Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 18:31, лекция
Одной из самых больших сложностей венчурных инвесторов, работающих с российскими старт-апами, является риск предъявления Государственным агентством-заказчиком исключительных прав на ИС, в случае если на каком-то этапе ее создания имело место бюджетное финансирование. Поскольку большинство российских разработок создавались в государственных НИИ или вузах, то эта проблема охватывает очень широкий крут интересных для венчурных инвесторов проектов.
Лекция 8
Государственное
финансирование НИОКР
Одной из самых больших сложностей венчурных инвесторов, работающих с российскими старт-апами, является риск предъявления Государственным агентством-заказчиком исключительных прав на ИС, в случае если на каком-то этапе ее создания имело место бюджетное финансирование. Поскольку большинство российских разработок создавались в государственных НИИ или вузах, то эта проблема охватывает очень широкий крут интересных для венчурных инвесторов проектов.
К настоящему моменту в большинстве стран мира права на технологии, созданные с финансовым участием государства, закрепляются за исполнителем при условии заключения договора с государственным заказчиком, устраивающего обе стороны (в США подобный режим был введен законом Бая-Доула и последующими законодательными актами).
Поскольку блок законов по интеллектуальной собственности, принятый в конце 1992 года, был максимально адаптирован к стандартам TRIPS и большинству других международных конвенций, то мировая практика была введена в российский правооборот и в области передачи прав на разработки, созданные с государственным участием. На законодательном уровне было установлено, что патентообладателем может выступать автор, любое физическое/юридическое лицо, указанное автором (в случае служебного изобретения — работодатель) независимо от источников финансирования. Тем не менее в силу достаточно общих формулировок статей закона, процесс коммерциализации разработок, созданных в государственных учреждениях или за счет бюджета, по-прежнему значительно осложнен. Причина в том, что процесс распоряжения подобной ИС в значительной степени регулируется подзаконными актами, постановлениями Правительства РФ и распоряжениями различных ведомств. Принципом многих нормативных актов стало удержание прав на разработки за государственным заказчиком. В конце 1990-х годов эти тенденции были закреплены на уровне Указа президента и постановлений правительства. Целью этого было обеспечение дополнительных доходов государственному сектору науки.
Эти меры не принесли дополнительные доходы в бюджет. Во-первых, поток утекающих (чаще всего за рубеж) разработок, созданных в государственных учреждениях, не остановился из-за появления легальных схем обхода ограничений, а во-вторых, у предприятий пропали стимулы к проведению и внедрению новейших разработок, а старые патенты оказались «замороженными». Учитывая эти обстоятельства, возобновились попытки разрешения этого вопроса в пользу разработчиков по мировым стандартам. На сегодня ситуация все еще не является до конца разрешенной в пользу разработчиков, хотя ряд необходимых мер уже принят.
Новая редакция Патентного закона от 7 февраля 2003 года № 22-ФЗ и последующие поправки 2006 года закрепили право на получение патентов на объекты интеллектуальной собственности, созданные в рамках государственных контрактов, за исполнителем контракта. При этом исполнитель по требованию госзаказчика обязан предоставить неисключительную безвозмездную лицензию на использование запатентованных изобретений для государственных нужд.
Для особых случаев, когда разработка всецело принадлежит государству, должен быть подписан специальный контракт. Аналогичные изменения коснулись Закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Закона РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем».
Для регулирования процесса внедрения подобных разработок 17 ноября 2005 года было принято постановление Правительства РФ № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности». Согласно этому постановлению: «Государственные заказчики при заключении государственных контрактов включают в них условие о закреплении прав на результаты научно-технической деятельности:
В иных случаях права на результаты научно-технической деятельности закрепляются за исполнителем на условиях, определяемых в государственных контрактах».
Таким образом, разработчик, создавший ИС в стенах госучреждения или по государственному контракту, желающий создать старт-ап и получить венчурные инвестиции, должен быть осведомлен обо всех этих тонкостях и создать охранный документ, дающий все права на ИС исполнителю. Часто это может быть достигнуто за счет грамотного использования особенностей законов и постанов лений, приглашения хорошего патентного консультанта или за счет нахождения взаимопонимания и приемлемой формы соглашения между государственным заказчиком и исполнителем.
Интеллектуальная собственность, созданная в НИИ или вузе
Многие основатели венчурных старт-апов являются выходцами из сектора «большой науки». Таким образом, возникает вопрос о юридической возможности разграничения прав на ИС, созданной в стенах научного и учебного учреждения между самим учреждением и изобретателем.
Поскольку подобные изобретения являются служебными, то возникают имущественные права работодателя на них. Это может создать значительные риски для изобретателя, решившего коммерциализировать свою технологию «в обход» материнского учреждения. Таким образом, легальным выходом из ситуации является участие НИИ или вуза в прибыли создаваемого старт-апа.
Во всем мире принята практика, что научные и учебные учреждения могут передавать свои технологии для коммерческого использования в обмен на участие в прибыли или получения роялти. Подобные сделки заключаются через центры трансфера технологий (ЦТТ). Старт-апы, созданные таким образом, называются спин-оффами (от англ. spin-off). Хотя на первоначальном этапе работы ЦТТ — это затратные подразделения, которым должны выделяться средства, через 8-10 лет они становятся самоокупаемыми. В успешно работающих ЦТТ в США валовой объем собираемых роялти и лицензионных платежей составляет от 0,5 до 2 % ежегодного бюджета на научно-исследовательские работы соответствующего университета или института. Например, многие старт-апы Силиконовой долины являются спин-оффами Стэнфордского университета.
Необходимым условием возможности создания спин-оффа на базе учебных и научных учреждений является законодательная поддержка процесса технологического трансфера, разрешающая противоречие между некоммерческим характером деятельности материнского заведения, и венчурным, коммерческим характером спин-оффа. В развитых странах данный процесс является четко отлаженным и эффективным. В США регламентация этого процесса началась посредством законов Бая-Доула и Стивенсона-Уайдлера , усиленных дополнительными законодательными актами и поправками.
В России создание спин-оффа при НИИ или вузе очень затруднено. Это происходит благодаря уже упомянутой выше нерешенности вопроса о принадлежности ИС, созданной по госконтрактам, и невозможности долевого участия бюджетных организаций (а таких среди научно-исследовательских и учебных организаций — подавляющее большинство) в старт-апах, созданных за счет внебюджетных источников. На сегодняшний день практически нет форм легального участия НИИ и вузов в капитале инновационных старт-апов или передачи им земли и оборудования на взаимовыгодной основе.
Тем
не менее руководства ЦТТ при
научных и учебных учреждениях
пытаются выработать легальные схемы
коммерциализации технологий, приемлемые
для всех трех сторон — предпринимателей-
Основной проблемой, возникающей в работе ЦТТ МГУ, является именно нерешенный вопрос о праве распоряжения ИС, поскольку в МГУ преобладает государственное финансирование разработок. Поэтому в настоящее время преимущественно используются два способа создания интеллектуальной собственности для коммерческих целей: заказные НИОКР частных фирм и совместное патентование.
В случае заказных НИОКР в соглашении оговаривается, что вся интеллектуальная собственность принадлежит заказчику. Это не вызывает затруднений, если интеллектуальная собственность не создана на бюджетные деньги. При совместном патентовании, которое предпочитают зарубежные фирмы, каждая из сторон имеет право на продажу лицензий, на совместный патент, а распределение доходов от них регулируется отдельными соглашениями.
По этим причинам основным видом деятельности Центра в настоящее время являются контракты с промышленностью на проведение НИОКР (по сути, хоздоговорные работы). Центр выступает в роли «единого окна», куда корпорация может обратиться с набором своих задач. Одним из самых впечатляющих результатов на этом направлении является создание на химическом факультете совместной лаборатории с компанией «Русский алюминий», которая в 2005 году выделила на ее создание 1 млн долл. Также подписаны соглашения о сотрудничестве с Samsung и Schlumberger.
Вследствие существующей ситуации создание венчурных старт-апов сотрудниками университета еще не стало основной формой внедрения технологий. Вместе с тем ЦТТ МГУ пытается действовать и в этой области: финансирование подобных компаний осуществляется по программе «Старт» Фонда содействия. Большую работу в этом направлении делает технопарк МГУ, где размещаются многие инновационные проекты.
В этой связи у предпринимателей есть две возможности. Во-первых, можно максимально конструктивно использовать возможности государственного учреждения, договорившись с его руководством в рамках существующего законодательства. Это может обернуться дополнительными плюсами, например получением производственных помещений, места в технопарке или доступа к оборудованию.
Альтернативный
способ — привлечь квалифицированных
юристов, которые смогут легальными путями
минимизировать риски, например, через
создание нового патента на усовершенствованное
изобретение, выводящее его из-под режима
служебного.