Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:24, контрольная работа
Важно осветить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности. Для более ясного понимания текущего положения инновационной среды в России, надо провести сравнительный анализ текущего состояния с Европейскими странами, Японией и США. Понять наше место в глобальном масштабе.
Введение 1
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики. 2
2. Формирование государственной инновационной политики 3
3. Государственная поддержка инновационной деятельности 5
3.1 Законодательное регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в рамках проекта части IV Гражданского кодекса РФ
4. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития 7
5. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем 10
6. Инструменты государственной инновационной политики 15
6.1 Российская венчурная компания
6.2 Технопарки.
6.3 Наукограды.
6.4 Особые экономические зоны (ОЭЗ)
7. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ 20
8. Создание эффективно функционирующей национальной инновационной систем 25
Заключение 29
Используемая литература 32
- обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
- развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях; - содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;
- развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
- дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий
- дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей
- дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;
- разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;
- внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий;
- внедрение 5 - 8 критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет;
- создание 6 - 12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня;
- создание новых рабочих мест для высококвалифицированных работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;
- привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.
Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:
I этап - 2007 - 2009 годы;
II этап - 2010 - 2012 годы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:
- создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития;
- формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;
- реализация отдельных "прорывных" направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы;
- реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;
- обеспечение значимого вклада в создание эффективной инновационной системы; содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;
- обеспечение стимулирующих факторов для развития эффективных научных коллективов; повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок;
- ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта;
- ежегодный прирост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере 0,05 - 0,09 процентного пункта;
- ежегодный прирост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного пункта;
- ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;
- ежегодный прирост доли высокотехнологичной продукции в объеме произведенной промышленной продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного пункта;
- прирост доли исследователей до 39 лет в общем числе исследователей в размере 1,8 процентного пункта;
- доведение коэффициента бюджетной эффективности Программы до 45 - 50 процентов.
7.2 Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
Основной проблемой, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база"
на 2007 - 2011 годы, является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.
Государственные заказчики Программы: Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук Выполнение Программы рассчитано на 5-летний период (2007 - 2011 годы). Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий.Предусматривается реализация Программы в два этапа:
Первый этап (2007 - 2009 годы) включает в себя выполнение быстрореализуемых проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе.
Второй этап (2008 - 2011 годы) включает в себя выполнение сложных комплексных проектов по созданию перспективных технологий, реализуемых в новых поколениях наукоемкой продукции и ориентированных на недопущение технологического отставания от передовых стран или закрепление отечественного приоритета по основным стратегически важным направлениям.
Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Основными задачами Программы являются:
- создание новых передовых технологий и оборудования, необходимого для их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;
- разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их финансирования;
активизация процессов коммерциализации новых технологий;
создание перспективного научно-технологического задела для разработки перспективной наукоемкой продукции;
решение проблем улучшения экологической ситуации в стране.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- количество переданных в производство технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечного продукта;
- количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений и закрепляющих права на объекты интеллектуальной собственности, полученные в процессе выполнения Программы, в том числе права Российской Федерации;
- количество разработанных технологий, соответствующих мировому уровню или превышающих его.
Целевые индикаторы и показатели реализации федеральной целевой программы
"Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
| |||||||
Целевые индикаторы и показатели | Единица измерения | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество переданных в производство технологий | штук | 8 - 12 | 41 - 47 | 61 - 69 | 49 - 56 | 56 - 62 |
|
Количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений
| -"- | 16 - 22 | 49 - 56 | 58 - 65 | 45 - 53 | 38 - 45 |
|
Количество вновь разработанных технологий, соответствующих мировому уровню | -"- | 11 - 17 | 42 - 48 | 55 - 63 | 45 - 53 | 42 - 52 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Создание эффективно функционирующей национальной
инновационной системы.
Национальная инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.
Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.
НИС включает следующие компоненты:
· Нормативно-правовая база ИД
· Субъекты ИД (Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта)
· Инфраструктура НИС (Инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности)
Рисунок представляет собой схематичное отображение структуры НИС
Место любой страны в мировом технологическом пространстве определяется двумя наборами показателей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоотдачей (эффективность и конкурентоспособность). В табл.1 приведены данные о наукоемкости и наукоотдаче национальных экономик высокоразвитых стран. Наукоемкость и наукоотдача национальных экономик
Таблица 1.
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Страна | ВВП, млрд. долл. | ВВП на одного занятого, тыс. долл. | Доля Расходов на иссл. И разраб. в ВВП, %
| Текущий индекс Конкуренто способности
| Доляhi-tech продукции в товарном экспорте, %
| Доля в мировом экспорте информац. оборудования, % |
| |||||||||
США | 9875 | 73,1 | 2,64 | 2 | 28,2 | 16,3 |
| |||||||||
Китай | 5135 | 7,2 | 1,00 | 47 | 16,7 | 4,6 |
| |||||||||
Япония | 3425 | 56,0 | 3,04 | 15 | 26,3 | 11,5 |
| |||||||||
Индия |
| 4,9 |
| 36 | 3,2 |
|
| |||||||||
Германи |
| 56 | 2,44 | 4 | 15,3 | 4,8 |
| |||||||||
Франция |
| 56,2 | 2,17 | 12 | 19,4 | 3,4 |
| |||||||||
Великобри тания |
| 54,5 | 1,87 | 7 | 26,2 | 5,3 |
| |||||||||
Италия | 1410 | 56,5 | 1,04 | 24 | 7,9 | 1,1 |
| |||||||||
Россия | 1185 | 18,0 | 1,01 | 58 | 3,1 | 0,2 |
| |||||||||
Канада |
| 60 |
| 11 |
| 2,2 |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица позволяют определить место России в мировом технологическом пространстве.
Показатели наукоемкости:
· доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 1,01 %;
· численность научных работников на 10 тысяч занятых. Традиционно мы удерживали первенство по данному параметру. Сегодня мы находимся на третьей позиции после США и Японии.
Показатели наукоотдачи:
· индекс конкурентоспособности - занимаем 58 место, уступаем Китаю и Индии;
· доля высокотехнологического экспорта в товарном экспорте - 3 %, уступаем более чем в 5 раз Китаю;
· доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2 %. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала - уступаем более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;
· доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2 %. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала. Рынок информационного и телекоммуникационного оборудования сегодня является самым динамично растущим. Его объем достиг 940 млрд. долларов, что превышает все совокупные рынки энергосырьевых и продовольственных товаров. За последние 10-15 лет нето-экспортерами на этом рынке стали Таиланд, Малайзия и Мексика.
Анализ таблицы 1 показывает, что при одинаковых параметрах наукоемкости Китая, Италии и России на выходе наукоотдача России по доле высокотехнологичного экспорта уступает в 5 раз Китаю, в 4 раза Италии, находится на уровне Индии; по конкурентоспособности уступает Италии более чем в 2 раза, уступает Китаю; по доле в мировом экспорте информационного оборудования уступает Китаю в 23 раза, Италии в 5 раз. Причина низкой наукоотдачи видится в отсутствии фундаментальной национальной инновационной системы.
В США считают, что главным достижением 20-го века является создание национальной инновационной системы, т.е. действенной системы институтов, которая с помощью своих сигналов позволяет создавать в необходимый момент то или иное блестящее технологическое достижение.
Основной проблемой национальной инновационной системы России является отсутствие крупных высокотехнологичных фирм, способных брать на себя внедрение высоких технологий. Национальная инновационная система включает в себя не только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации научно-технических разработок. В настоящее время целый ряд правовых документов, регулирующих хозяйственную деятельность организаций научно-технической сферы, не соответствует решаемым ими инновационным задачам. Важный элемент национальной инновационной системы - институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью.