Финансово-промышленная группа (ФПГ) как новая организационная структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Практика развития ведущих индустриальных стран показывает, что одна из форм интеграции финансового и промышленного капитала финансово-промышленные группы (ФПГ) – образуют важнейший элемент экономики этих стран и мирового хозяйства в целом. Проведение активной промышленной политики в России также немыслимо без их создания.

Содержание

Введение………………………………………………………..…….……3

1. Нормативное регулирование деятельности ФПГ………………....….6

2. Основные принципы функционирования ФПГ……………………..10

3. Финансовые аспекты деятельности ФПГ……………………………15

Заключение………………………………………………….…………….19

Список используемой литературы………………………….….………...

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа ИННОВАЦ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 64.57 Кб (Скачать)

     Не  следует, однако, рассматривать ФПГ  как способ минимизации налогов. Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь исправляет в некоторой степени закрепившуюся  в процессе приватизации практику дробления  взаимозависимых финансово-хозяйственных  структур на независимые хозяйствующие  субъекты. Независимость хозяйствующих  субъектов для целей налогообложения  определяется формально по признаку обособления собственности, что  приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри фактически неделимых производственных цепей. Вне этих производственных цепей  производственные стадии продукта зачастую могут не иметь самостоятельного значения и ценности, но с точки  зрения налогообложения они соответствуют  формально независимым юридическим  лицам. Это многократно увеличивает  конечную цену реализации продукта, большая  часть из которой взыскивается в  бюджет, чтобы впоследствии возвратиться в производство в виде государственных  дотаций и прочих льгот. Поэтому  с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее время  формирование налогооблагаемой базы в  российской экономике происходит за счет ее многократного умножения  в производственных цепях, а не в  результате увеличения собственно производства. Тем самым мы имеем дело с ситуацией налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Госдумой Налогового кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с исполнением бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение тех или иных налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное формирование налоговой системы, существенной структурообразующей частью которой могло бы стать законодательство об ФПГ. 
 

 

     

     Заключение

     Экономический кризис в стране, начавшийся в начале 90-х гг. с момента перехода к  рыночным отношениям, является следствием субъективных ошибок реформаторов рыночников. В основу проводимых реформ закладывались  идеи западных идеологов монетаристов, направленные на уничтожение отечественной  экономики, превращение России в  сырьевой придаток мирового капитала.

     В результате промышленное производство в 1998 г. составило порядка 55% к уровню 1990 г., а сельскохозяйственное – не более 65%. Валовой внутренний продукт снизился до 50% по сравнению с 1990 г.

     Одна  из причин резкого снижения объемов  промышленного производства состоит  в нехватке оборотных средств. Нет  оборотных средств – нет производства – нет реализации – нет выручки  – нет оборотных средств. Замкнутый  круг. Положение обостряется отсутствием  у предприятий инвестиций – собственных  и бюджетных. Кредитная политика в течение последних лет направлена на сферу обращения, на обеспечение  сверхприбыли для финансовых спекуляций. Кредитование реальной сферы экономики  практически отсутствует

     Опыт  зарубежных стран, находившихся в длительном экономическом кризисе (Японии и  ФРГ в послевоенные годы) показывает, что один из путей возрождения  промышленного производства и, как  следствие, всей экономики состоит  в развитии приоритетных, экономически эффективных отраслей. В этом необходимо заинтересовать финансовый капитал. Средством  реализации этой заинтересованности выступает  интеграция финансового и промышленного  капитала.

     Практически во всех промышленно развитых странах  финансовые институты издавна управляют  пакетами акций промышленных компаний.

     Создание  эффективной корпорации с учетом особенностей национального бизнеса  и макроэкономического состояния  страны является исключительно сложной  задачей. Наиболее активными субъектами этой деятельности должны быть банки, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а также органы государственного управления.

     Анализ  развития интеграции финансового и  производственного капиталов показал, что создание ФПГ объективный  процесс организационных и институционных изменений, который характеризуется  централизацией и интеграцией финансового  и промышленного капитала и созданием  в условиях первичного накопления и  перераспределения финансов саморазвивающихся  структур.

     В России интеграция финансового и  промышленного капиталов в большинстве  случаев происходит не в интересах  производства, что приводит к нарушению  финансовыми институтами (банками, финансовыми капиталами, фондами  и т.п.) своих инвестиционных обязательств.

     Оптимальной организационно правовой формой интеграции капиталов в российских регионах в рамках крупных административных районов субъектов Федерации  является финансово – аграрная промышленная группа. На ее основе достигается централизация  капитала, концентрация производства, решение финансово хозяйственных  проблем всех участников группы, повышение  эффективности их деятельности.

     Условия создания региональных ФПГ практически  идентичны нормативно правовым актам  формирования и функционирования действующим  в настоящее время отраслевым и диверсифицированным ФПГ. Однако есть общие и специфические особенности  интеграции капиталов в рамках территориальных  образований. Общая особенность  создания региональных ФПГ – это  включение в них предприятий, а также оптовых и розничных  предприятий по реализации производимой ФПГ продукции.

     Специфические особенности создания региональных ФПГ состоят в учете наряду с экономическими социальных, этнографических  и пригодно климатических факторов.

     Повышение эффективности создания и функционирования, региональных ФПГ зависит от решения  ряда организационно–правовых проблем. Это относится к упрощению  структуры материалов технике экономического обоснования создания ФПГ в рамках административных районов субъектов  Федерации и их регистрации, а  также предоставления этим интегрированным  хозяйствующим субъектам более  широкого спектра финансово экономических  прав.

     Для ФПГ необходимо изменить процедуру  регистрации: отменить «разрешительный» характер и установить «заявительный» характер регистрации.

     Решение проблем повышения эффективности  создания и функционирования региональных ФПГ, основные цели которых связаны  с развитием местной экономики, улучшением обеспечения населения  продовольствием и товарами народного  потребления, зависит от усиления роли государства в регулировании  экономических процессов. Имеется  в виду совершенствование налогового законодательства в направлении  предоставления льгот региональной сфере экономики, установления таможенных преград на пути конкурентов отечественным  товарам, а также расширение прав центральных компаний ФПГ в финансово  кредитной сфере.

     Для администраций районных центров  создание ФПГ важное и эффективное  средство решения проблем развития экономики региона, повышения благосостояния и улучшения социально бытовых  условий населения. Местные органы власти имеют значительные возможности  для создания благоприятных льготных условий функционирования интегрированных  хозяйствующих организаций. Активный поиск и реализация этих возможностей должны стать приоритетными направлениями деятельности представительной и исполнительной ветвей районных властей.

     Разработанные методические положения механизма  создания ФПГ являются решением важной прикладной экономической задачи. Ее сущность заключается в обосновании  и формировании методологического  обеспечения процесса организации  новой для территориальных образований  субъектов Федерации организационно правовой формы интеграции финансового, производственного и сельскохозяйственного  капиталов для стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов  и на этой основе ускорения развития региональной экономики.

     Анализ  эффективности создаваемых ФПГ  показывает, что интеграция финансового, промышленного и сельскохозяйственного  капиталов региона целесообразна. Она способствует повышению эффективности  деятельности всех предприятий участников группы, ускорению выхода экономики  из кризиса и решению его социальных проблем.

     На  основе всего вышеизложенного можно  заключить, что ФПГ – бурно  развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям  наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом  управлять их использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры  получают надежного и постоянного  контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и  финансовое обслуживание его нужд.

     Российское  законодательство уже довольно четко  определило механизм и правила функционирования ФПГ. Крупным единственным недостатком  данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более  чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов  не видят в участии банка в  нескольких ФПГ ничего дурного. Укрупнение производственных комплексов, все большая  необходимость использования эффекта  экономии масштаба заставляют консолидировать  производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой, как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мега корпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы

      1. Зайцев Б.Ф., Агурбаш Н.Г., Ковалева Н.Н., Малютина О.А. // Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп. «Экзамен», 2000 г. – 160 с.

    2. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.Е. Казанцева, Л.Э. Миндели. СПб.: Наука, 2000. – 296 с.

    3. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учеб. пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.Е. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2003. – 345 с

    4. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой — М.: ИНФРА-М, 2001. - 238 с.

    5. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент / Под ред. Д.С. Львова. М.: Ступень, 1999. – 244 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансово-промышленная группа (ФПГ) как новая организационная структура