Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа
Ряд важнейших вопросов инновационного развития российской экономики и по сей день остается дискуссионным. В значительной степени это относится к ресурсному обеспечению инновационного развития национальной экономики. В настоящее время Россия отстает от наиболее развитых стран по темпам инновационного экономического развития. Такая ситуация диктует необходимость стимулирования инвестиционной активности в сфере новейших отраслей общественного производства, где создаются инновационные технологии и продукты
Введение 3
1. Методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности 5
2. Характеристика развития российской рыбохозяйственной отрасли 8
3. Особенности инновационного развития рыбохозяйственной отрасли 12
4. Государственное регулирование инновационных преобразований в рыбохозяйственном комплексе 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
При этом в условиях стабильного роста экспорта рыбной продукции объем импортных поставок традиционно значительно ниже и имеет более низкие темпы роста, а в отдельные годы происходило даже его снижение.
В то же время благодаря устойчивому развитию отечественного рыбохозяйственного комплекса по предварительным экспертным оценкам доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке за 2010 год составила порядка 77,5 %.
По данным Росстата потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения за 2009 год определено в количестве 15 кг. При этом в ряде субъектов Российской Федерации, и в первую очередь в прибрежных, этот показатель значительно выше (Сахалинская область - 34 кг, Камчатский край - 30 кг, Тюменская область - 21 кг).
Роль и участие в этом Росрыболовства, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, выражается в осуществлении следующих функций:
- выработка и реализация
государственной политики и
- контроль и надзор
за водными биоресурсами и
средой их обитания во
- оказание государственных
услуг, управление
Росрыболовство осуществляет свои полномочия в установленных законодательством Российской Федерации случаях на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне (далее - ИЭЗ) Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации (далее -континентальный шельф), а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана.
Для реализации государственной политики в сфере продовольственной безопасности в рыбохозяйственном комплексе требуется концентрация усилий по следующим направлениям:
Росрыболовство провело большую работу по подготовке изменений в Федеральный закон № 166-ФЗ, по результатам которой принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 420 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 420-ФЗ). В частности, введена норма, касающаяся снятия запрета на осуществление промысла с использованием судов, принадлежащих иностранным лицам на праве собственности, на основании договора бербоут-чартера за пределами континентального шельфа и ИЭЗ Российской Федерации. В районах действия международных договоров Российской Федерацией ведется промысел нетрадиционных для России видов водных биоресурсов и, соответственно, рыбопромысловых судов для промысла таких видов в настоящее время недостаточно. Механизм бербоут-чартера позволяет организовать такой промысел. Кроме того, следует отметить, что зачастую одним из условий договора бербоут-чартер является постепенный выкуп судна в собственность.
В связи с принятием
постановления Правительства
Всего в 2010 году принято 15 постановлений и более 30 распоряжений Правительства Российской Федерации, подготовленных Росрыболовством, а также издано 77 нормативных правовых акта Росрыболовства.
С 2009 года за 1058 пользователями
на 10-летний период закреплено 6487 долей
квот, что позволило с одной
стороны эффективным
В связи с окончанием в 2010 году двухлетнего периода, который должен показать эффективность освоения пользователями объемов водных биоресурсов, выделяемых в соответствии с договорами о закреплении долей квот, в настоящее время большую важность приобретает организация кампании по обеспечению реализации нормы, установленной в пункте 2 части 2 статьи 13 Федерального закона № 166-ФЗ, о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биоресурсов. В целях реализации данных положений Росрыболовством издан приказ от 16 октября 2010 г. № 101 «Об организации в Росрыболовстве работы в связи с принудительным прекращением права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства».
Таблица 1.1.
Добыча (вылов) водных биоресурсов российскими пользователями в морских районах промысла в 2009 - 2010 годах13
Регионы |
2009 год (тыс. тонн) |
2010 год (тыс. тонн) |
2010 год к 2009 году (в %) |
Всего, в том числе: |
3679,3 |
3904, 5 |
106,1 |
Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн |
2483,5 |
2557,3 |
103 |
Северный рыбохозяйственный бассейн |
425,9 |
504,7 |
118 |
Западный рыбохозяйственный бассейн |
46,2 |
42,7 |
92,5 |
Азово-Черноморский рыбохозяйственный бассейн |
34 |
30,4 |
89,5 |
В олжско –Каспийский рыбохозяйственный бассейн |
40,9 |
37,7 |
92,2 |
Конвенционные районы, ИЭЗ иностранных государств и открытая часть Мирового океана |
648,8 |
731,6 |
113 |
Традиционно основные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов российскими рыбаками приходится на рыболовство, осуществляемое в ИЭЗ Российской Федерации, континентальном шельфе и открытой части Мирового океана.
На основании изложенного, можно сформулировать ряд выводов.
Необходимым условием эффективного функционирования рыбной отрасли является реализация следующих форм и методов государственного управления: развитие государственного рынка рыбного сырья и обрабатывающего сектора; направленность внешнеторговой политики на уменьшение в экспорте рыбных товаров доли сырья; стимулирование добывающих, обрабатывающих, сбытовых предприятий к интеграции совместной деятельности с использованием рентных, налоговых и компенсационных инструментов воздействия.
При создании государственного рынка рыбного сырья в системе национального рынка рыбопродукции целесообразно использовать эффективную модель федеральной контрактной системы США, а также норвежский опыт организации сбыта рыбной продукции.
Определены и обоснованы
способы повышения
Обоснован порядок выделения добывающим предприятиям бесплатных квот для организации регулярных поставок сырья на береговые обрабатывающие предприятия с целью повышения объемов производства и снижения стоимости готовой продукции. Дополнительные сырьевые ресурсы через мультипликативный эффект вызовут увеличение загрузки перерабатывающих предприятий, создание новых рабочих мест, насыщение внутреннего рынка доступной по цене рыбопродукцией и эффективное развитие отрасли.
Обозначение четкой позиции государства по отношению к решению насущных проблем предпринимательства в рыбной промышленности, выделение приоритетов и реализация целостной системы поддержки рыбного хозяйства позволят России выполнить поставленные стратегические задачи инновационного развития и вернуть прежние позиции лидерства в мировых рыбохозяйственных отношениях.
Предложена система
Применение рационального протекционизма, сочетающего свободную торговлю и защиту интересов отечественных рыбохозяйственников, позволит решить задачи уменьшения зависимости от импорта, особенно импорта рыбы искусственного происхождения, и повышения ёмкости и доступности внутреннего рынка для российских производителей рыбопродукции.