рынка рыбной продукции на основе регулирования рентных отношений, показан порядок организации поставок рыбной продукции на внутренний рынок.

Обоснован порядок выделения  добывающим предприятиям бесплатных квот для организации регулярных поставок сырья на береговые обрабатывающие предприятия с целью повышения объемов производства и снижения стоимости готовой продукции. Дополнительные сырьевые ресурсы через мультипликативный эффект вызовут увеличение загрузки перерабатывающих предприятий, создание новых рабочих мест, насыщение внутреннего рынка доступной по цене рыбопродукцией и эффективное развитие отрасли.

Обозначение четкой позиции  государства по отношению к решению  насущных проблем предпринимательства  в рыбной промышленности, выделение приоритетов и реализация целостной системы поддержки рыбного хозяйства позволят России выполнить поставленные стратегические задачи инновационного развития и вернуть прежние позиции лидерства в мировых рыбохозяйственных отношениях.

Предложена система показателей  для определения подверженности предприятий рыбной промышленности хозяйственным рискам. Данная система может служить методическим инструментом обоснования эффективности мер государственной поддержки, в силу того, что она позволяет ранжировать рыболовные предпринимательские структуры по уровню их экономической устойчивости, а значит, выбрать государственными органами получателей бюджетных средств, льготных кредитных ресурсов и других мер государственного воздействия.

Применение рационального  протекционизма, сочетающего свободную  торговлю и защиту интересов отечественных  рыбохозяйственников, позволит решить задачи уменьшения зависимости от импорта, особенно импорта рыбы искусственного происхождения, и повышения ёмкости и доступности внутреннего рынка для российских производителей рыбопродукции.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Багиев Г.Л. Проблемы обеспечения экономической устойчивости организации в условиях риска // Проблемы управления рисками в техносфере. – № 1. – 2010. – С.26-28.
  2. Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // РЭЖ. 2007. № 1–2.
  3. Долматова Е.В. Инструменты государственного регулирования рыбодобычи: открытый и закрытый доступы к морским биоресурсам // Сборник тезисов МНТК «Наука и образование - 2006», Мурманск : МГТУ, 2006.
  4. Древинг С.Р. Критерии устойчивого развития предприятий рыбопромышленного комплекса // Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития: Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции /МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009.
  5. Древинг С.Р., Шпилева М.Л. Финансовый механизм государственной поддержки обновления рыбопромыслового флота // Модернизация экономики России и стран СНГ: Материалы международного конгресса, г. Волгоград, 18-19 марта 2010 г.: В 2 ч. Ч. 1. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2010.
  6. Карасева, О. В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в рыбной отрасли / О.В. Карасева // Дальневосточный регион: экономика, управление, финансы: межвуз. сб. науч. статей. – Владивосток, 2008. – С. 11–18.
  7. Лю Хуэйюй, Шмидт Ю.Д. Об оценке эффективности стратегии развития отрасли// Вестник ТГЭУ, 2010, № 3. с. 3-15.
  8. Мысаченко В.И. Методы и инструменты государственного регулирования структурных преобразований промышленности. // Вестник МГУ. – 2008. -  №5 – С.268-272.
  9. Ослопова М.В. Направления создания рабочих мест в рыбной промышленности Приморского края / М.В. Ослопова // Исследование факторов внутренней и внешней среды развития предпринимательства в регионе: сб. науч. тр. / Владивосток. гос. ун-т эк. и сервиса. – Владивосток, 2006. - С. 139-145.
  10. Ослопова М.В., Бугреева С.А. Привлечение инвестиций в рыбную отрасль Приморского края – условие решения отраслевых проблем / М.В. Ослопова // Дальневосточный регион – Рыбное хозяйство. – 2008. - № 1(10). – С. 96-103.
  11. Ремизова А.В. Структурные преобразования в рыбной промышленности – как  возможный путь решения проблем занятости / М.В. Ослопова // Экономика и бизнес: позиция молодых ученых: материалы конференции студентов и аспирантов (с международным участием) 19 апреля 2007 г. / Алт. гос. ун-т. -  Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007. – С. 138-142.
  12. Юдаева К., Ясин Е. Стратегия-2050: справится ли Россия с вызовами глобализации? // Вопросы экономики. 2008. № 5.

Информация о работе Государственное регулирование инновационных преобразований в рыбохозяйственном комплексе