Формирование региональной инновационной системы Курского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:10, доклад

Описание работы

Для модернизации российской экономики федеральными органами власти были определены пять стратегических векторов экономической модернизации нашей страны: эффективность производства; ядерные технологии; совершенствование информационных технологий; новая структура передачи информации; передовые позиции в диагностике и производстве некоторых видов медицинского оборудования

Работа содержит 1 файл

Азанова, Фкд-41.Формирование региональной инновационной системы.docx

— 28.01 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

Формирование  региональной инновационной  системы Курского региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студ.гр. фкд-41

                Азанова Е.А.

                Руководитель: Камалтдинова Р.М. 
                 

      В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: “умной” экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности, как прозвучало из доклада Д.А. Медведева “Россия, вперед”.

            Для модернизации российской экономики федеральными органами власти были определены пять стратегических векторов экономической модернизации нашей страны: эффективность производства; ядерные технологии; совершенствование информационных технологий; новая структура передачи информации; передовые позиции в диагностике и производстве некоторых видов медицинского оборудования [1].

    Для реализации задач по стратегическим векторам российские экономисты (при поддержке всей национальной модернизаторской коалиции) должны дать консолидированный, ясный инструментарий в следующих направлениях:

    - создать действующую национальную инновационную систему;

    - создать модель модернизации для среднесрочной и долгосрочной экономической политики, программу действий по снижению зависимости страны от экспорта сырья;

      - создать своего рода “дорожную карту” ускоренной модернизации, т.е. конкретные бизнес- проекты (с размещением на карте России), работающие по “стратегическим векторам”, названным президентом;

    - укрепить и модернизировать власть, т.е. обеспечить эффективное функционирование власти в рамках модернизации всей экономики страны.

    Мероприятия по перечисленным направлениям осуществляются через национальные и партийные проекты. Так, реализуя партийный проект “Национальная инновационная система”, федеральные органы власти создают благоприятные налоговые и инфраструктурные условия предприятиям, выпускающим наукоемкую продукцию, внедряющим современные технологии. На приоритетных направлениях планируется обеспечить бюджетное софинансирование передовых разработок. Главной целью национальной инновационной системы является обеспечение востребованности новаций в экономике и социальной сфере. Прогнозные значения данной программы свидетельствуют о том, что к 2020 г. число промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет в 4-5 раз. До 3 % валового внутреннего продукта (ВВП) вырастут инвестиции в исследования и разработки.

           Для реализации выполнения проекта построения Национальной инновационной системы и в дальнейшем реализаций ее прогнозных значений необходимо логическое построение региональных инновационных систем. 

          Курская область как один из старопромышленных регионов Центрального федерального округа с высоким уровнем концентрации вузовской и отраслевой науки остро нуждается в процессе формирования и совершенствования региональной инновационной системы. Создание действующей региональной инновационной системы в Курской области так же, как и в других регионах, является необходимым условием эффективного использования существующего на его территории инновационного потенциала.

    Формирование  региональной инновационной системы предусматривает создание благоприятного инновационного климата, а также построение инновационной инфраструктуры.

    Курская область ставит перед собой определенные цели и ряд задач для развития инновационной деятельности и производства, которые изложены в законе “О промышленной политике в Курской области” [1].

    В настоящее время на перспективу необходимо создание стратегии долгосрочного инновационного развития региона, в которой должны быть отражены направления и мероприятия по совершенствованию инновационных процессов в регионах, и использование инновационного потенциала для социально-экономического развития.

    Конечной  целью развития инновационной деятельности на территории Курской области является создание и совершенствование действующей региональной инновационной системы. Данная система должна базироваться на формировании благоприятной экономико-правовой среды; создании инновационной инфраструктуры; совершенствовании механизмов государственной поддержки процесса коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок. Авторами была предложена усовершенствованная структура взаимодействия элементов региональной инновационной системы. В составе региональной инновационной системы должны действовать элементы, организующие работу региональной инновационной системы, осуществляющие инновационный процесс на территории региона, взаимодействуя между собой.

    Создание действующей региональной инновационной системы - процесс наукоемкий и стратегически важный для социально-экономического развития Курской области. Таким образом, для создания оптимальной совокупности элементов и их эффективного взаимодействия в региональной инновационной системе необходимо организовать институт экспертов. Это, в первую очередь, связано с тем, что в России отсутствуют апробированные модели национальной и региональных инновационных систем. Важно, чтобы список членов такого экспертного совета оставался открытым и регулярно пополнялся новыми участниками по мере появления новых инновационно-активных предприятий. Целесообразно также привлекать в состав совета авторитетных специалистов в инновационной деятельности из других регионов и из-за рубежа.

             В целях развития системы продвижения научно-технической продукции на рынок предлагается создать “инновационно-информационный портал”. На первом этапе его функционирования целесообразна организация сбора информации по предлагаемым видам инновационной продукции и запросам рынка на данный вид товара. На втором этапе необходимо осуществление организации торгов посредством создания и поддержания специализированного вебсайта в глобальной компьютерной Сети. На третьем этапе следует организовать привлечение иностранных покупателей и продавцов инновационной продукции в качестве инвесторов или партнеров для разработки дорогостоящих, опытных образцов наукоемкой продукции.

    Большое влияние на выработку и проведение инновационной политики должны оказывать общественные организации города: курская торговая палата, союз предпринимателей и др. Общественным организациям нужно объединить свои усилия для решения проблем инновационной направленности предприятий города.

    Фонд  инновационного развития призван обеспечить финансирование различных программ не только за счет собранных для него или завещанных ему средств, но и за счет осуществления экономической деятельности, которая в силу предоставленных государством прав и преимуществ приносила бы ему значительные финансовые средства.

    Выходом из кризисной технологической ситуации в Курской области может стать создание центров коллективного доступа к новым технологиям. Такой коллективный инжиниринговый центр сможет предоставлять новые технологии сразу нескольким предприятиям. Этот механизм модернизации является наиболее рациональным и экономически оправданным. Финансироваться подобные проекты могут заинтересованными финансовыми группами и бизнес-структурами в форме частно-государственного партнерства. Подобные центры позволят предприятиям повысить конкурентоспособность своей продукции посредством сокращения сроков и ошибок проектирования, сокращения трудозатрат и расходов при совместном проектировании. На данный момент подобных центров в России немного, но они есть, и свою эффективность они доказали.

    Формирование  региональной инновационной системы предусматривает решение следующих основных задач: совершенствование механизма взаимодействия между участниками инновационного процесса; стимулирование как бюджетного, так и внебюджетного финансирования; проведение результативной экономической политики, направленной на стимулирование действенных отношений между участниками инновационных процессов; создание благоприятных правовых условий для формирования венчурного инвестирования в инновационные проекты; организация и развитие объектов инновационной инфраструктуры.

    Исходя  из вышесказанного, следует отметить, что развитие инновационной деятельности в Курской области должно стать задачей, объединяющей законодательную и исполнительную власть, бизнес, науку, общественные организации и СМИ, вовлекающей в эту деятельность общество в целом. Вместе с тем ответственность за организацию такой деятельности, конечно, лежит на администрации области.

    С одной стороны, активно формирующиеся финансовые группы и банки проявляют интерес к коммерциализации системных проектов. Но для них важно видение стратегии развития отраслей промышленности, которое без участия государства вряд ли можно сформулировать. Поэтому мы имеем двойственную ситуацию: исполнительная власть не может проверить предлагаемые ей инициативы из-за отсутствия института экспертов, а бизнес ожидает со стороны государства принятия четкой стратегии развития отраслей. Наряду с этим, мы видим появление достаточного количества инициатив и проектов, которые закладывают основы инновационных систем и в то же время сталкиваются с очень серьезными трудностями из-за отсутствия стратегии развития данных процессов у власти.

    Для преодоления сложившегося тяжелого положения в инновационной сфере следует разработать мероприятия, направленные на стимулирование процесса создания действующих региональных систем. Главным заказчиком наукоемкой продукции и наукоемких технологий должно стать государство.

    Государственное регулирование инновационных процессов является неотъемлемым условием для перехода на путь инновационного развития.

    Направления инновационной деятельности Курского региона [2]. Планируется разработка проекта регионального закона «О технопарке в Курской области». Совместно с представителями Курской областной Думы создана комиссия по разработке нормативных правовых актов области, направленных на стимулирование инновационной деятельности. Сформирована рабочая группа по созданию и обеспечению деятельности технопарка Курской области и разработке соответствующего регионального закона.

    Инновационные разработки осуществляют сотрудники высших учебных заведений области и  специалисты предприятий. Наиболее активно в этом направлении работают учёные старейших базовых вузов  области: Юго-Западного государственного университета (ранее КурскГТУ), Курской государственной сельскохозяйственной академии, Курского государственного университета, Курского государственного медицинского университета. Дальнейшее развитие инновационной деятельности является неотъемлемой частью развития региона. Основными звеньями системной интеграции инновационных процессов и региональной инновационной политики Курской области будут являться объекты инновационной инфраструктуры: технопарк Курской области; центр промышленных нанотехнологий и центр геоинформационных технологий при Юго-Западном государственном университете; инновационная корпорация подготовки конкурентоспособных кадров на основе интерактивного взаимодействия со стратегическими партнёрами Курского государственного университета; агропромышленный учебно-научный центр и агротехнопарк Курской государственной сельскохозяйственной академии; центр медицинских технологий Курского государственного медицинского университета.

    Научные разработки осуществляют не только учёные областных вузов, но и специалисты  местных предприятий, причём эта  работа ведётся практически по всем приоритетным отраслям экономики Курской  области. Так, на ОАО «Михайловский ГОК» внедрена современная технология флотационного обогащения железной руды, разработана уникальная инновационная технология производства гематитового концентрата из отходов производства, начато промышленное освоение этой технологии. Всё это способствует значительному снижению затрат на производство продукции, увеличению объёма производства без увеличения добычи железной руды. В машиностроении создаются новые виды высокотехнологичных производств. В ОАО «Прибор» введено в строй новое предприятие «СаТаЛ-Прибор», выпускающее детали и узлы с использованием самого современного оборудования и наиболее прогрессивных технологий. 
 
 

    Список  используемой литературы.

  1. Алпеева Е.А. Формирование региональной инновационной системы

как фактор активизации источников экономического роста Курского региона.//Экономические науки. -2010-№12.- С.324

  1. http://1fitv.ru/REOS/giep/giep_innovation.nsf/html/KURSK

Инновации. Курская область.

Информация о работе Формирование региональной инновационной системы Курского региона