Восьмой аспект - зависимость глобальной
конкурентоспособности национальной
экономики от уровня развития
инновационных процессов.
Девятый аспект - взаимосвязь уровней
научного потенциала и национальной
безопасности.
Наконец еще одним аспектом
в данном перечне является
возможность использования научно-технических
достижений в антиобщественных
целях.
«Необходимость государственного
регулирования инновационных процессов
объясняется не только их общенациональным
значением, но и экономическим содержанием.»
С одной стороны, в настоящее
время инновации становятся основным
средством увеличения прибыли
хозяйствующих субъектов за счет
лучшего удовлетворения рыночного
спроса, снижения производственных
издержек по сравнению с конкурентами.
С другой стороны, в условиях классических
рыночных механизмов получение научно-технических
результатов было бы существенно затруднено,
многие нововведения не могли бы быть
внедрены в хозяйственную практику.
«Методы воздействия государства в
области инноваций можно подразделить
на прямые и косвенные. Соотношение их
определяется экономической ситуацией
в стране и выбранной в связи с этим концепцией
государственного регулирования.»
1.4 Прямые методы
государственного
регулирования инновационных
процессов
Прямые методы государственного
регулирования инновационного процесса
осуществляются преимущественно
в двух формах: административно-ведомственной
и программно-целевой. Административно-ведомственная
форма проявляется в виде прямого
финансирования, осуществляемого в соответствии
со специальными законами, принимаемыми
с целью непосредственного содействия
инновациям.
«Программно-целевая форма государственного
регулирования инноваций предполагает
контрактное финансирование последних
посредством государственных целевых
программ поддержки нововведений, в том
числе в малых наукоемких фирмах. Создается
система государственных контрактов на
приобретение тех или иных новшеств (товаров,
технологических процессов, услуг), и фирмам
предоставляются кредитные льготы для
осуществления нововведений.»
Контрактное финансирование представляет
собой один из элементов распространенной
в настоящее время системы
контрактных отношений - договоров
между заказчиками и подрядчиками.
В системе прямых методов воздействия
государства на инновационный процесс
важное место занимают мероприятия, стимулирующие
кооперацию промышленных предприятий
в области нововведений и кооперацию университетов
с промышленностью. Вторая из этих форм
кооперации вызвана необходимостью, с
одной стороны, доведения передовых научных
идей до стадии их коммерческой реализации,
с другой - создания условий для заинтересованности
промышленности в финансировании исследований.
В этом направлении государственной
инновационной политики проявляется
ее ориентация на научную новизну промышленных
инноваций, что нередко является вторичным
при реализации интересов промышленных
предприятий, решающих производственные
и коммерческие задачи.
1.5 Косвенные методы
государственного
регулирования инновационных
процессов
В государственном регулировании
инновационных процессов важную
роль играют и косвенные методы.
«Косвенные методы, используемые
в реализации государственной
инновационной политики, наделены,
с одной стороны, на стимулирование
инновационных процессов, а с другой
- на создание благоприятного (социального,
экономического, психологического) климата
для новаторской деятельности.»
Состав, структура и содержание
косвенных методов государственного
регулирования инновационных процессов
достаточно разнообразны.
К косвенным методам следует
отнести налоговые льготы и
скидки, кредитные льготы. Налоговые
льготы и скидки находят проявление:
-в освобождении от налогообложения
той части прибыли предприятий
и организаций, которая направляется
на проведение перспективных инновационных
разработок, создание научно-технического
задела;
-исключении валютных средств
научных организаций и вузов
из числа налогооблагаемых доходов,
полученных от реализации научно-технической
(инновационной) продукции и направленных
на приобретение специального оборудования
и уникальных приборов;
-снижении ставок налога на
добавленную стоимость, имущество
и землю для научно-технических
организаций;
-уменьшении в течение определенного
периода налогооблагаемой прибыли,
получаемой предприятиями (фирмами)
от использования изобретений и других
новшеств.
Эффективными при определенных
условиях могут быть такие
косвенные меры государственного
регулирования инноваций, как
кредитные льготы, т. е. предоставление
кредитов (например, с низкой процентной
ставкой) предприятиям, акционерным обществам
и фирмам - потенциальным потребителям
результатов инновационных разработок,
нововведений.
1.6 Финансирование
инновационной деятельности
«Развитие инновационной деятельности,
как на уровне отдельного предприятия,
так и на уровне интегрированных структур
и государства в целом, предполагает создание
стройной и хорошо обоснованной системы
финансирования.» Исходными принципами,
на основе и с учетом которых должна строиться
система финансирования инноваций, должны
выступать:
- четкая целевая
ориентация системы - её увязка с задачей
быстрого и эффективного внедрения современных
научно-технических достижений;
- логичность,
обоснованность и юридическая защищенность
используемых приемов и механизмов;
- множественность
источников финансирования; широта и комплексность
системы, т. е. возможность охвата максимально
широкого круга технических и технологических
новинок и направлений их практического
использования;
- адаптивность
и гибкость, предполагающие постоянную
настройку как всей системы финансирования,
так и ее отдельных элементов на динамично
изменяющиеся условия внешней среды с
целью поддержания максимальной эффективности.
«В условиях регулируемых рыночных
отношений система финансирования
инновационной деятельности имеет
свою специфику и выступает как составной
элемент финансовой политики государства.»
Эта система призвана обеспечивать решение
следующих важнейших задач:
-создание необходимых предпосылок
для быстрого и эффективного
внедрения технических новинок
во всех звеньях хозяйственного
комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической
перестройки;
-сохранение и развитие стратегического
научно-технического потенциала
в приоритетных направлениях
развития;
-создание необходимых материальных
условий для сохранения кадрового
потенциала науки и техники, предотвращения
его утечки за рубеж.
В настоящее время в качестве
основных источников средств,
используемых для финансирования
инновационной деятельности, выступают:
-бюджетные ассигнования, выделяемые
на федеральном и региональном уровнях;
-средства специальных внебюджетных
фондов финансирования НИОКР,
которые образуют ИП, выделяемые
предприятиями, региональными органами
управления;
-собственные средства предприятий;
-финансовые ресурсы различных
типов коммерческих структур (инвестиционных
компаний, коммерческих банков, страховых
обществ, финансово-промышленных групп
и т. п.);
-кредитные ресурсы специально
уполномоченных правительством
инвестиционных банков;
-конверсионные кредиты для научно-технических
и производственных предприятий оборонного
комплекса;
-иностранные инвестиции промышленных
и коммерческих фирм и компаний;
-средства национальных и зарубежных
научных фондов;
-частные накопления физических
лиц.
Суть стратегии активного вмешательства
заключается в признании государством
научной, научно-технической и инновационной
деятельности как главной, определяющей
экономический рост национального хозяйства.
Государство берет на себя активную роль
в организации и финансировании многих
важных программ и проектов, осуществление
которых вносит весомый вклад в развитие
национальной экономики
Глава 2 Анализ государственного
регулирования инновационной
деятельности в РФ
2.1
Органы государственного
регулирования инновационного
процесса в РФ
В
России сложилась четырехуровневая
система управления инновационным процессом:
1) высший государственный, федеральный;
2) средний государственный, отраслевой;
3) государственный региональный; 4) нижний
государственный, институциональный.
По своему содержанию управление
инновационным процессом, независимо
от уровня управления, включает: а) организационную
структуру управления - конкретные органы
управления, распределение власти и ответственности
между ними, соотношение прав и обязанностей;
б) систему сбора, обработки и анализа
необходимой информации; в) механизм принятия
решений и контроль за их выполнением;
г) систему подбора и расстановки кадров.
«Организационный механизм государственного
регулирования инновационной деятельности
должен обеспечить учет мнений
всех прямо или косвенно заинтересованных
структур и в то же время создать условия
для согласованного принятия мер по стимулированию
инноваций.»
Субъектами инновационной политики
выступают центральные и местные
органы власти, предприятия и
организации государственного сектора,
самостоятельные хозяйствующие формирования,
общественные организации, сами научные
работники и инноваторы, смешанные образования.
Общие вопросы инновационной
политики находят отражение в
указах Президента РФ. В подготовке
этих документов принимает участие
Отдел науки и образования Администрации
Президента. При Президенте РФ создан
Совет по научно-технической политике
- консультативный орган. Основными задачами
совета являются:
-информирование Президента о
процессах, происходящих в научно-технической
сфере в стране и за рубежом;
-разработка предложений о стратегии
научно-технической политики и
формировании приоритетных направлений
в ее реализации;
-анализ и экспертиза поступающих
на заключение Президента проектов
законодательных актов по научно-техническим
вопросам;
-подготовка предложений о заключении
межгосударственных соглашений
по научно-техническим вопросам;
-участие в подготовке официальных
документов и материалов по
научно техническим вопросам
для Президента РФ.
Органы законодательной власти РФ
- Государственная дума и Совет Федерации
- имеют право инициирования законов в
сфере научно-технической и инновационной
деятельности. В обеих палатах функционируют
соответствующие комитеты - Комитет Госдумы
по образованию и науке и Комитет Совета
Федерации по образованию, науке и культуре.