Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:03, доклад
государство в тяжелых условиях затянувшегося экономического спада предпринимает меры для поддержки научно- технической и инновационной деятельности
2.2 Государственное
регулирование инновационной
Государственная
инновационная политика в России
представляет собой совокупность мероприятий,
направленных на активизацию инновационной
деятельности, повышение ее эффективности
и широкое использование
- разработку
научно обоснованных концепций
(системы взглядов) развития инновационной
деятельности - осуществляется на
основе анализа состояния
- определение
основных направлений
- осуществление
практических действий по
В России в области
государственной поддержки
- провал политики
конверсии военного
- невозможность
найти применения своим
- невыделение государством средств на патентование изобретений, приводит к снижению поданых заявок на патенты. В то же время в СССР доходы от продажи лицензий составляли порядка 500 млн долл., при затратах государства на патентование в размере 4 –5 млн долл.;
- отсутствие
продуманной налоговой
- постепенное
снижение активности
Тем не менее, государство в тяжелых условиях затянувшегося экономического спада предпринимает меры для поддержки научно- технической и инновационной деятельности. [50]
В состав государственных органов, занимающихся наукой, входят:
- Министерство
образования и науки
- Федеральная
служба по интеллектуальной
- Федеральная
служба по надзору в сфере
образования и науки (
Общая законодательная
база правового регулирования
- Конституцию Российской Федерации;
- Гражданский кодекс РФ;
- Уголовный кодекс
РФ (в части уголовной
- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.);
- Закон РФ
от 2 3 сентября № 35 20-1 «О товарных
знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест
- Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
- Закон РФ
от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О
правовой охране топологий
- Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 <-О селекционных достижениях».[53]
Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:
а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);
б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;
в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.[54]
Проблема выделения приоритетных направлений науки и технологий в России приобрела особую актуальность в связи с сокращением бюджетного финансирования этой сферы. С тех пор данной проблеме уделяется постоянное внимание на самых различных уровнях управления
В настоящее
время можно говорить о первых
итогах проделанной работы, определяющей
направления научно-
Здесь же определены
важнейшие направления
1) научно-технический
комплекс, представляющий собой
совокупность организаций
2) Фундаментальная
наука, имеющая признанные
3) Важнейшие
прикладные исследования и
4) высококвалифицированные
кадры научных работников и
специалистов, информационная инфраструктура,
материально-техническая и
5) опыт концентрации
усилий на решении сложных
научно-технических и
6) богатые природные
сырьевые ресурсы, развитая
Для перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов должны быть решены следующие задачи:
1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2) совершенствование
нормативно-правовой базы
3) адаптация
научно-технического комплекса
4) рациональное
сочетание государственного
5) совершенствование
системы подготовки научных и
инженерных кадров высшей
6) поддержка
научных исследований и
7) укрепление
научно-исследовательского
8) активизация
деятельности по обмену
9) ускоренная
реализация научных и научно-
10) разработка
и модернизация вооружения, военной
и специальной техники,
11) совершенствование
технических средств, форм и
способов борьбы с терроризмом,
В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом:
1) высший государственный, федеральный;
2) средний государственный, отраслевой;
3) государственный региональный;
4) нижний государственный, институциональный.
По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:
а) организационную структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;
б) систему сбора,
обработки и анализа
в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением;
г) систему подбора и расстановки кадров.
Организационная
структура управления (регулирования)
инновационным процессом на высшем
государственном, федеральном уровне
представлена в Приложении Д. По общим
и наиболее важным вопросам государственной
инновационной политики издаются указы
Президента РФ. Решение принципиальных
государственных проблем в
В формировании
государственной научно-
Большую работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом проводят такие специальные органы, как Российская Академия наук (РАН), Госстандарт России, Государственный комитет РФ по делам изобретений и открытий и др. Государственный комитет по делам изобретений и открытий является не только экспертным органом, который регистрирует изобретения и открытия и выдает соответствующие документы (патенты, свидетельства), но и участвует в организации внедрения изобретений, осуществляя контроль за деятельностью ведомств в этой области.[57]
Таким образом,
можно утверждать, что, несмотря на
значительное отставание России от стран
Запада в области государственной
поддержки инновационной
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в России